Шпаргалка по "Методике преподавания истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Методике преподавания истории" для госэкзаменов по истории России.

Файлы: 1 файл

Методика ответы.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

исторических знаний.

- обобщающая;

- заключительная.

 

Словесные методы делятся  также на монологические и диалогические. Но здесь четкой классификации нет. К диалогическим словесным методам  можно твердо отнести беседу. Что касается всего остального то к  монолог это или диалог  зависит от того как учитель излагает материал.

 

Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся. Она  должны быть культурной и грамотной, лаконичной и образной, четкой и понятной; голос — достаточно громким, произношение четким, тон не очень низкий, но и не высоким.

 

 

 

 

4.Наглядные методы  в преподавании истории.

 

Важную  роль  в  обучении  истории  отыгрывает  использование  наглядных 

пособий. Наглядным называют такое обучение, при котором представления и понятия

формируются  у  учащихся  на  основе  непосредственного  восприятия  изучаемых 

явлений или с помощью  их изображения.

Наглядные  методы  обучения — это  такие  методы  обучения,  при  которых 

усвоение учебного материала  в процессе обучения зависит от применения наглядных 

пособий  и  технических  средств.  Эти  методы  способствуют  развитию  памяти,

мышления,  воображения,  наблюдательности,  речи.  Благодаря  систематическому

использованию наглядных пособий,  учащиеся  стремятся понять  историческое

прошлое,  четко  представить  его  в  виде  соответствующих  образов  и  ясно,  четко 

выразить словами.

Использование  наглядных  пособий (средств  обучения)  является  незаменимым 

способом  создания  у  школьников  четких,  исторически  правдивых  представлений  о

прошлом, а также прививает  и поддерживает интерес к историческому  прошлому. В 

этом случае наглядность  служит опорой понимания сущности исторических событий 

и явлений, эффективным способом формирования важнейших исторических понятий

и усвоения учениками  закономерностей общественного  развития.

Велика  роль  наглядного  обучения  для  закрепления  исторических  знаний  в 

памяти  учащихся.  С  помощью  наглядных  средств  ученики  прочно  запоминают

конкретные образы прошлого и связанные с ними отвлеченные  идеи. «Лучше один

раз увидеть, чем 10 раз  услышать». Обладая значительной силой  эмоционального воздействия, наглядное  обучение имеет  большое  воспитательное  значение.

Среди  наглядных методов обучения  выделяют  наблюдение,  иллюстрацию и

демонстрацию. Благодаря наблюдению  возможно  возбудить у учащихся  интерес к

окружающей  жизни  и  научить  анализировать  природные  и  социальные  явления,  а 

также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

С  помощью  демонстрации  внимание  учащихся  оказывается  направленным  на

существенные,  а  неслучайно  обнаруженные  внешние  характеристики

рассматриваемых  предметов,  явлений,  процессов.  Иллюстрация  особенно  хорошо

использовать  при  объяснении  нового  материала.  Учителю  следует  иллюстрировать

свой  рассказ  с  помощью  мелового  рисунка  или  другого  наглядного  пособия.  В 

данном  случае  рисунок  поясняет  слова  преподавателя,  а  рассказ  делает  понятным

содержание изображаемого  на доске.

 В  методике  преподавания  истории  по  характеру  изображения  выделяют

следующие виды наглядности:

1)  Внутренняя  наглядность  представляет  оперирование  уже имеющимися

образами  для  формирования  новых  представлений.  Например,  получение

представления  о  новом  через  сравнение  с  тем,  что  уже  известно.  Внутренняя

наглядность – это  опора учителя на готовые образы, непосредственно воспринятые 

учащимися  самостоятельным  наблюдением  реальных  предметов  и  явлений

окружающего мира.

2)  Предметная  наглядность – это такой метод обучения,  при котором

представления  и  понятия  учащихся  формируются  на  основе  непосредственного 

восприятия предмета обучения. Предметом обучения в истории являются события и

явления  исторического  прошлого,  общественные  отношения  прошлого.  Например,

хроникальные  фильмы  воссоздают  картину  исторических  событий,  но  это  не

прошлое, а его отображение  на экране. Предметная наглядность в обучении истории

имеет специфическое  значение — под предметной наглядностью в обучении истории 

понимается не само историческое прошлое, а его материальные следы (орудия труда,

рыцарские доспехи и  т.д.).

3) Изобразительная наглядность  имеет целью дать  отображение реального

мира (изображение  исторических  событий,  деятелей,  исторических  памятников).  К 

изобразительной  наглядности  относят  произведения  исторической  живописи,

учебные картины по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры и т.д. 

Среди  используемой  в  школе  изобразительной  наглядности  различают:  а)

изображения  документального  характера – документальные  фотоснимки,

кинофильмы,  изображения  вещественных  памятников,  орудий  труда  в  том виде,  в

котором  они  дошли  до  нас;  б)  научно  обоснованные  реконструкции  архитектурных 

памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов; в) художественные

композиции,  созданные  творческим  воображением  художника  или  иллюстратора  на

основе научных данных (историческая живопись, учебные картины  и иллюстрации в 

учебниках, изображающие события и сцены прошлого).

4)  Условная (условно-графическая)  наглядность  способствует  развитию

абстрактного  мышления,  т.  к.  пособия  этого  типа  отображают  реальную

действительность  в  условно-обобщенном  символическом  виде.  Например,  карты,

схемы,  чертежи,  диаграммы  и  т.д.  В  связи  с  развитием  абстрактно-теоретических 

знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все

больше значения.

Существует  классификация  наглядных  средств  обучения  по  способу 

изображения. Выделяют также 4 группы:

1)  Печатные средства обучения. Их подразделяют на настольные (иллюстрации

учебника,  атласы,  раздаточные  материалы)  и  настенные,  которые  в  свою

очередь подразделяются на карты и картины.

2)  Самодельные  средства  обучения.  Они подразделяются  на  плоскостные

(таблицы,  схемы,  диаграммы,  рисунки,  аппликации)  и  объемные (макеты,

модели, вещественные памятники).

3) Экранные и экранно-звуковые средства обучения — видеозаписи, кинофильмы,

кинофрагменты, диафильмы, слайды.

4)  Компьютерные  средства  обучения  (графическое изображение картин,

рисунков, таблиц, графиков).

Наиболее  распространенными  являются  печатные  пособия,  т.к.  для  школьных

курсов издаются атласы, карты, серии картин и таблиц, альбомы  по истории культуры

и  т.д.  Кроме  этого  можно  самостоятельно  без  использования  сложной  или 

специальной аппаратуры изготовить пособия для урока.

 Учитель,  собираясь  использовать  наглядные  пособия  на  уроке,  должен

руководствоваться правилами  их отбора.

1) Выбор любых пособий,  в том числе наглядных, определяется  образовательно-

воспитательными задачами и особенностями содержания урока.

 2)  При отборе  пособий,  учитель учитывает,  насколько они содействуют

формированию  познавательных  умений  и  способностей  школьников,  в  первую

очередь тех умений и  способностей, над развитием которых  ведется работа в данный

момент.

3)  Предусматривая  возможность использования наглядных  пособий для развития 

учащихся, учитель принимает  во внимание такие их характеристики, как доступность 

для  учащихся  данного  возраста  и  класса,  поскольку  познавательные  возможности

учеников далеко не одинаковы.

4)  При  отборе  наглядных  пособий  учитель   исходит  из  своих  педагогических 

умений и склонностей.

Названные  правила  являются  общими,  применимыми  почти  ко  всем  видам 

наглядных пособий по истории.

При работе с наглядными пособиями учитель должен знать и правила работы с

ними.

 

5.Характеристика форм  самостоятельной работы по истории.

 

Существует два основных подхода в определении самостоятельной  работы учащихся. 1) Матвеева и Сасалин  понимают под самостоятельной работой работу, которую выполняют учащиеся индивидуально по заданию учителя и в запланированное время. Самостоятельная работа здесь понимается в широком смысле, главный её признак то, что ученик действует, он активен; действия ученика имеют индивидуальный характер. 2) Лернер придаёт большее значение характеру действия ученика. В его понимании самостоятельная работа – это та работа, при которой ученик действует творчески, привносит творчество. Т. о., главный признак самостоятельной деятельности учащегося – творчество.

1)Исходный признак самостоятельной работы (внешний) – индивидуальная деятельность учащихся без помощи учителя, без посторонней помощи или при небольшой помощи педагога или друг друга.

 

2)Цель самостоятельной работы – формирование самостоятельности в широком смысле слова, также выработка характера ученика, что позволяет действовать в нестандартной ситуации, усиление мотивации.

 

3)Характер деятельности – творческий.

 

4)Сущность самостоятельной работы определяется по Лернеру характером и сущностью задания, которое может носить репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский и др. характеры.

Сегодня существуют различные классификации самостоятельных работ. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие — по характеру учебных задач, выполняемых обучаемыми в ходе самостоятельных работ, третьи берут за основу классификации характер учебной деятельности в процессе решения различных задач, в работах четвертых сделаны попытки создать такую классификацию самостоятельных работ, которая учитывала бы наиболее обобщенные основания.

На мой взгляд, наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе классификация, основанием которой являются современные трактовки частно-дидактических целей, сути познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятельности. В этой классификации выделено четыре типа самостоятельных работ.

К первому типу самостоятельных работ отнесены те, цель которых — формирование у учащихся умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условиях задания (т.е. формирование знаний и деятельности первого уровня). Познавательная деятельность учащихся при этом должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или повторных действиях с ними.

Цель самостоятельных работ второго типа заключается в формировании знаний и деятельности, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать типовые задачи. Познавательная деятельность учащихся в этом случае заключается в четком воспроизведении или частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее информации. Это предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, различные возможные пути выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующие друг за другом способы решения.

Целью самостоятельных работ третьего типа является формирование у школьников знаний и деятельности, лежащих в основе решения не типовых задач. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении самостоятельных работ третьего типа заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Такая деятельность сводится к поиску, формулированию и реализации способа решения. Это-то и требует выхода за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления заставляет обучаемых варьировать условия задачи и усвоенную ранее информацию, рассматривать их под новым углом зрения.

Цель самостоятельных работ четвертого типа — создание предпосылок для творческой деятельности (четвертого уровня знаний и деятельности). Познавательная деятельность обучаемых здесь заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении связей и отношений, необходимых для нахождения новых связей и отношений, неизвестных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации. Это требует того, чтобы на каждом этапе работы задумываться над сущностью новых действий, над характером той информации, которую следует создавать.

Фронтальные самостоятельные работы. Классно-урочная система, как известно, предусматривает организацию познавательной деятельности одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:

  1. все учащиеся выполняют общее для всех задание (задания);
  2. учитель дает общий инструктаж к выполнению задания;
  3. используются общие приемы организаций и руководства действиями учащихся.

Главное преимущество фронтальных работ  заключается в том, что здесь  возможны коллективные устремления  к общей цели, решение единых задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной деятельности могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся.

Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания истории"