Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Методике преподавания истории" для госэкзаменов по истории России.
1.Предмет и задачи курса «Методика преподавания истории.
Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения его эффективности и качества.
Предмет методики – история как школьная дисциплина, процесс обучения истории.
Основные компоненты – цели обучения, содержание и структура.
Дает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить. Задачи: научно-методическая организация учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося, результаты обучения.
Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов.
Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках (отбор основных фактов, термины, понятий).
Научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения).
Развитие познавательных способностей учащихся (развиваются в процессе обучения истории, учатся понимать усваивать и применять исторические знания).
2.Цели и задачи обучения истории.
Конкретные цели в 
обучении истории установлены 
 
Основные цели исторического образования 
на современном этапе. 
 
1. Основная цель – воспитание и развитие 
личности – осуществляется на основе 
овладения школьниками историческими 
знаниями, умениями их использовать при 
ориентированности изучения истории на 
социальную практику. Стремление осуществить 
гражданско-патриотическое, нравственное воспитание 
учащихся, помочь школьникам сформировать 
ценностные ориентации и убеждения на 
основе личностного осмысления опыта 
истории и современной жизни России; 
 
2. Деление целей исторического образования 
на те из них, которые можно планировать 
и достаточно гарантированно достигать 
при системной работе (усвоение учащимися 
определенных учебных знаний и умений), 
и на цели, прогнозируемые, на достижение 
которых направлена вся организация обучения, 
но достоверность анализа реализации 
которых по ряду причин (необходимость 
знания повседневного поведения учащихся, 
оценка отдаленного результата и т.д.) 
проблематична;  
 
3. Направленность на социализацию учащихся, 
формирование у них основы для освоения 
социальных ролей и базовых коммуникативных, 
политических, социальных компетенцией:
 
акцент на личностный аспект общественного 
развития, внимание к роли человека, 
мотивам его деятельности;
 
ознакомление учащихся с различными 
точками зрения на прошлое и на 
современный этап развития человечества;
 
нацеленность на органическое единство 
школьных дисциплин: истории, для которой 
ведущим является исторический подход 
к изучению общества, и обществознания, 
ориентированного на логический или структурный 
подход при рассмотрении общественного 
развития. 
 
Исходя из целей, выработаны 
основные задачи исторического образования:
 
ознакомить учащихся с совокупностью 
знаний об историческом пути и опыте 
человечества, служащих основой для 
социализации вступающего в жизнь 
человека, для понимания современного 
состояния общества и возможных перспектив его развития; 
 
выработать у школьников представления 
о многообразии отражения и объяснения 
событий истории и 
 
формировать навыки самостоятельного 
поиска научных знаний, работы с историческим 
материалом, умения сравнивать факты, 
версии, оценки, альтернативы развития 
и сами источники исторической информации, 
строить свою аргументацию в оценке прошлого;  
формировать ценностные ориентации и 
убеждения школьников на основе личностного 
осмысления социального, духовного, нравственного 
опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия 
идей гуманизма, уважения прав человека, 
толерантного отношения к культуре и историческому 
прошлому иных народов; 
 
всесторонне развивать духовную культуру 
школьников, воспитывать гуманистические, 
демократические, патриотические убеждения 
гражданина новой России.
3. Вопрос о классификации методов обучения истории. Словесные (устные, вербальные)методы обучения.
А. А. Вагин и П. В. Гора предложили классификации по источнику знаний.
Вагин:
У Вагина односторонний подход, направленный на деятельность учителя.
П. В. Гора:
Классификация 1988 г.:
Гора рассматривал деятельность учителя и учащихся на 2 уровнях: репродуктивная деятельность (учитель приобретает роль источника знаний), поисковая (самостоятельная деятельность учащихся).
В.Г.Карцов: классификация по познавательной деятельности учащихся – тождество между процессом познания и процессом познания в обучении.
И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин видоизменили логическое основание, в основе классификации – уровень познавательной деятельности учащихся – уровень определяет характер деятельности учащихся:
Классификация логически последовательна, но их упрекали за то, что они переоценивали исследовательские способности учащихся.
Общее в 3 видах классификации – это моноклассификации. Здесь одно логическое основание. В настоящее время на смену мономоделям приходят 2-3-4-мерные модели классификаций (объединяются классификации Горы и Вагина и Лернера и Скаткина) – наряду с типологией урока характеризуются методы. Эти методы могут быть использованы в преподавании любых учебных дисциплин. Метод – абстрактное понятие, безразличное к содержанию учебного предмета.
В практике группы методов реализуются через совокупность приёмов (составных частей методов).
Методические приемы – это составная часть методов обучения, т. е. такие способы учебной работы учителя и учащихся, которые могут быть выражены в виде перечня составляющих прием действий, адекватный специфике изучаемого материала.
Приём обучения определяется непроизвольно, т.к. каждый урок единичен и неповторим.
Для определения приёма необходим анализ исторического материала.
(приемы формирования 
образных представлений о 
Чаще всего учителя используют словесные (устные, вербальные ) методы обучения. Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися) и печатное. Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь.
Метод словесного обучения истории состоит из ряда приемов, посредством которых
он происходит. Так, Вагин выделяет ряд таких приемов:
1. Простое сообщение. В нем мы только сообщаем об историческом
событии, указываем на факты, действия, людей. Оно содержит в себе сжатую
конспективную передачу информации. Здесь отсутствуют описание, характеристики
и т.д.
2. Сообщение учителя об исторических событиях, процессах, конкретных
исторических личностях будет соответствовать методическим требованиям тогда,
когда будет сюжет. Наличие сюжета является признаком повествования
учителя на уроке. Повествование учителя должно приближаться к художественному.
Повествование учителя — это синтетический прием, так как он содержит в себе
описание, характеристику, объяснение, рассуждение и т.д.
Выделяют два вида повествования: образное и сюжетное. Образное
повествование передает главные исторические факты и их существенные
детали в спокойной, бесконфликтной форме, как правило, не эмоциональной, но
образной форме.
В отличие от образного, сюжетное повествование воссоздает главные
исторические факты и их детали ярко и эмоционально. По форме оно приближается к
художественному рассказу и часто называется рассказом или сюжетным рассказом.
В основе сюжетного повествования обязательно лежит какая-то конфликтная
ситуация, которая имеет завязку, высшую точку развития – кульминацию и развязку.
Конфликтная ситуация может быть открытой или скрытой; социальной,
политической, военной, культурно-исторической; может выражаться в
противоборстве социальных классов, воюющих армий и т.д.
Существует две формы сюжетного повествования: персонификация и
драматизация. Персонификация— это форма сюжетного повествования о
действиях вымышленного человека. В ее основе – придуманный сюжет о его судьбе,
условиях жизни, поступках. Этот прием помогает ученикам сформировать
представления об эпохе, условиях жизни людей и сделать историческое познание
более красочным и интересным.
В основе драматизации лежит диалог двух лиц, которые пытаются
разрешить конфликтную ситуацию. Использование такого приема позволяет
ученикам сравнивать позиции различных сторон, аргументировать свою точку
зрения, формирует умение выслушивать и принимать чужую позицию, развивает
навыки устной речи.
3. Описание - это последовательное изложение примет, либо особенностей
исторического явления, его значимых черт, построения, состояния, либо внешнего
вида. В нем нет сюжета, зато присутствует какой-то конкретный объект, который
описывается.
Существует 2 вида описания: а) картинное (это прием устного изложения
материала, когда в эмоционально-художественной форме создаются образы того или
иного факта, т. е. происходит образное воспроизведение фактов в виде целостных
картин) и аналитическое (здесь дается анализ изучаемого объекта, его строением,
размеры, предназначение каждой детали). Такой вид описания используется при
описании орудий труда, построек, оружия, одежды и т.д.
4. Характеристика — это разновидность описания, которое содержит в себе
четко сформулированный ряд существенных примет, особенностей исторических
явлений в их внутренней связи. Существуете несколько видов характеристики:
а) сжатая (краткая) и развернутая,
б) сравнительная и обобщающая,
в) образная характеристика (например, типичных представителей общества
конкретного периода: купца, помещика, рабочего, крестьянина и т.д.) и
характеристика исторической личности. Существуют специальные памятки для
развития умения характеристики событий или исторических деятелей.
5. Объяснение — это раскрытие внутренних связей и зависимостей,
причинных закономерностей и значение исторических явлений и процессов.
6. Рассуждение — это последовательное развитие положений,
доказательств, которые подводят ученика к выводам и заключениям.
7. Школьная лекция — развернутое теоретическое рассуждение, научный
анализ и обобщение, которое проводится последовательно с опорой на конкретный
исторический материал. Это синтетический прием, т.к. она (лекция) содержит в себе
другие приемы - описание, характеристику.
8. Беседа — диалогическая форма устного слова. Ее роль очень значительная в
обучении, т.к. она позволяет организовать коллектив, либо индивидуальную
умственную деятельность. Существует несколько видов беседы:
– вводная беседа; проводится в начале урока, имеет задачу подвести учеников к
изучению нового материала путем: а) мобилизации знаний, полученных ранее,
б) систематизации и обобщения этих знаний, в) мобилизации и
систематизацией знаний, полученных учащимися самостоятельно;
- контрольная; ее цель: проверка степени понимания излагаемого материала и
проверка знаний. В результате контрольной беседы могут быть выставлены оценки;
- аналитико-синтетическая (эвристическая), основная задача проведения такой
формы беседы – осмысление изученного исторического материала и углубление
Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания истории"