Феномен медиаличности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Мы живем в обществе, называемом информационным или постиндустриальным. В нашу жизнь и речь все шире входит понятие «медиа». Медиа – это не только система расширяющихся коммуникаций, но и особая реальность, в которой мы живем и которая воздействует на нас. Ежедневно мы подвергаемся атакам этой реальности и не замечаем этого. Но это нисколько не умаляет их значения, ведь наша картина мира складывается из совокупности информационных «ударов», получаемых нами из сотен и тысяч каналов в день: интернета, телевидения, радио, прессы, рекламных растяжек, кино и т.д. Все это –медиа.

Содержание работы

Введение - 3 -
Глава 1. Медийная личность как субъект медиакультуры - 5 -
1.1 Основные понятия: медиа, медийность, медиакультура - 5 -
1.2 От медиаобраза - к медиаличности - 7 -
1.3 ТВ как феномен медиа. Его роль в формировании медиаобраза - 10 -
Глава 2 Александр Гордон – медиаличность - 12 -
2.1 Творческая биография Александра Гордона - 12 -
2.2 Основные проекты. Краткая характеристика - 14 -
2.3 Александр Гордон как медиаличность: парадоксы и противоречия - 16 -
Заключение - 19 -
Список литературы - 20 -

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Горкуновой Евгении отаас.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

Мы живем в обществе, называемом информационным или постиндустриальным. В нашу жизнь и  речь все шире входит понятие «медиа». Медиа – это не только система расширяющихся коммуникаций, но и особая реальность,  в которой мы живем и которая воздействует на нас. Ежедневно мы подвергаемся атакам этой реальности и не замечаем этого. Но это нисколько не умаляет их значения, ведь наша картина мира складывается из совокупности информационных «ударов», получаемых нами из сотен и тысяч каналов  в день: интернета, телевидения, радио, прессы, рекламных растяжек, кино  и т.д. Все это –медиа.

Посредством каналов медиа мы потребляем не только готовые ситуативные и предметные модели, но и модели человеческого поведения. Мы все чаще видим на экране, слышим по радио, читаем в прессе «лидеров медиа-продаж» - людей, чьи имена у всех на слуху, кто является объектом внимания,  а иногда даже и поклонения. Появляясь практически повсеместно, они транслируют свой образ жизни,  моральные, жизненные установки, отношение к происходящему в стране и мире  и даже свой имидж. Среди них – и известные российские телеведущие. В этой курсовой работе мы назвали это явление феноменом медиаличности и рассмотрим его на примере телеведущего Александра Гордона.

Актуальность исследования обусловлена  необходимостью ориентации в масс-медийном пространстве и изучением степени и принципа влияния на сознание зрителя наиболее ярких медиаличностей.

В данной работе предпринята.попытка  описать понятия медийности, медиа-образа, медиа-персоны и медиа-личности. Основное внимание сосредоточено на раграничении трех понятий: медиа-образа, медиа-персоны и медиа-личности и  выделении критериев качественного отличия  одного от другого. Понятие медиаличности как определенного метода трансляции персональных установок рассмотрено более подробно и на нем строится вторая глава курсовой работы.

В основу методологии положены принципы системности и комплексности, сравнительный  метод, метод аналогии.

Инструментарий и выводы исследования базируются на основных положениях компетентностного  подхода, применяемого в психологии, культурологи и философии, на анализе телевизионных передач Александра Гордона и интервью с ним в контексте исследований феномена медиаличности.

Эмпирической базой исследования послужили радио- и телепередачи А.Гордона («Закрытый показ», «Гордон Кихот», «Гражданин Гордон», «Хмурое утро»), а также программы  и интервью с его участием («Школа злословия», «Познер», «Моя родословная», «Пока все дома»).

Цель исследования - определить понятия  профессиональных и  индивидуальных критериев медиаличности А. Гордона, проанализировать их состав и содержание, на примере его работ выявить противоречия в его профессиональной методологии телеведущего.

Объектом нашего исследования стала  авторская стратегия творческого  поведения, порожденная масс-медийной культурной средой и реализуемая там же – в пространстве масс-медиа. Предметом – особенности медийного поведения известного телеведущего Александра Гордона

 

 

Глава 1. Медийная личность как субъект медиакультуры

 

Для ориентации  в медийном пространстве необходимо рассмотреть некоторые ключевые понятия этой среды, очертить смысловое поле изучаемого нами феномена.  Несмотря на то, что исследование пространства массовых коммуникаций  с начала 20 века занимались многие ученые (Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, Д. Белл, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет, Ч. Пирс, Д. Соссюр, Э. Тоффлер, М. Кастельс), на сегодняшний день нет четкого определения как самому понятию «медиа», так и предметам и явлениям медийного мира. Существующее понятие «медиалогии» не дает исчерпывающего ответа на вопросы о возникновении, принципах действия и перспективах развития медиа среды.

 

Медиалогия  (media studies, medialogie) – наука, изучающая гуманитарные аспекты развития медиа, характер, формы, результаты их воздействия на социум. Близкие понятия: коммуникативистика (communication studies), коммуникология (communication studies), теория коммуникации (communication theory) [Федоров 2010: 25]

 

Теоретики медиалогии не всегда в  состоянии описать весь спектр понятийных и феноменальных явлений этой среды. Это объясняется тем, что все нас окружающее сегодня – аспекты медиа, трансформирующиеся ежедневно в той или иной мере. Поэтому про определении терминологического «поля» нашей проблемы, мы использовали несколько источников. В частности «Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности» Федорова А.В., работы М. Маклюэна и С.Жижека.  Понятия «медиаперсоны» и «медиаличности» методом сопоставления и аналогии мы попытались дать самостоятельно.

 

1.1 Основные понятия: медиа, медийность, медиакультура

 

Наступившее время масс-медиа, активно  осваивающее все стороны жизнедеятельности современного человека, позволяет ему посредством общения с медийной культурой жить не только в реальном, но и в виртуальном (медийном) мирах. Все явления сегодняшней действительности являются как бы инструментами, каналами  медиа, по словам Валерия Савчука «возникает странное чувство, что почти к любому термину уже можно добавить слово медиа и он будет действительно работать в новой общественной и научно-технической ситуации».[Савчук 2009: 227]

В  словаре Федорова дается следующее  определение «медиа».

Медиа (media, mass media) – средства (массовой) коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией) [Федоров 2010: 24]

 

В контексте нашей работы и согласно поставленной нами цели это определение недостаточно раскрывает суть понятия медиа, здесь дается трактовка медиа как технического средства коммуникации. Действительно, если смотреть на медиа в историческом контексте оно возникло от латинского medium — «посредник, средство» и первоначально использовалось  в английском языке с XVI в., в XVII в. в языке философии, а с XVIII в. начинает применяться к исторически первому средству массовой коммуникации — газетам. Но  с возникновением  радио   и телевидения появляется новое понимание этого феномена.  В 60е годы XX века  в работах Герберта Маршалла Маклюэна формулируется мысль о том, что медиа – качественно меняющие картину восприятия и реорганизующие образ жизни человека средства взаимодействия его с окружающим миром. Сюда ученый включает абсолютно разные вещи: электрический свет, дороги, числа, город, деньги, реклама, колесо, транспортные средства, фотография, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, телефон, кино, радио, телевидение, оружие и многое другое. Все это в процессе массовой коммуникации становится атрибутами медиа.

Несколько иной взгляд мы видим в  статье Славоя Жижека «Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия». По его мнению, медиа – все, что подверглось процессу медиатизации, «воздействующей на наши повседневные жизни таким образом, что субъект оказывается все в большей и большей степени «опосредованным», «медиатизированным», незаметно лишаемым своей власти под фальшивым прикрытием якобы ее усиления»[ Кириллова 2008: 28].

Медиатизация (по Жижеку) — это процесс превращения реального объекта в искусственный [Кириллова 2008: 29].

Явление или субъект, подвергшийся медиатизации становится медийным. По словам В. Савчука, медийность — это «экзистенциальный проект жаждущих пробиться и достучаться поверх и через газетную полосу, теле- и радиоэфир»[Савчук 2009: 230]. Иными словами, это наличие у объекта информационного, психотерапевтического, эмоционального посыла.

Сегодня искусственность  и медийность мира объясняется тем, что он создан для донесения до реципиента определенной информации, установки, поведенческой модели и т.д. Для увеличения эффективности  и упрощения «раскодировки» сообщения  в технологиях медиа применяется усиленная образность, «мифологизация» транслируемого. Для «правильного» понимания  медиа-сообщения и для описания и систематизации уже бытующих в среде медиа-образов существует медиакультура.

Медиакультура (media culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа. [Федоров 2010: 25]

  Таковы общие термины, которые  в дальнейшем будут использоваться на страницах нашей работы. Перейдем  к основным категориям, необходимым для анализа исследуемого нами феномена: медиаличности, медиаперсоне  и медиаиндивидуальности.

1.2 От медиаобраза -  к медиаличности

 

Исследуя методику и принципы восприятия человеком медийного «тела», следует  отметить, что наиболее сильное воздействие  на психику имеют образы. Причем, чем образ ярче, целостней и  однозначней – тем выше результат, для достижения которого этот образ создавался и транслируется. Изучением специфики восприятия образов занимается медиафилософия  и медиапсихология. Медиафилософия, изучает общие принципы воздействия медиа-среды на человека и здесь медиа выступает «не столько как предмет познания, но как условие познания, действия, мысли» [Савчук 2008: 25]. В одном из своих интервью Валерий Савчук – один из теортетиков медиафилософии, заметил, что один из основных вопросов этой науки - о «способе конституирования социального и индивидуального тела, об условиях понимания и признания другого, о том, что медиа есть не предмет, но процесс, в котором они (социальные и индивидуальные тела) раскрывают себя» [Савчук 2008: 39].

Про исследуемый нами  в этой курсовойобъект мы не можем сказать, что это образ или медийный артефакт. Первое не раскроет его сути как средства коммуникации, второе - как эмоционального, импрессивного посыла. Поэтому мы вводим понятие медийного образа.

 

Образ медийный (media image) – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме медийного повествования. [Федоров 2010: 24]

Не стоит путать  образа и  имидж.

Имидж медийный (media image) – специально созданный медийный образ (человека, предмета, явления) с целью популяризации, рекламы и т.д. [Федоров 2010: 17]

Образ – более обобщенное понятие, а поэтому более полное. Степень  искусственности, нацеленности на результат  в имидже выше. Образ же, хоть и  создан для того, чтобы сформировать у зрителя вполне однозначное  мнение, может бытовать в масс-медийной среде лишь как «усилитель» реальных качеств объекта. Примером медиа-образа на отечественном телевидение может служить пародист М. Галкин, ведущий И. Ургант, Л. Якубович.

Не стоит отрицать тот факт, что в медийной среде  есть люди, не слишком стремящиеся  к известности или даже избегающие появлений на публике. Но, следуя неким правилам игры, они вынуждены высказывать свое мнение по тем или иным вопросам, предоставлять отчет о своей деятельности, участвовать в официальных мероприятиях, транслируемых по каналам медиа. Это чаще всего политики, некоторые бизнесмены, писатели.  У аудитории существует их образ в подсознании, но какова особенность характеристики этого образа? Обращаясь  к многим теоретическим источникам, мы нашли похожее видение этого явления в работах психоаналитика Густава Юнга, он называет это «персоной».

ПЕРСОНА – «это маска, надеваемая личностью в ответ на требования общества; это – ширма, личина, не позволяющая взглянуть на действительное лицо человека. Она характеризует то, каким человек является самому себе и другим людям, но не то, каков он есть на самом деле. Персона выступает «в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам». [Лейбин 2010]

К примеру, Лев  Николаевич Толстой в начале ХХ века был популярнейшей персоной, его  имя не сходило со страниц печатных СМИ. Но сам он, выступая как публицист, не стремился функционировать в  СМИ или создавать свой особый имидж. Сегодня это, например,  бизнесмен, ринувшийся в президенты – Михаил Прохоров.

Но есть и другой «сорт» людей медийной сферы. Они  появляются практически повсеместно, можно сказать, живут  в медиасреде: имеют свои передачи, появляются в  качестве гостей в теле и радио-эфире, пишут книги, ведут блоги, появляются на официальных церемониях и т.д. При такой активности трудно носить маску медиаперсоны и постоянно стараться не забыть о своем медиа-образе. Поэтому индивидуальные качества этих людей со временем тоже начинают транслироваться по каналам медиа. Этот феномен мы назвали «медиаличностью» и поговорим о нем подробнее.

Как говорил Л.С. Выготский «личность  становится для себя тем, что она  есть в себе, через то, что она  представляет собой для других». [Сосновская 2005: 186] Личность в рассматриваемом нами контексте - это, прежде всего, «субъект свободного, ответственного, целенаправленного и активного поведения в медиасреде, выступающий в восприятии других людей и в своем собственном в качестве ценности и обладающий относительно автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных и неповторимых индивидуальных качеств. При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность и одновременно целостность личности признается ее сущностью»[Лейбин 2010] .

Информация о работе Феномен медиаличности