Функции СМИ и их влияние на общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио, телевидение, реклама, интернет) и их функций на жизнь людей.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
1. Найти источники в которых рассматривается данная проблема.
2. Подвести итог влияния СМИ на индивида и общества в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………….5
1.Основные функции СМИ и их сущность….....................................8
2.Общественные функции СМИ……………………………...............12
Глава II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………….26
2.1 Методы влияния на человеческое сознание …..…………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...…50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Дьячкова Д.А..doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Иногда социально-педагогическую функцию определяют также как  управленческую. Фактически все функции СМИ пересекаются между собой: информационная вливается в пропагандистскую, управленческая в социально-педагогическую. И всё же представляется рациональным выделить как самостоятельную функцию социального управления, хотя речь, конечно, идёт не о буквальном регулировании государственной и общественной жизни, но об обязанности СМИ донести до каждого гражданина страны общеобязательные нормативные акты, разъяснить существующие законы и предписания, мобилизовать население на их исполнение, воспитывать в гражданах законопослушание (чего так не хватает российской публике), а в случае несоответствия законов правам человека, международным нормам или просто неэффективности тех или иных статей - привлечь к ним внимание общественности и законодателей, добиваться приведения законов в соответствие с современными требованиями. Одним словом, выполнение функции социального управления предполагает пропаганду образа жизни, соответствующего правовым нормам данного общества. Таким образом, журналистика, информируя общество, одновременно берёт на себя труд поучать людей. Не случайно девиз Британской вещательной корпорации Би-би-си звучит так: “Информировать. Поучать. Развлекать.”.

Сообщение так относится к поучению, как новость - к её комментированию. Хрестоматийная истина мировой журналистики: факт неприкосновенен, комментарий свободен. Это естественный водораздел отделения фактов от мнений. И, соответственно, - информационной функции от пропагандистской. Было бы самым простым заменить идеологически устаревшую формулу печати как коллективного пропагандиста, агитатора и организатора на универсальный девиз Би-би-си. Но не лучше ли из каждой “триады” извлечь рациональное зерно? СМИ должны развлекать, но никто не может лишить их организаторской функции. Так же, как и в других случаях, организаторская функция СМИ нередко реализуется при исполнений других “обязанностей” журналистики. Скажем, телевидение и радио сообщили (информационная функция) о жертвах землетрясения в Армении и нехватке донорской крови в больницах и передвижных госпиталях - и тысячи людей по всей стране выстроились в очереди у станций переливания крови, чтобы безвозмездно помочь пострадавшим. Это ли не результативность организаторской деятельности СМИ? Организаторские возможности пресса демонстрирует при проведении пропагандистских кампаний или, скажем, умелого распространения правовых знаний (социально-педагогическая функция). Но кроме таких форм проявления организаторской функции СМИ есть все основания говорить также о непосредственно-организаторской деятельности. Например, настойчивая работа редакции журнала “Огонёк” привела к созданию массового движения “АнтиСПИД”. Велика роль прессы в борьбе за сохранение уникальной чистоты озера Байкал, спасение Аральского моря, запрет на производство аэрозолей (к сожалению, повсюду, кроме России), из-за которых, как полагают, появляются озоновые дыры. Примеров множество.

Непосредственно-организаторская  функция СМИ проявляется при  выполнении чисто журналистских задач: проведения “круглых столов” в печатной периодике, радиоперекличек и радиомитингов, телевизионных программ с привлечением массовой аудитории (от телемостов до ток-шоу). Сюда же можно отнести внедрение в повседневную жизнь чисто журналистских находок: массовое распространение викторин, придуманных ещё в “Огоньке” Михаила Кольцова, перешедшие границы России интеллектуальные телевизионные игры “КВН”, “Что? Где? Когда?”, полюбившиеся аудитории “Голубые огоньки”, давно ушедшие с экрана, но всё ещё живущие в учреждениях и учебных заведениях.

Понятно, что заговорив о “Голубых огоньках”, “КВНах” и телеиграх, мы вторглись в сферу действия развлекательной, или, как её традиционно называют, рекреативной (от лат. recreatio - восстановление) функции СМИ. Рекреация - отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Некогда отношение к этому роду журналистской деятельности было снисходительным, словно рекреативная функция относится к числу второстепенных. Но функция развлечения также естественна, как естественно стремление человека к развлечению, отдыху, веселью. И тем не менее нельзя идти на поводу у определённой части аудитории и всю деятельность органов массовой информации сводить к круглосуточному развлечению, как это делают, например, некоторые коммерческие радиостанции (добившиеся, впрочем, неплохих рейтингов). Но недопустима и недооценка рекреативной функции, наблюдавшаяся в годы моноидеологии и тотальной пропаганды.

Упомянув здесь рейтинги, как  форму определения эффективности  деятельности СМИ, укажем, что не так давно социологические исследования аудитории, медиамониторинг существовали, по преимуществу, в работах теоретиков и рассказах о деятельности западных СМИ. Появление коммерческой рекламы в отечественных средствах массовой информации сделало, наконец, реальным проведение различных замеров аудитории, поскольку рекламодатели не хотели бросать деньги на ветер, требуя точных данных о популярности той или иной программы, составе аудитории каждого печатного органа, радиостанции и телекомпании. В результате рейтинг стал не просто повседневной формой оценки, но своеобразным диктатором, законодателем мод, пристрастий, приоритетов в журналистской работе. Его Величество Рейтинг нередко заменяет здравый смысл, сложившиеся традиции, перечёркивает умные, тонкие замыслы, а заодно и журналистские судьбы, хотя не вписавшиеся в новые условия работы люди отнюдь не всегда бесталанны и бесперспективны. Таким образом, с одной стороны, коммерческая реклама поддерживает существование независимой прессы, обещая ей возможность свободного беспрепятственного развития, а с другой стороны, она же стимулирует не только прогрессивные, но и прямо противоположные тенденции.

Вполне объяснимо, почему функция  развлечения слабо выражена в  печатной периодике и широко используется в электронной прессе. Читать - это  работа. Читать прекрасную литературу - это наслаждение. Но одновременно - напряжённый труд мысли, интеллекта, чувств.Появление в газетах произведений развлекательной литературы, нередко используемое для поднятия тиража, с некоторой натяжкой можно отнести к выполнению прессой рекреативной функции. Напрямую в этот раздел входит публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов и проч. В близком соседстве с ними рекламное место всегда стоит дороже. Понятно почему: здесь вероятность читательского внимания значительно выше, но ведь сама реклама от такого соседства нередко проигрывает - в тех случаях, когда страдает недостаточной изобретательностью или даже входит в противоречие с развлекательными текстами.

Радио - слушают. Слушать по радио  музыку, художественное чтение, трансляцию спектаклей и концертов - развлечение. Телевизор - смотрят. Смотреть многочисленные развлекательные программы - отдых. Разумеется, эти программы нередко к журналистике не имеют никакого отношения, либо самое что ни на есть косвенное. Правда, даже трансляция концертов нуждается в редакторской работе. В любых телеиграх, от “Поля чудес” до “Любви с первого взгляда”, работа ведущего требует журналистских навыков.

В любом случае, поскольку развлекательные  публикации и программы занимают заметное место в деятельности СМИ, постольку рекреативная функция  имеет непосредственное отношение к журналистике. Однако есть развлечение и развлечение. Даже “Поле чудес” имеет некий познавательный оттенок. А сколько полезного и интересного можно узнать из развлекательной телеигры “Колесо истории”, которую ведёт тот же Л.Якубович! Чрезвычайно важно, когда рекреативная функция “перетекает” в культурно-просветительскую функцию СМИ. Её элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах, но есть газеты и журналы, радио- и телепрограммы (а в прошлом существовал даже отдельный телеканал “Российские университеты”), которые целиком посвящены данной тематике.  
В печатной периодике, кроме специальных публикаций в массовой прессе, сюда можно отнести целый спектр научно-популярных изданий. Общеизвестна просветительская работа российского радио, где большой популярностью пользуются передачи, содержащие полезные сведения, советы и рекомендации в области медицины, права, садоводства, коллекционирования и т.д. На телевидении особым долголетием отмечены просветительские передачи “В мире животных”, “Клуб кинопутешественников”, “Очевидное - невероятное”. Важно не путать культурно-просветительскую функцию с образовательной функцией, поскольку к последней относятся всевозможные регулярные публикации и циклы передач с дидактическим материалом. Например, изучение английского языка при помощи публикаций в журналах “Англия” и “Америка”, инструктивные публикации в газетах на темы “Как стать рекламным агентом”, “Как работать секретарём-диспетчером на домашнем телефоне”. Вспомните широко распространённое в нашей стране учебное телевидения (некогда на ЦТ существовала даже Главная редакция учебных программ). Впрочем, во всём мире существуют радио- и телевизионные университеты, в том числе, платные, которые высылают своим слушателям тексты лекций и контрольные задания, а при успешном окончании курса даже выдают дипломы.

В последнее время многие исследователи  как важнейшую стали называть интегративную функцию СМИ. Подобное мнение представляется справедливым, поскольку в современном обществе, разобщённом государственными границами, национальными особенностями, религиозными пристрастиями и материальным неравенством, ни один идеологический институт не может сыграть той консолидирующей роли, какую играют средства массовой информации. Эта функция - главенствующая в формировании идейной позиции издания, программной и вещательной политики телерадиоканалов. Однако, как мы знаем, эту благородную задачу не всегда и не всем удаётся решать успешно. Особенно важно помнить об интегративной функции журналистики корреспондентам, работающим в “горячих точках”, в местах межнациональных конфликтов. Каждая редакция должна в полной мере осознавать собственную ответственность при использовании материалов, рассказывающих о национальном противостоянии, различных разногласиях, межгосударственных и межрегиональных проблемах, религиозной нетерпимости и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

“...если ты и можешь что-нибудь, показывай  противнику, будто не можешь; если  ты  и  пользуешься  чем-нибудь,  показывай  ему,  будто  ты  этим   не пользуешься; хотя ты и был близко, показывай, будто ты  далеко;  хотя  ты  и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой;  приведи  его в расстройство и бери его; если у него все полно,  будь  наготове;  если  он силен, уклоняйся от него;  вызови  в  нем  гнев,  приведи  его  в  состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если  его  силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него,  когда  он не готов; выступай, когда он не ожидает...”6.

Окружающая нас  реальность  неустанно  и  кропотливо  систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые  события  включаются либо в уже созданные ранее структуры опыта, либо образуют  новые.  С  самого момента рождения мы начинаем собирать и обрабатывать  поступающую  сенсорную информацию. С начала  её  деление  очень  примитивно  –  на  приятное  и  не приятное, но по мере «роста» информация может принимать  различные  значения (например: положительная и отрицательная).

СМИ освещают различные актуальные общественные  проблемы  и  тем  самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так  и  индивидуально. К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, радио,  телевидение,  а  в последнее  время  интернет  и  реклама.  В  последние  десятилетия  средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие  распространения спутниковой связи, кабельного радио  и  телевидения,  электронных  текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных  и  кабельных  текстов),  а  также индивидуальных средств накопления и печатания  информации  (кассет,  дискет, дисков, принтеров). Но наиболее  массовое  и  сильное  влияние  на  общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама.

В  современных  условиях  доступ  к  СМИ  -   это   необходимое   условие формирования влияния. СМИ  -  это  своего  рода  корни,  с помощью которых получает жизненные силы любая организация. Активная роль СМИ связана с  их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса  в  обществе, но  поток  информации  в   современном   мире   настолько   разнообразен   и противоречив, что  самостоятельно  разобраться  в  нем  не  в  состоянии  ни отдельный человек, ни даже группа специалистов.

 

ВЛИЯНИЕ ПРЕССЫ

 

Печать (газеты, еженедельники,  журналы,  альманахи,  книги)  приобрела особое место в системе  СМИ.  Вышедшая  из-под  печатного  станка  продукция несет  информацию  в  виде  напечатанного  буквенного  текста,   фотографий, рисунков,  плакатов,  схем,  графиков  и  других  изобразительно-графических форм,  которые  воспринимаются  читателем-зрителем  без помощи   каких-либо дополнительных средств.  Это  обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность  быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных  в  номер  или  книгу.  Благодаря  этому можно составить общее впечатление о  содержании  выпуска  и,  далее,  выбрав интересующий   материал,   определить   характер   «извлечения»   (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки  из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у  человека есть возможность самому анализировать информацию.

Во-вторых, можно пользоваться возможностями  «отложенного чтения», после первичного ознакомления оставить материал  для  внимательного  и  подробного прочтения  в  удобное  время  и  в  подходящем  месте  (допустим,  перенести знакомство с номером на вечер, прервать  чтение  книги,  чтобы  вернуться  к нему позже и т.д.).

Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе»  и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или  смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). При  этом  чтение текста  и  восприятие  изобразительного  печатного  материала   проходит   в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме,  которые устанавливает  сам  читатель.  Он  может  обращаться  к  одному  и  тому  же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки  на полях  (маргиналии)  и  т.д.,  и   т.п.   Все   это   определяет   множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что  делает  их  на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Информация о работе Функции СМИ и их влияние на общественное мнение