Функции СМИ и их влияние на общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио, телевидение, реклама, интернет) и их функций на жизнь людей.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
1. Найти источники в которых рассматривается данная проблема.
2. Подвести итог влияния СМИ на индивида и общества в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………….5
1.1 Основные функции СМИ и их сущность….....................................8
1.2 Общественные функции СМИ……………………………...............12
Глава II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………….26
2.1 Методы влияния на человеческое сознание …..…………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...…50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Дьячкова Д.А..doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Федеральное агентство  связи

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Поволжский государственный  университет

телекоммуникаций и  информатики»

______________________________________________________________

 

Кафедра связей с общественностью

 

 

 

 

 

 

 

ФУНКЦИИ СМИ  И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Курсовая работа

по дисциплине «Теория и практика массовой информации»

 

 

 

 

 

                                                                        

                                                 Студента 2 курса группы СО-82

                                                               Дневного отделения специальности

                                                           030602 – Связи с общественностью

                                                           Дьячкова Дмитрия Алексеевича           

                                                           Подпись__________________                           

                                                        

                                                           Научный руководитель:

                                                           к.п.н., доцент

                                                           Белкин Антон Игоревич

                                                           Подпись___________________

                                                     

                                                                

                                                               

 

Самара, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

 

 

Глава I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………….5

 

    1. Основные функции СМИ и их сущность….....................................8

 

    1. Общественные функции СМИ……………………………...............12

 

Глава II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………….26

 

2.1 Методы влияния на человеческое сознание …..…………………34

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…48

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...…50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бурно развивающиеся процессы в современном  обществе  затрагивают  все стороны жизни, что приводит к  осознанию  значимости  особенностей  развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия  и  взаимоотношений на все стороны деятельности.

В  наше  время  огромное  психологическое  влияние   на   сознание   и

подсознание  человека  оказывают  средства  массовой  информации  (СМИ).  Та реальность,   которую   нам   предлагают   сегодняшние    СМИ,    безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не  предлагает  размышления, анализа. В некоторых случаях эта  информация  может  быть  опасна,  так  как человек принимает её готовой, не задумываясь  и  ему  можно  внушить  очень многое. Поэтому нам часто легче окунуться в поток информации,  чем  критично её воспринимать.

СМИ сегодня - это мощный фактор влияния на состояние людей. За последнее десятилетие было поведено  множество  исследований  по  данному вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение,  реклама, интернет).  Ведь  отличительными  чертами   СМИ   является   публичность   и неоднозначный, противоречивый характер  самих  СМИ,  что  стимулирует  новый рост исследований.

Объектом  данного исследования  выступают   социальные   объекты влияния.

Предметом - СМИ как инструмент воздействия на сознание и действия человека.

Цель: изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать,  радио, телевидение, реклама, интернет) и их функций на жизнь людей.

Выдвинутая нами цель достигается  последовательным решением задач:

1. Найти источники в которых рассматривается данная проблема.

2. Подвести итог влияния СМИ на индивида и общества в целом.

Существует достаточное количество трудов по исследуемой теме. В своей работе использовались разные труды по социологии, политологии, психологии, журналистики, как отечественных, так и зарубежных авторов, а также статьи в интернете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Средства Массовой Информации (СМИ) -  представляют  собой учреждения, созданные  для  открытой,  публичной   передачи   с   помощью   специального технического  инструментария  различных  сведений  любым  лицам1   -  это относительно  самостоятельная  система, характеризующаяся  множественностью составляющих  элементов:  содержанием,  свойствами,  формами,   методами   и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).

У СМИ огромное количество функций в  совершенно  разных  сферах,  как, например:

1) коммуникативная - функция общения, налаживания контакта,  которая называется исходной функцией журналистики;

2)  непосредственно-организаторская,  в   которой   наиболее   наглядно

проявляется роль журналистики как "четвертой  власти" в обществе;

3) идеологичесая (социально-ориентирующая),  связанная со  стремлением оказать  глубокое  влияние  на мировоззренческие основы  и   ценностные ориентации аудитории, на самосознание  людей,  их  идеалы  и  стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4) культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи  одним из   институтов   культуры   общества,   участвовать   в   пропаганде   и распространении  в   жизни   общества   высоких   культурных   ценностей,

воспитывать  людей  на   образцах   общемировой   культуры,   тем   самым пособствуя всестороннему развитию человека;

5) рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород,  туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";

6) рекреативная   (развлечения,   снятия   напряжения,    получение удовольствия).

СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

Общественное  сознание – это  отражение  материального  отношения  людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют  на  каждого человека в отдельности, формируя  определенные  одинаковые  эмоции  и  действия.  Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового  сознания,  заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям  действительности.

Общественное  мнение  во  многом  определяет   общественную   жизнь   и направляет деятельность некоторых  социальных  институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные  для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения  общественного мнения, можно сделать вывод, что  и  общественное  мнение  может  определять деятельность  СМИ.  Но  и   само   общественное   мнение   формируется   под воздействием различных факторов2[2].

Отличительные черты  СМИ – это  публичность,  т.е.  неограниченный  круг пользователей; наличие специальных технических приборов,   аппаратуры; непостоянный объем  аудитории,  меняющейся  в  зависимости  от  проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств   распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения),  радио (передачи  звуковой  информации   с   помощью   электромагнитных   волн) и телевидения (передачи  звуковой   и   видеоинформации   также   с   помощью электромагнитных волн; для радио  и  телевидения  обязательно  использование соответствующего приемника).

Благодаря  использованию  этих  коммуникационных  средств  возникли   три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из  которых  состоит из огромного числа каналов — отдельных  газет,  журналов,  альманахов,  книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться  как  по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема  выполняет  свою  долю  функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

У печати есть свойства, по которым  она  проигрывает  другим  средствам коммуникации.  Если  телевидение  и  особенно  радио   способны   передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией  обречена  на  дискретность  выпуска  номеров  и  книг. В настоящее  время  частота   выпуска   печатной   периодики колеблется от ежедневного  (газета)  до  ежегодного  (альманах).  Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других  средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования.  Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между  подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его  «потребителем».  Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

Телевизионная специфика родилась как  бы  на  пересечении  возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло  возможность  передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - тот сигнал  одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет  кинематографический  характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Печать,   радио   и   телевидение   представляют   собой   своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых  обладает  рядом особенностей, проявляющихся  в  виде  и  способах  донесения  информации  до аудитории.  Однако  при  наличии  специфичных  свойств   печать,   радио   и телевидение  имеют  нечто  общее  —  это  способность  донести  до  массовой аудитории более или менее  оперативно  словесно-понятийную и эмоционально – образную информацию. Но есть и  своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо   одному   средству (кинематографическое    изображение    на телевидении,  словесно-буквенная  информация  в   прессе,   в   невизуальное звуковое сообщение на радио).

Достижения человека в области  науки и техники позволили  появиться таким СМИ как интернет и реклама. В последние  годы  наблюдается  ускоренная  компьютеризация  всех  сфер общественной жизни  и  на  пути  развития  информационных  технологий  почти полностью отсутствуют  какие-либо  барьеры.  Интернет  –  порождённая  этими технологиями глобальная система поиска и передачи информации, в  СМИ  играет не последнюю роль.

 

    1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СМИ И ИХ СУЩНОСТЬ

 

 Если рассматривать медиа в целом, то можно выделить следующие девять функций СМИ в жизни общества:

1. Информационная функция. В данном случае имеется в виду удовлетворение потребностей общества в получении необходимой информации, или опубликовании имеющих общественное значение фактов и событий местного и глобального значения, отражающих важнейшие политические, социально-экономические, культурные и другие процессы, которые в совокупности составляют объективную картину жизни общества. 

2. Идеологическая функция восходит к пропаганде национальных и общечеловеческих ценностей и норм, нравственных ориентиров, политических и экономических основ развития общества, принципов демократии и свободы.

3. Функция социального контроля. Предполагает публикацию общественно значимых фактов социально-политической и экономической жизни страны, касающихся соблюдения законности, социальной справедливости, защиты конституционных и международно-признанных фундаментальных прав и свобод всех членов общества.

4. Нравственно-воспитательная функция. Имеет тесную связь с идеологической функцией, отображая морально-эстетичекие приоритетные образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представления о том, что такое добро и зло.

5. Познавательно-образовательная функция. Восходит к общеобразовательной и научно-познавательной тематике материалов, которые решают конкретные задачи дополнительного обучения и повышения квалификации членов общества.

6. Консолидационная функция.  Стремление к выражению интересов всех групп населения, пропаганде терпимости, взаимоуважения, общественного примирения и консенсуса, уравновешивания и консолидации во имя всеобщего решения насущных проблем общества. 

7. Рекреативная функция  направлена на обеспечение досуга, приятного времяпрепровождения, отдыха, восстановления сил (рекреации), освещения событий и представления материалов развлекательного характера.

8. Инновационная функция. Сравнительно новая функция СМИ, сущность которой заключается в том, что в условиях динамично развивающихся процессов, СМИ выполняют разъясняющую, подготовительную роль, создают предпосылки для адекватного принятия новых процессов, с целью избежания неприятия инноваций и скорейшей адаптации к возможным переменам. Данная функция важна ещё и потому, что общества в основном глубоко консервативны и всегда в той или иной степени оказывают сопротивление переменам, в то время как задача СМИ в данном вопросе по возможности ускорить их принятие и способствовать их институционализации.

Информация о работе Функции СМИ и их влияние на общественное мнение