Типы СМИ и их влияние на общественность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

В повседневной жизни мнения и действия людей обычно индивидуальны. Однако в большинстве случаев можно оказать влияние на человека, дав ему искажённую либо просто другую информацию.
В наше время информация решает, если не всё, то многое. Основным помощником для ПР-агента являются средства массовой информации(СМИ). При правильном подходе, СМИ могут помочь или наоборот навредить.

Содержание работы

1. Типы СМИ и их влияние на общественность.
2. Тест
3. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Управление общественными отношениями.docx

— 36.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Типы СМИ и их влияние на общественность.
  2. Тест
  3. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы СМИ и их влияние на общественность.

В повседневной жизни мнения и действия людей обычно индивидуальны. Однако в большинстве случаев можно  оказать влияние на человека, дав  ему искажённую либо просто другую информацию.

В наше время информация решает, если не всё, то многое. Основным помощником для ПР-агента являются средства массовой информации(СМИ). При правильном подходе, СМИ могут помочь или наоборот навредить.

Именно СМИ, создавая и организуя  информационное пространство, играют особую роль в формировании общественного  мнения. Событие всегда становится более значимым, когда приобретает  огласку. Недаром во всем мире СМИ называют «четвёртой властью». К средствам массовой информации относятся печать, радио, телевиденье, а также кинематограф, звуко-, видеозапись и трансляция.

Типология СМИ за последнее десятилетие  основательно изменилась. Это объясняется  влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре  российского общества, которые уже  зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху  почти полностью находилась вне  общего потока развития СМИ, сегодня  оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные  перестроечные и постперестроечные  реформы.

Печатные издания практически  не создают вертикальных структур (от общероссийской до районной газеты), а, наоборот, получило развитие их горизонтального  разделения. Преобразование вертикальной и партийной парадигмы было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций).

Ставшие независимыми издания, ранее  входившие в структуру центральной  прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская правда», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в  начале 90-х гг. Тип центральной  газеты трансформировался, утратив  директивность. Кроме того, доступ к  издающимся в Москве газетам сегодня  крайне ограничен, что отрицательно сказывается на цельности российского  информационного пространства. Нишу, освободившуюся таким образом, занимают региональные и местные издания, уделяющие значительно меньше внимания общероссийским и международным  проблемам.

Получившие независимость газеты недолго оставались в руках журналистских  коллективов и скоро в большинстве  своем стали добычей банков и  корпораций. На смену партийной прессе пришли коммерческие издания, принадлежащие  различного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело  к появлению новых типов и  видов изданий.

 


Управление общественными отношениями. Под ред. Ю.К. Федулова. М.: Вузовский учебник, 2007.

Особое место занимают издания, объединяющие в себе несколько типов, – газеты, включающие как серьезные  информационные и аналитические  блоки, так и разделы, граничащие с бульварщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий набор рекламодателей. К типу таких газет можно отнести «Московский комсомолец», который сегодня пользуется вниманием самой большой читательской аудитории в Москве и Московской области.

Многие тенденции международной  типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного  шара. Глобализация во многом меняет философию  радиовещания. Цифровой радиосигнал  позволяет соединять вешание  глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций сегодня  – бурный рост местного радио благодаря  удешевлению распространения сигнала  и быстроте его передачи через  Интернет или спутники связи. Местные  российские станции уже обозначили свое присутствие на российском радиорынке и сейчас пытаются создать свои сети, даже общероссийские. Так действует  в Москве радиостанция «Эхо Москвы», которая так же, как и некоторые  другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за ее пределами.

Существенные изменения происходят и в типологии телевидения, хотя они в большей степени затронули  мировое телевидение, чем российское. Прежде всего надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение  сосредоточено на сугубо местной  аудитории. В Москве оно действует  на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента – районные или квартальные местные  новости, к которым иногда подверстывают  и городские, и видеофильмы (далеко не всегда лицензионные). Этот канал активно эксплуатируют местные власти – префектуры и управы.

В отличие от прессы, утратившей общероссийскую аудиторию, вещающие из Москвы каналы телевидения сохраняют доступ практически  ко всем регионам России и остаются в этом смысле главным стержнем общероссийского  информационного пространства. Таким  образом, телевидение в России представлено эфирным федеральным вещанием и  региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами. В большинстве случаев  общенациональный экран, который рассчитан  на национальную аудиторию и постоянное освещение развивающихся в течение  дня событий, привлекает большие  аудитории и в регионах, но удаленность  московского телевидения от местных  проблем позволяет успешно развиваться  региональным телекомпаниям.

Общественно-правовое телевидение  освещает проблемы политической жизни, в нем большое место занимают новости, в то время как в передачах  частного ТВ доминируют массовая культура, спорт и, конечно же, реклама. В  России ТВ развивается несколько  иным путем: нет общественно-правового  телевидения, хотя имеется канал, который  называется общественным российским телевидением (ОРТ), но он на 51% принадлежит государству, на 49% – частному капиталу. Таким  образом, типологически это своего рода государственно-частный канал. В России пока относительно мало подключений к Интернету, но его влияние на деятельность средств массовой информации уже весьма велико. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории. В качестве примера можно сослаться на владимирскую газету «Молва», имеющую тираж


Управление общественными отношениями. Под ред. Ю.К. Федулова. М.: Вузовский учебник, 2007.

всего 8 тыс. экз., которая представлена электронной  версией в Интернете и благодаря  этому стала и общероссийской и, может быть, даже в каком-то смысле глобальной, международной газетой, которую читают в 35 странах мира. Ресурсы Интернета – открытое информационное пространство. Интернет заставляет пересмотреть отношение  редакций к рекламе. Та же газета «Молва»  имеет во Владимире магазин, где  продаются картины местных художников, а в Интернете расположила  на своем сайте репродукции этих картин, которые затем продаются  виртуальным посетителям данного  сайта. И этот бизнес развивается  достаточно успешно.

Таким образом, Интернет дает новые  возможности газетам, выводя их за пределы  только местных интересов.

Значительную роль в российском информационном пространстве играют не только электронные версии газет, но и издания, которые существуют только в Интернете, как, к примеру, Gazeta.ru, имеющая широкую аудиторию в России и за ее пределами.

Высокая степень влияния на типологию  средств массовой информации осуществляется через аудиторию. Если телевидение  и радио, несмотря на трудности, достаточно доступны для россиян, то газеты практически  утратили свой когда-то универсальный  охват населения. Значительная часть  российских граждан не выписывает газеты, не покупает их в киосках, обходится  только телевизионной информацией, прежде всего из-за высоких цен  на газеты и журналы. Конечно, это  не единственная причина падения  тиражей газет и журналов. Немалое  значение имеет и определенная потеря доверия к ним со стороны аудитории. Вместе с тем и низкая покупательная  способность населения мешает развитию тесных контактов между газетами, журналами и массовой аудиторией. Отсутствие регулярного взаимодействия с аудиторией обедняет прессу, делает ее еще большей заложницей в политических играх, которые ведут владельцы некоторых изданий.

Московская общероссийская газетная и журнальная продукция малодоступна для жителей регионов, где ее нишу занимают местные издания. Происходит регионализация средств массовой информации. Активно развивается пресса таких  крупных регионов, как Санкт-Петербург, Приморье, Ростов-на-Дону и Ростовская область, Екатеринбург и Урал.

В рамках регионов наблюдаются очень  любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты в большинстве  случаев как бы распадаются на две категории: газеты для области, рассчитанные не только и не столько  на областной, краевой или республиканский  центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пределах этой области, края или республики, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, аудиторией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие  преимущества для поддержания контактов  с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем области.

Кроме того, в ряде регионов существует противостояние мэров региональных столиц и губернаторов, которое проявляется  и на уровне газет. В данном случае структуризация прессы идет по пути создания двух административных уровней: с одной  стороны, газеты с участием губернатора, поддержкой губернаторской власти в  соучредительстве, с другой – газеты с участием городской мэрии и  ее соучредительством. Это способствует поддержанию плюрализма в региональной прессе, отражает иногда внутренние противоречия административного характера, а  иногда и разные интересы населения  городского и сельского, которые  также необходимо учитывать.

Почепцов Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 2009.


Количество  городских газет значительно  больше. Соответственно структура местной  прессы сильно различается в зависимости  от масштаба городов данного региона  и уровня сельского населения. Продолжающаяся тенденция к урбанизации ведет  к тому, что больше читателей становится в городах и соответственно изменяется и структура прессы.

Местное радио по-прежнему использует проводное вещание, хотя сейчас частные  радиостанции развиваются все более  активно.

Телевидение делится на две категории  – частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовложений, и государственное, подчиняющееся  местной власти. Региональное телевидение, по сравнению с телевидением московским, российским, имеет преимущество в  плане поддержания контактов  с аудиторией, но проигрывает с  точки зрения размещения рекламы  и возможностей развития собственной  продукции. По части финансирования государственные телекомпании существенно  уступают частным.

В условиях регионализации мы видим  как бы два среза, два типа СМИ. Если в Москве при всем влиянии  государства на средства массовой информации эти различия не так заметны, то в  рамках региональной, местной прессы деление ее на независимую, коммерческую, частную и государственную рождает  существенные отличительные признаки. И поскольку в России пока не приживается  принцип создания средств массовой информации, отражающих интересы всех слоев и групп населения и  носящих общественно-правовой характер, то это развитие ведет к известной  поляризации прессы частной и  государственной, что не приносит в  целом успеха газетам ни той, ни другой ориентации. В сфере телевидения  конкуренция идет более живо и  активно.

Почепцов Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 2009.


Если же говорить о влиянии прессы на население, то, бесспорно, основными  носителями информации в регионах являются СМИ местного уровня: местное телевидение, местные газеты, местное радио. И  это было бы нормально, если бы местные  СМИ соответствовали современным  стандартам информирования населения.

К сожалению, местная пресса, как  правило, замыкается в локальных  проблемах, меньше внимания уделяя общероссийским и тем более международным. В  этом отношении она уступает общероссийским СМИ. Такой подход способствует не только регионализации страны, информационной фрагментации России, но и в значительной степени уменьшает возможности  самой местной прессы.

Развитие региональной прессы требует  уточнения типологических характеристик  областной, республиканской, краевой  газеты, всех региональных СМИ, для  того чтобы обеспечить единство российского  информационного пространства, когда  общероссийская пресса не в состоянии  доходить до читателей в регионах.

Информация о работе Типы СМИ и их влияние на общественность