Функции СМИ и их влияние на общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио, телевидение, реклама, интернет) и их функций на жизнь людей.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
1. Найти источники в которых рассматривается данная проблема.
2. Подвести итог влияния СМИ на индивида и общества в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………….5
1.1 Основные функции СМИ и их сущность….....................................8
1.2 Общественные функции СМИ……………………………...............12
Глава II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………….26
2.1 Методы влияния на человеческое сознание …..…………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...…50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Дьячкова Д.А..doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

ВЛИЯНИЕ РАДИО

 

Вторым по времени появления  средством  массовой  коммуникации  является радиовещание. Наиболее характерной его чертой  является  то,  что  носителем информации в данном  случае  оказывается  только  звук  (включая и паузы).

Радиосвязь (использующая радиоволны —  эфирное  вещание,  осуществляемая  по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать  информацию  на неограниченные расстояния, причем  получение  сигнала  происходит  в  момент передачи (или — при передаче на  очень большие  расстояния  —  с  небольшой задержкой).  Отсюда  возможность  такой  оперативности  радиовещания,  когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего  невозможно в принципе добиться в  прессе.  Кроме того,  радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к  печатным  изданиям  и телевидению.

Если первоначально радио было  способно  транслировать  только  речевые сообщения,  то  по   мере   совершенствования   передающей   и   принимающей радиотехники стала возможной передача звука  всех  типов  —  звучащей  речи, музыки,  шумов.  Благодаря  этому  радио  способно   создавать   полноценную звуковую  картину  мира.  Изобретение  различных   способов   записи   звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить  полностью или “цитировать” давно прошедшие передачи, и т.д.

Характерным  для  радио  является  вневизуальность - (лат. Viceo- «видение»). На первый  взгляд  это  недостаток  радио,  на  самом же  деле,

составляя  глубокую  основу  специфики  радио,  вневизуальность   позволяет

реализовать возможности звука  в такой мере, в  какой  не  позволяет  сделать

это телевидение. Отсутствие  видеоряда  представляет  слушателям  радио  две группы  возможностей   восприятия.   Слушатели   радио   имеют   возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не  отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, “не делит” своего  внимания   между звуком и тем,  что  его  сопровождает.  В  этом  смысле  существует  большая разница между прослушиванием концерта  классической  музыки  по  радио  и “слушанием –  смотрением”  его  по  телевидению  (ведь  в  первом  случае  - аудитория воспринимает уже “сделанное” произведение, а  во  втором  – имеет возможность  наблюдать  за  тем,  “как  делается"  произведение   дирижером, оркестровыми  группами,  отдельными  оркестрантами  и  т.д.)  Радио  как  бы отфильтровывает  звук  от  всех  других  элементов  ситуации,  несущих   при зрительном восприятии информацию, часто ненужную  и  даже  нежелательную,  и тем самым сосредоточивает восприятие на нем “самом по себе”. Но  “монополия" звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории “увидеть”,  как  и кем создается “звуковая картина”.

Помимо этого, еще одна особенность радио – та, что отсутствие видеоряда позволяет слушателям проявить свои способности  “фантазирования”  мысленного образа.  Радиотеатр,  радиомемуары,  чтение  художественных  произведений  и передача литературно - музыкальных композиций позволяют создавать с  помощью музыки и текста свое видение персонажа,  соответствующее  личному  характеру восприятия художественного произведения (хотя актер  или  ведущий  некоторым образом “задает рамки” слушательской фантазии).

 

 

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

 

Телевидение  вошло  в  жизнь  в  30-х  годах  и  стало,  как  и  радио,

равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации  в  60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и  по  ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение)  выдвинулось  на первое место.

На телевидении возможна организация  оперативных передач как из  студии, так  и  с  места  событий  (хотя  прямое  включение  имеет  ряд   трудностей технического порядка, преодолеваемых  с  развитием видеотехники  и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей  прямо  в эфир  с  места  события,  в  значительно  большем,  чем  у  радио,  «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа  рецепторов  человека,  что  обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

На телевидении “аудио” и  “видео” могут выступать  и  на  равных,  но  в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой  ряд  либо на видеоряд  (как,  например,  передача  из  картинной  галереи).  Специфика телевидения   определяет   особенности   всех    типов    программ     и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Со СМИ и телевидением в частности давно уже считаются как  с  серьезной силой в обществе. Эта тема не выходит из «моды».  Однако,  несмотря  на  то, что  телевидение  –  явление  комплексное,   многомерное,   работ,   которые учитывали бы  комплексность проблемы влияния СМИ  на  культуру  общества  не так уж и много. Чаще ученые исследуют ту или иную сторону явления, не  ставя задачу  дойти до осознания проблемы как целого, как системы. Это –  один  из самых экономичных способов работы,  когда  сужение  круга  исследовательских интересов способствует выявлению наиболее действенных  связей  и  устойчивых тенденций. Однако,  ознакомившись  с  литературой  по  данному  вопросу,  мы столкнулись с нехваткой ясных подходов к изучению телевидения.

Телевидение как СМИ существует чуть более  полувека,  однако,  даже  за такой небольшой по историческим меркам промежуток времени  оно  стало  одной из важных социальных потребностей человека. Однозначно, что ни одно из  ныне действующих  средств  массовой  каммуникации  не   может   соревноваться с телевидением по величине и силе влияния  на  общественные  процессы.  И  чем больше  вес   данного   института   в   социальной   общности,   тем   лучше прослеживаются основные функции телевидения:

1. развлекательная;

2.информативная (сообщения о  фактах, значимых для данной общности);

3. передача духовного наследия, трансляция ценностей культуры;

4. воспитательная, основанная на  принятых установках;

5. Рекреационная, и т.д.

Мы вплотную подошли к СУБЪЕКТИВНОМУ  в  отношениях  зритель-телевидение. На индивидуальном уровне зритель может и не ощущать,  что  его  информируют, обучают или воспитывают. Крайне редко человек включает  телевизор  для  этих целей. Повторим еще  раз,  телепередатчик  включается  потому  что  по  нему передают «перемены». Это является основным стержнем любой  передачи.  И  все многообразие телепередач можно свести к двум типам:

1. телепередачи с сюжетом;

2. телепередачи с личностью.

С сюжетом все выглядит достаточно ясно. Так или иначе, даже репортажи  в информационных программах сами журналисты называют «сюжетами». То  же  самое происходит  и  в  популярных  телеиграх  и,  безусловно,  в  телефильмах   и сериалах.

С личностью все выглядит немного  сложнее. Здесь, кажется, наша теория о зрительском внимании дает основательную трещину… Распутать этот узел  можно, начав с  самого  слова  «личность».  Чаще  всего  мы  используем  со  словом личность  прилагательное  «сильная».  А  сила,  как   известно,   производит изменения. Таким образом, личность на экране интересна, прежде  всего,  тем, что она меняет или уже изменила  что-то  в  себе,  в  своей  отрасли  или  в обществе в целом.

 

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА

 

Что же такое Интернет? Сегодня  он, безусловно, несет в себе оттенки  всех трех вышеназванных функций - связи (как  источник  коммуникаций),  СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса).

Вопреки  некоторым  пессимистическим  прогнозам,  существующая  система виртуальной реальности  интернета,  на  данный  момент  не  только  приносит пользу, но и в некоторых случаях, спасает общество от глобальных  катастроф.

Человеческий фактор в «повседневности».  Этот  термин  под  флагом  «учет психологии индивидуума в общественных процессах»  перешел  в  социологию  из техники, где он  означает  влияние  оператора  на  технологический  процесс.

Несмотря на продолжающиеся дискуссии  в  области  психологии  и  социологии, думаю,  выделить  компоненты  «человеческого  фактора»  в  общем-то  не  так сложно.  В  индивидуально-психологическом  аспекте  -  это  влияние  органов чувств на модель «я», создаваемую человеком в процессе  его  индивидуального развития,  а  в  социально-психологическом  -  влияние  места,   занимаемого человеком в обществе, на модель «я и  они»,  которая создается в процессе социального развития7. Эти модели взаимосвязаны и взаимодействуют.  Насколько быстро  человек  может  измениться  и  как  много  времени  потребуется  для формирования  новых  мировоззрения  и  образа  жизни  -   это   и   означает взаимодействие между моделями «я» и «я и они».

Сегодня на пути развития компьютерных информационных  технологий  почти полностью отсутствуют  какие-либо  барьеры.  Интернет  -  порожденная  этими технологиями система  поиска  и  передачи  информации  несомненно,  в  самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Шаг в шаг  с развитием   этой   обширной   информационной   структуры    идет    развитие взаимосвязанной с ней другой системы - виртуальной реальности.

Современная психология обычно описывает  пассивных субъектов,  формируемых активной средой, или же активных субъектов, действующих в среде,  лишенной сопротивления, но  практически  никогда  -  активных  субъектов  в  активной среде. А феномен Интернета как  раз  и  дает  пример  именно  такой  системы отношений.

Как мы видим, системы виртуальной  реальности  все  больше  оказываются задействованными  в  процессе  жизнедеятельности  человека,  а  также  всего общества. Вполне разумным, правильным и своевременным является стремление всесторонне  изучить  возможности   виртуальной   реальности, степени   ее проявления, стороны её влияния.

Глубокое и  всестороннее  изучение  этого  явления  открывает  огромные возможности  для  творчества,  обучения,  моделирования  и   многих   других областей, а  виртуальные  технологии,  созданные  и  применяемые  на  основе понимания явления виртуальной реальности, принесут  несомненную  пользу  как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

На  сегодняшний   день   существуют   отдельные   исследования   систем виртуальной реальности, выражающие различные мнения относительно  будущности этих  систем.  Существует  немало  оптимистических  прогнозов,  при  которых исследователи,  ученые,  аналитики  с  убеждением  заявляют   о   том,   что Человечество, несомненно, ожидает полное возможностей цифровое будущее8  [6].

Существуют и противоположные  мнения,  утверждающие,  что  свершившийся  факт информационной   революции   и   грядущее   новое   социально-информационное устройство   общества,   построенное   на   базе   экономики,   использующей высокотехнологические электронные  инструменты,  говорит  о  неблагоприятных последствиях для общества в целом. Некоторые авторы  убеждены,  что  системы виртуальной  реальности  ни  в  коем  случае  не  должны  интегрироваться с информационной  системой  Интернет,  а  должны   развиваться   в   замкнутом пространстве. В противном случае, утверждают, к  примеру,  С.  Нехаев  и  Н. Кривошеин – выступая в качестве катализатора, Интернет во  взаимодействии  с виртуальной реальностью породят саморазвивающийся  кибернетический  организм –   искусственный    разум,    последствия    чего    являются    совершенно непредсказуемыми9

На сайте www.poll4all.ru был проведен опрос, цель которого  состояла  в определении  того,  какому  из  источников   получения   информации   отдает предпочтение аудитория (о целесообразности использования Интернет как  среды проведения психологических исследований можно подробно  прочитать  в  работе А. Жичкиной)10. Общее количество респондентов на 1.11.2002  г.  составило 263 человека, среди них 72% это мужской пол; основная возрастная группа  26-30 лет (41%), имеющая   высшее  образование  (55%),  все  являются  жителями различных регионов России. Интернет имеет такие уникальные характеристики:

• глобальность - предоставляет немедленный  доступ  к  информации  со  всего мира;

• децентрализованность - отсутствие контроля, который  существует  в  других электронных СМИ (телевидение и радиовещание),  несвязанность  географическим расположением  дает  возможность  обнародовать   информацию   вне   контроля правительств, монополий или олигополий;

• открытость - имеет низкие барьеры  к доступу, низкую стоимость  создания  и распространения информации;

• безграничность - имеет неограниченную возможность держать информацию;

• интерактивность - позволяет  общение  одного  человека  с  другим,  одного человека со многими людьми, а также множества людей с одним человеком;

• инфраструктурная независимость - не связана ни  с  одной  инфраструктурой, кроме телефонной системы;

• подконтрольность пользователю - пользователь может  контролировать,  какая информация достигает его  компьютера  и  какая  информация  выходит  из  его компьютера.11

 

 

2.1 МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Информация о работе Функции СМИ и их влияние на общественное мнение