Интервью как жанр журналистики в телевизионной передаче “Новый день”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение интервью как жанр телевизионной журналистики и его разновидности.
Для достижения цели использовала следующие задачи:
- раскрыть понятие жанров телевизионной журналистики;
- раскрыть сущность понятия «интервью»;
- рассмотреть основные виды интервью;
- рассмотреть интервью – портрет как жанр телевизионной публицистики;
- провести анализ и дать оценку подходов к интервью.

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………………3
ГЛАВА 1. Интервью как жанр телевизионной журналистики и его разновидности..................................................................................................5
Понятие о телевизионных жанрах …………..………………....5
1.2 Понятие и виды интервью ……………………………………………........10
1.3 Проведение интервью…………………………………………………........14
ГЛАВА 2. Методика и техника интервьюирования в телепередаче «Новый день»……………………………………………………………………………...21
2.1 Подготовка интервью (общая)…………………………………………...21
2.2 Подготовка интервью (конкретная)……………………………………..25
2.3 Вопросники интервью…………………………………………………….26
2.4 Время, место и способ записи…………………………………………….26
2.5 Начало интервью…………………………………………………………….27
2.6 Основная часть интервью………………………………………………......28
2.7 Завершение интервью………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.10 Кб (Скачать файл)

Партнерский режим общения противостоит двум предыдущим по различным подходам к некоторым базовым представлениям журналистов об источниках информации. Процесс ее поиска, который является необходимым условием подготовки и производства материалов, в первых двух воспринимается как сбор сведений об объектах действительности, а люди, располагающие ими, рассматриваются просто как поставщики сведений, или информаторы. В контексте же партнерского подхода сбор информации осуществляется не с помощью ролевых функций «сборщиков» и «поставщиков» сведений, а в процессе человеческой коммуникации и равноправного взаимодействия двух (или более) людей. Кстати, материал для новостей гораздо чаще, чем мы думаем, возникает в ходе интервью, и в этом смысле новость - продукт человеческого взаимодействия, возникший в результате совместной созидательной деятельности журналиста и его собеседника. Партнерский подход предлагает журналистам сменить профессиональное мышление с позиции «сбора информации» на «поиск новости», выработку нового знания в процессе диалога, когда стороны несут обоюдную ответственность за результат общения. Новость как результат кооперации труда журналиста и собеседника может быть выработана, лишь когда заинтересованность в коммуникации присутствует у обеих сторон, а не только у журналиста, исполняющего профессиональный долг. Этот подход требует большей самоотдачи автора и проникновения в мир собеседника, понимания слагаемых его убеждений, установок, мотивов, даже если это не столь важно для журналистской «истории». Эту модель, однако, многие журналисты не считают оптимальной в таких ответственных ситуациях, когда производство новостей поставлено на поток, когда надо решить определенную узкую задачу и нет времени на партнерство.

Эпоха гражданского общества (для которого характерна свобода  слова) и складывающийся на рубеже веков  новый информационный порядок, поставили  всех участников информационного обмена перед необходимостью пересмотра старых стратегий. Появляются новые подходы  в профессиональной журналистской  практике, основанные на принципах  открытости, прозрачности, толерантности  и уважения к собеседнику. Становятся неактуальными агрессивный почерк «сбора информации» и конфронтационный репортерский стиль. Все реже допускается  вторжение журналиста в поле оценок и мнений, основная тяжесть которых целиком переносится на плечи ньюсмейкеров. Журналист постепенно снимает маску отпугивающей элитарности. Когда самоценной становится информация, все менее популярным оказывается и «разговор по душам», беседа на равных с интервьюером. В этом случае на первый план как источник сведений выходит собеседник, а уж дело журналиста - эти сведения добыть, причем ненавязчиво, с профессиональной легкостью, изяществом, а затем передать по назначению, обществу, в интересах которого он работает. Немалую роль в этом подходе играет и интерактивное участие аудитории, которая может, как полноценный партнер, включиться в процесс интервью. Журналист тогда выступает в роли своего рода режиссера, модератора общения источника и конечного потребителя информационного продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Методика и техника интервьюирования в телепередаче «Новый день»

 

 Интервьюирование, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью, включая  общую и конкретную подготовку;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

Методические принципы интервьюирования можно разделить на базовые (универсальные) и специфичные. Последние представляют собой модификации этой методики применительно к различным типам исследовательских задач. В данной главе будет описана базовая методика интервьюирования в телепередаче «Новый день». 

2.1. Подготовка интервью (общая)

За время практики в  телепередаче «Новый день», мне объяснили, что подготовку интервью принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, а под конкретной – подготовительная работа к проведению интервью с конкретными респондентами по заранее определенной теме.

Общая подготовка к интервьюированию по сути равносильна подготовке квалифицированных интервьюеров. Профессиональные качества интервьюеров, специализирующихся на проведении глубоких интервью, в ряде аспектов отличаются от профессиональных качеств интервьюеров, проводящих формализованные интервью. Я заметила, что главное отличие заключается в том, что при проведении глубоких интервью интервьюеры должны обладать высокой профессиональной подготовкой, тогда как при проведении формализованных интервью образование и профессия интервьюеров практически не имеют значения.  

 

Во время практики я  наблюдала за работниками редакции. Все они были очень разные по-своему интересные люди. Среди них только у единиц было высшее журналистское  образование. Но, не смотря на это, они  отлично справлялись со своей работой. Поэтому я пришла к выводу, что качества хорошего интервьюера складываются не только из владения методикой, социологической подготовки, подготовки в той предметной области, которая исследуется с применением глубоких интервью, но от его индивидуальных способностей.

Из-за того что передача «Новый день» утренняя, она обязана зарядить позитивной энергией и положительными эмоциями на весь оставшийся день не только своих зрителей, но и опрашиваемых. Известно, что хорошо проведенное интервью обладает своего рода терапевтическим воздействием на личность опрашиваемого: снимает тревогу, помогает принимать решения, повышает самооценку и т.д. (на этом основано широкое применение интервью в психотерапевтической практике). Способность вызвать данный психологический эффект и воспользоваться им для получения более полной информации, наверное, является основным качеством хорошего интервьюера.

          В ходе наблюдения, я обнаружила, что есть работники, которые органически не могут терпеть, когда мнение респондента не совпадает с их собственным. Я думаю, что такие люди вряд ли смогут стать хорошими интервьюерами.

         Значительно отличались люди, которые  владели методикой. Владение методикой, в отличие от индивидуальных способностей, приобретается путем обучения. Роль обучения в подготовке интервьюеров исключительно велика.

Герои передачи «Новый день»  бывают очень разные. И чтобы материал получился хорошим, обязательна  социологическая подготовка. Такая подготовка важна по меньшей мере в трех отношениях. Во-первых, каждый интервьюер должен хорошо усвоить известный методологический принцип анализа без оценочных суждений. Применительно к практике интервьюирования этот принцип означает оценочную нейтральность слушания. Во-вторых, социологическая (в первую очередь теоретическая) подготовка делает возможным правильное понимание высказываний респондентов, особенно в тех случаях, когда интервьюер и опрашиваемый принадлежат к различным субкультурам и разным профессиональным областям. В-третьих, указанная подготовка развивает способность интервьюера к фиксации и развитию релевантных тем, что является одной из главных предпосылок успешного проведения интервью.

Подготовка в предметной области исследования означает, что при проведении интервью в сфере экономики от интервьюера требуется квалификация экономиста, в медицине (например, при сборе детализированных анамнезов) – медика, при отработке технологий – технолога, при изучении эмоциональных реакций – психолога и т.д. Особенно часто потребность в предметной квалификации интервьюеров возникает в прикладных и междисциплинарных исследованиях (к последним можно отнести такие области, как экономическая социология, социология медицины и др.). Предметная подготовка, как и общесоциологическая, повышает способность интервьюера к правильному пониманию опрашиваемых и к отбору релевантных тем.

Каждый хороший  журналист  должен обладать всеми этими качествами. Но в то же время, я заметила, что в практической работе достаточно эффективно могут действовать люди, обладающие лишь некоторыми из них. В частности, замечено, что люди с высокой предметной квалификацией в пределах своей области компетенции могут успешно проводить интервью даже без знания методов опроса. Социологическая квалификация способствует быстрому усвоению методики глубокого интервью. Наконец, профессиональный отбор людей, обладающих способностями к интервьюированию, и их обучение позволяют в относительно короткие сроки подготовить интервьюеров, которые могут успешно справляться со своими обязанностями. Учитывая, что люди, обладающие высокой социологической или предметной квалификацией относительно редки, формирование из них штата интервьюеров часто является нецелесообразным. В практической работе можно включать в состав исследовательских групп интервьюеров средней квалификации, прошедших курс обучения методике, оставляя за исследователями высшей квалификации общее и методологическое руководство исследованиями, а также проведение наиболее ответственных или сложных интервью. 

 

Практическое  обучение интервьюированию 

 

Когда я проходила практику не все делала правильно, встречались и сложности. Но хорошая практика -  по существу процесс фиксации и осознания ошибок. Хотя число видов ошибок, допускаемых интервьюерами, очень велико, в ходе исследования я прочитала, что основная их часть может быть сгруппирована в три типа:

-   ошибки, нарушающие психологический контакт интервьюера и респондента, в результате которых респондент «замыкается в себе»;

-   ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемой респондентом информации, в результате которых респондент сообщает не то, что думает, что-то скрывает и т.п.;

-   ошибки, влекущие за собой представление нерелевантных (не имеющих отношения к цели интервью) сообщений. Такие сообщения могут быть правдивы, развернуты, значимы для респондента, но они не продвигают интервьюера к цели исследования.

Практическое обучение навыкам  ведения интервью может быть индивидуальным или групповым. Оба метода могут  сочетаться, однако, их описание следует дать отдельно.

При индивидуальном обучении источником сведений об ошибках могут  быть либо опытный интервьюер, либо респондент. Пробные интервью, проводимые начинающим интервьюером, желательно записывать на диктофон, после чего они могут стать предметом  прослушивания и критического разбора  с участием начинающего интервьюера, преподавателя и, возможно, респондента. Опытный интервьюер, как правило, замечает большую часть ошибок, допущенных его начинающим коллегой и, что особенно важно, может дать квалифицированное разъяснение, в чем именно состояла ошибка. Вместе с тем даже опытный интервьюер порой может лишь догадываться о подлинных чувствах и мыслях респондента. Из этого следует, что важным источником сведений об ошибках может являться сам респондент. Трудность здесь заключается в том, что респондент, не обладающий социологической квалификацией, не в состоянии четко осознавать и квалифицированно характеризовать ошибки интервьюера. Один из возможных путей преодоления этой трудности заключается в том, что роль респондента может играть специалист-социолог. Второй путь заключается в совместном прослушивании записи интервью, в котором участвуют все три участника процесса обучения. В ходе прослушивания квалифицированный интервьюер, наряду со своими комментариями, задает респонденту вопросы, касающиеся его реакций на действия обучающегося интервьюера.

2.2. Подготовка интервью (конкретная)

 

  Конкретная подготовка интервью включает в себя принятие решений по ряду ключевых вопросов исследования. К числу таких вопросов относятся: выбор респондентов, составление вопросника, определение времени и места интервью, определение способа записи. 

2.3. Вопросник интервью

Вопросы корреспонденты придумывали заранее. Вопросы, задаваемые респонденту, подразделяются на те, что подготовлены заранее и сведены в план-вопросник, и те, что задаются непосредственно в ходе беседы и представляют собой оперативную реакцию интервьюера на получаемую информацию. Исследователь должен выбирать, на что он больше будет полагаться: на заранее подготовленные или на оперативно формируемые вопросы.

2.4. Время, место и способ записи 

Время проведения интервью в передаче «Новый день», каждый будний день строго с 9-11 часов утра для ведущих, а для корреспондентов с 9 утра до 4 часов вечера. Мы подготавливались за ранее, договорившись с героями сюжета на счет времени и места записи. Ведь существенным фактором является соотношение времени интервью с обычным распорядком дня респондента. Очень важно, чтобы время интервьюирования по возможности вписывалось в распорядок дня и не слишком сильно его нарушало. Назначать время следует таким образом, чтобы респондент никуда не торопился, иначе интервью получится скомканным. Данное правило относится также к интервьюеру, который и подавно не должен никуда торопиться. Далее важно, чтобы респондент не был слишком уставшим. Если, к примеру, интервьюер добивается встречи с работником, только что вернувшимся из ночной смены или из длительной командировки, шансы на получение серьезной информации не слишком велики. Поскольку респондент дает согласие на интервью добровольно, окончательный выбор времени всегда остается за ним.

Влияние фактора времени  на интервью сказывается в отношении не только момента выбора его начала, но и его продолжительности. Типичная продолжительность интервью сюжетов в передаче «Новый день» составляет от 40 минут до 2 часов.

Место проведения интервью. Эффективность беседы в значительной степени зависит от обстановки, в которой она проводится. Место проведения интервью прежде всего мы выбирали уединенные места. Если в помещение, где проводится интервью, кто-то постоянно входит и выходит, обращается к респонденту с вопросами, раздаются телефонные звонки и возникают другие отвлекающие дела, беседа либо сокращается, либо прерывается вовсе. Такое случилось, когда мы снимали мой первый сюжет про студентку СВФУ в 17 корпусе. После этого я пришла к выводу, договариваясь о встрече, интервьюер с самого начала должен оговорить, что желательна беседа наедине.

Способ записи интервью. Существуют три способа записи: магнитная звукозапись, запись от руки в процессе интервью и запись по памяти.

Я пользовалась способом записи от руки в процессе интервью. Но записать дословно все высказывания респондента в таком случае невозможно. В связи с этим, данный способ записи назвала бы сочетании записи от руки в процессе интервью с последующим восстановлением полного текста по памяти. Поэтому путем записи приходилось фиксировать не фразы, а скорее ключевые слова и обрывки фраз, которые потом, опираясь на собственную память, я могла расшифровать.

Информация о работе Интервью как жанр журналистики в телевизионной передаче “Новый день”