Шпаргалка по "Методика физвоспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 01:12, шпаргалка

Описание работы

№ 1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.

Файлы: 1 файл

Шпоры по методике физического воспитания.docx

— 227.32 Кб (Скачать файл)

Обучение передвижению на лыжах происходит поэтапно с использованием показа образца движения и объяснения последовательности двигательного действия. Прекрасное обучающее воздействия оказывает рассмотрение рисунков, диафильмов, дающих представление о правильной ходьбе на лыжах. Навыки передвижения на лыжах закрепляются в подвижных играх «Догонялки», «Шире шаг», «Встречная эстафета», «Не задень» и др.

Занятия по обучению катанию на лыжах проводятся с постепенным увеличением времени его проведения от 15 до 40 мин. После того как все дети группы научатся хорошо ходить на лыжах, можно устраивать для них прогулки за пределами участка ДОУ — в парке, в лесу, на стадионе. Длительность прогулок — от 30 до 60 мин. Дети старшего дошкольного возраста способны участвовать и в туристических прогулках. К участию в них важно подключать родителей, которые могут также закреплять полученные детьми навыки в выходные дни.

Эффективной формой обучения ходьбе на лыжах являются физкультурные занятия, которые проводятся с небольшими подгруппами детей. Младших детей воспитатель приучает самостоятельно надевать и снимать лыжи, стоять на лыжах, сохраняя равновесие, ходить ступающим, а потом скользящим шагом, выполнять повороты на месте, самостоятельно подниматься после падения.

Дети среднего возраста учатся ходить на лыжах скользящим шагом - это основная задача обучения, кроме этого они выполняют подъемы на склон ступающим шагом, если склон не очень высокий, "полуелочкой", если нужно подняться на склон наискось. В этом возрасте дети могут проходить по лыжне расстояние от 0,5 до 1 км.

Старшие дошкольники владеют разнообразными приемами лыжной подготовки. Они самостоятельно берут лыжи и ставят их в стойки, переносят на плече к месту занятий, справляются с мягким и полужестким креплением, учатся ходить на лыжах простым скользящим, а также попеременным скользящим шагом, выполняют повороты на месте вокруг пяток и носков лыж, спускаются со склона в основной и низкой стойках, разучивают разные способы подъема на склон: "полуелочкой", "елочкой", "лесенкой", учатся тормозить "плугом" и "полуплугом". В этом возрасте дети могут пройти по лыжне со средней скоростью 600 м, а в спокойном темпе - 2-3 км.

Игры с элементами соревнования доступны детям только старшего дошкольного возраста. При проведении этих игр можно оформить участок детского сада, внести дополнительный материал (вымпелы, флажки, ленточки для обозначения места «старт» и «финиш»). В подготовительной к школе группе можно предложить детям выбрать «помощника судьи».

 Правила игр для детей  старшего дошкольного возраста  могут предусматривать деление  на группы, команды. Отбирая те  или иные игры на лыжах, воспитатель  должен учитывать качество снега, температуру и влажность воздуха, силу ветра, глубину снежного  покрова и т. п.

 Заинтересованность воспитателя  игрой повышает эмоциональное  состояние у детей, вызывает желание  выполнить задание. Игры на лыжах  группируются по месту их проведения: игры на снежной целине, игры  на спусках со склонов, игры  в лесу (парк).

 

 

 

 

№37. Организация работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.


Физическое воспитание ребенка в дошкольных учреждениях осуществляется всем коллективом сотрудников. За охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, решение задач физического воспитания отвечает каждый работник: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, помощники воспитателя, врач, медсестра, инструктор по физической культуре ДОУ.


Заведующий ДОУ организовывает всю работу по физическому воспитанию. Он составляет общий план работы, создает необходимые условия, осуществляет руководство и контроль за деятельностью сотрудников ДОУ в решении задач физического воспитания.


В разделе «Физическая культура» намечаются задачи на предстоящий год, мероприятия, которые будут проведены, и необходимая подготовка к ним, например: приобретение лыж, лыжных костюмов — для обучения ходьбе на лыжах, прокладка лыжни, подготовка воспитателей (изучение соответствующей литературы, разработка методики обучения, методика формирования психофизических качеств), рекомендации для родителей (изучение педагогической литературы, приобретение одежды, обуви, инвентаря и т. п.).


В общем плане работы ДУ предусматривается связь с кабинетом лечебной физкультуры, спортивными и общеобразовательными школами для осуществления преемственности ДОУ и школой.

Планируются разнообразные формы повышения квалификации педагогического коллектива: его участие в кружках, семинарах, практикумах, методических объединениях; в проведении открытых занятий; обобщении опыта работы дошкольного учреждения, подготовке докладов, участие в педагогических чтениях.

Важная роль отводится планированию работы с родителями, пропаганде физической культуры с использованием стендов, папок-передвижек, родительских уголков, стенной газеты; подготовке к проведению физкультурных праздников, различных форм досуга; организации Дней здоровья, каникул и др.

В общем плане работы учитываются мероприятия по совершенствованию физической подготовленности работников ДУ. В нем указываются лица, ответственные за их внедрение и сроки проведения.

План обсуждается и утверждается на педагогическом совете.

Заведующий детским садом приобретает оборудование для физкультурного зала, площадки, групповых комнат и участков; следит за соблюдением санитарно-гигиенических условий в помещении и на участке. Подбирает литературу и материалы для методического кабинета, оказывает помощь и осуществляет контроль  за организацией разнообразных форм двигательной деятельности. Анализируя вместе с воспитателями результаты наблюдений, показатели диагностики физической подготовленности, развития психофизических качеств ребенка, заведующий оказывает помощь в организации работы, помогает воспитателю в выборе методических приемов в работе с ребенком и планировании работы.

Особое внимание уделяется оказанию помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством, творческому подходу к решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач. Тем самым руководитель дошкольного образовательного учреждения создает условия для продуктивной работы специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№38. Общая, моторная плотность на физкультурном занятии. Физическая нагрузка ее регулирование.

Определение качественных и количественных характеристик физкультурного занятия

Эффективность физкультурного занятия может быть оценена посредством проведения анализа его количественных и качественных характеристик. Количественные характеристики занятия можно получить, используя хронометрирование и построение физиологической кривой. Для определения качественных характеристик используют педагогический анализ занятия.

Хронометрирование

Для хронометрирования предварительно заготавливаются специальные протоколы. Принято различать два вида плотности занятия:

1) общая (педагогическая) плотность, т.е. отношение целесообразно затраченного времени на обучение и воспитание к общей длительности занятия;

2) моторная плотность, т.е. отношение времени, затраченного занимающимися на выполнение физических упражнений, к общей длительности занятия.

Хронометрирование осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо ребенка. Хронометрируются следующие виды деятельности детей:

1. Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения  всех двигательных действий, которым  обучают на занятии.

2. Слушание и наблюдение за  показом упражнений, демонстрацией  наглядных пособий.

3. Отдых, ожидание занимающимся очередного выполнения занятия.

4. Действия по организации занятия.

5. Простои.

Последующим моментом обработки показателей хронометрирования является вычисление плотности занятия в целом и его отдельных частей по абсолютно затраченному времени и в процентах. Общее время, которое затрачено на полное занятие (или его отдельную часть), принимается за 100%. Относительно этих 100% и рассчитываются процентные величины.

Суммируя время выполнения всех двигательных действий, получаем абсолютное время, которое было затрачено ребенком на выполнение физических упражнений.

Составив пропорцию, можно определить его процентную величину ко времени всего занятия (принятого за 100%), то есть определить показатель моторной плотности занятия (МП).

Для определения общей (педагогической) плотности занятия (ОП) суммируются виды деятельности детей (пункты 1-5). Определяем процентное соотношение затраченного на это времени ко времени всего занятия (принятого за 100%)

Анализ моторной плотности должен осуществляться только в сопоставлении с задачами занятия. В случае, когда идет изучение сложного нового материала (подробное объяснение, исправление ошибок), и 40% моторная плотность занятия может быть педагогически оправдана.

Правильное дозирование физических нагрузок является одной из самых сложных задач в деятельности руководителя физического воспитания.

Двигательная активность дошкольника складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня. Ее количественные характеристики зависят от возраста, пола, типа высшей нервной деятельности, сезонов года, климато-географических условий. Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений.

Объем нагрузки означает как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц, год и т. д.). Для оценки двигательного режима в повседневной практике определяют общую продолжительность двигательного компонента за период бодрствования. Она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.

Интенсивность нагрузки — это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Мерами интенсивности служат скорость передвижения (в беге, плавании, передвижении на лыжах и др.); темп (в играх), высота и длина (в прыжках или метании). Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса. Частота сердечных сокращений характеризует физиологическую стоимость различных упражнений (табл.).

               Регулирование нагрузки

Упражнения, вызывающие увеличение частоты сердечных сокращений в минуту до 120—130 ударов, считают нагрузкой малой интенсивности, от 131 до 140 ударов — средней, от 140 до 160 ударов — субмаксимальной и свыше 160 ударов — максимальной интенсивности. Активную двигательную деятельность составляют упражнения средней, субмаксимальной и максимальной интенсивности.

В практике оценки интенсивности двигательной деятельности часто используется упрощенная классификация:

• 110—130 ударов в минуту — восстанавливающая;

• 130—150 ударов в минуту — развивающая;

• 150—170 ударов в минуту — тренирующая.

В процессе занятий нагрузка может быть либо непрерывной, либо прерывистой (интервальной). Длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений оказывает существенное влияние на преимущественное развитие отдельных физических качеств.

Для дошкольников продолжительность отдыха должна быть небольшой, так как даже при максимальной нагрузке полное восстановление происходит в течение 3—5 минут. По своему характеру отдых может быть пассивным (отсутствие активной двигательной деятельности), активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, что вызвала утомление, например в беге это будет спокойная ходьба). У дошкольников при длительной мышечной деятельности активный отдых является более действенным, чем у взрослых. В то же время при значительных силовых напряжениях к быстрейшему восстановлению у детей приводит пассивный отдых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№39. Спортивные упражнения, виды, характеристика.

К спортивным упражнениям относится ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, спортроллере и плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.

Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем.

Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда и т.д. У ребенка значительно расширяется словарный запас, развиваются нравственные качества: товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и другие свойства личности.

Ухаживая за физкультурным инвентарем, ребенок приобретает трудовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№40. Спортивные игры, Общая характеристика. Их значение и место в режиме дня ДОУ.

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр, таких как баскетбол, футбол, ручной мяч, городки, настольный теннис, хоккей.

Информация о работе Шпаргалка по "Методика физвоспитания"