Шпаргалка по "Методике преподавания истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Методике преподавания истории" для госэкзаменов по истории России.

Файлы: 1 файл

Методика ответы.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

рационального повторения. Есть два способа. Первый — листом бумаги или тетрадью

закрывается  дата,  а  ученик,  читая  записанное  событие,  пытается  вспомнить  дату.

Когда  все  даты  таким  образом  усвоены,  можно  воспользоваться  другим  способом.

Закрыть названия событий  и по датам вспомнить их. Учитывая тот факт, что в 9-11

классах  количество  дат  увеличивается,  некоторые  учителя  советуют  ученикам  не

вести  хронологические  таблицы,  а  записывать  даты  в  конспект.  Для  удобства  их

запоминания,  целесообразно  даты  необходимые  для  запоминания  выделять  другим

цветом, например, красным  или выносить их на поля тетради  напротив записанного

текста.

При  работе  с  датами  важно  задействовать  на  уроке  доску.

При изучении хронологии в школе учителя должны создавать  ситуации, в ходе

которых  ученики  лучше  будут  понимать  происходившие  процессы  и  соотносить

события  в разных  странах.  Поэтому на  уроках  истории целесообразно предлагать

ученикам  соотнести  даты  с  периодами,  логическое  запоминание  дат,  решение 

хронологических  задач,  установление  синхронных  связей  между  типичными 

событиями, которые проходили в разных странах, составление логично законченных

комплексов,  которые  помогают  проследить  развитие  какого-нибудь  процесса,

составление  хронологических  таблиц,  расположение  событий  по  схеме «раньше  и 

после». Рассмотрим эти  приемы на примерах.

Пример  стандартных  хронологических  задач: «В 1918 г.  была  образована

независимое  польское  государство.  Через 8 лет  в  нем  произошел  государственный 

переворот. В каком  году он произошел?». Или: «В каком году произошло событие,

если  это  случилось … лет  назад?», «На  сколько  лет  одно  событие  произошло

раньше/позже другого?», «Сколько лет продолжалось…?».

Существуют  нестандартные  хронологические  задачи.  Например, «Александр

Македонский  родился  в 105 год  Олимпиады.  В  каком  году  по  христианскому

календарю это было?». 

Можно  также  решать  хронологические  уравнения.  Например: (год  начала

Реформации в Германии + год начала Столетней войны + год  окончания гуситских 

войн – год разгрома Непобедимой Армады + год образования государства у франков):

4 = ? (год и событие).

Для понимания хода исторических процессов, как и для проверки знаний, можно 

использовать  определенную  группу  дат  для  написания  короткого  сочинения  или 

устного  рассказа  по  теме.  Для  этого на  доске учитель записывает  определенные

наиболее  важные  исторические  даты,  но  не  называет  события.  На  основе  этого 

определяется тема для  сочинения. Например, написать сочинение  на тему «Варвары

победили Рим», используя  даты: 330 г., 395 г., 410 г., 476 г. (330 г. – перенос столицы

из  Рима  в  Константинополь, 395 г. — раздел  Римской  империи  на  Западную  и 

Восточную, 410 г. захват готами Рима, 476 г. падение Западной Римской  империи).

Хронологические  сочинения  можно  дифференцировать  по  степени  сложности.

Например,  увеличивая  или  уменьшая  количество  дат,  сочетая  с  датами  понятия,

географические названия, исторические личности и т. д.

Важную  роль  в  изучении  истории  играет  составление  хроник  и  таблиц

исторических событий. Хроники составляются по принципу: дата – событие, новая

дата – новое  событие.  Например, «Хроника  экспансии  Рима», «Хроника  монголо-

татарского  нашествия», «Хроника  второй  мировой  войны»  и  т.д.  Можно  также 

проводить работу по систематизации дат.

При  работе  с  хронологией  можно  использовать  построение  графиков  и  схем  с 

использованием исторических дат. Например, показать на схеме динамику развития

революционного движения в России в 1905—1907 гг.

В  ходе  изучения  истории  важную  роль  играет  составление  синхронистических

таблиц.  С их  помощью достигается эффективное логическое  повторение

исторических дат и  событий путем их сравнения, обеспечивается анализ однородных

событий  по  времени  возникновения  и  продолжительности,  создаются  условия  для

поиска  закономерностей  и  особенностей  исторического  развития  различных  стран,

регионов, народов. На уроках в школе могут использоваться два вида синхронизации:

1)  по  датам, 2) по  событиям.  В  первом  случае  можно  ожидать,  что  из-за

неравномерности  исторического  развития  события  в  разных  странах  могут  быт 

разными.  Этот  вид  синхронизации  хорош,  если  необходимо  показать

неравномерность  развития  исторических  событий.  В  случае,  если  учителю

необходимо  показать  общие  закономерности,  которые  находятся  в  основе  развития

человеческого  общества,  лучше  использовать  синхронизацию  по  событиях.

Например, сравнить развитие Западной Европы и белорусских земель.

Важную роль  в  работе  с  датами  играет  их  закрепление  и проверка.  В  качестве

проверки знаний в 4-9 классах  можно использовать карточки, на которых  большими

черными  цифрами  записаны  даты (обязательные  для  запоминания).  Учитель 

показывает карточку — ученик называет событие. 

Еще  одной  формой  проверки  знания  хронологии  является  проведение

хронологических диктантов. Обязательным условием проведения такого рода работы

является  запись  дат  на  доске,  на  листах (карточках)  или  специальном  плакате.  Это

связано  со  зрительным  восприятием  исторических  дат  учениками.  Существует  три 

типа хронологических  диктантов:

1)  демонстрируется   карточка  с  датой — ученики   должны  записать  или 

назвать событие,

2)  называется  событие – ученика  предлагается  назвать  или  записать  дату

этого события,

3)  задания комбинируются  — называются то даты, то события. 

Одной  из  форм  проверки  знаний  выступают  тесты.  Их  целесообразно 

использовать  для  усвоения  материала  насыщенных датами  тем.  В данном  случае

можно предложить разные типы заданий. Например, 1) в тестовых заданиях можно 

предложить  соотнести  события  и  даты (одному  событию  соответствует  одна  дата);

2) напротив  каждого   исторического  события  пишутся   несколько  дат,  из  которых

ученикам необходимо оставить только одну правильную (здесь  используются только

исторически верные даты, а не придуманные), 3) дается задание, которое необходимо

дополнить нужной датой (подсказка дается в скобках).

При  рассмотрении  вопроса  о  формировании  у  школьников  временных

представлений необходимо отметить и 3 группы способов запоминания  дат. 

 

1.  Сознательное (логическое) запоминание хронологии. 

А)  Вести  отсчет  от  какой-либо  круглой  даты.  Например,  в 1200 г.  немецкие

рыцари принимают решение  о походе на Восток. Через год, в 1201 г., они заложили

крепость  Ригу.  В 1202 г.  создана  военно-религиозная  организация – орден 

меченосцев, а в 1203 г. крестоносцы  ворвались на территорию белорусских  земель.

Б)  Записывать  исторические  события,  которые  происходили  в  одно  и  то  же

время,  попарно.  Например, 980 г. – поход  новгородского  князя  Владимира 

Святославича на Полоцк и первое летописное воспоминание про  Туров; 1240 г. битва 

на Неве со шведами и захват монголо-татарами Киева, начало монголо-татарского ига

на Руси.

В) Соединение в пары исторических событий, которые происходили через 1, 10,

100, 200 и т. д. лет.  Например, 862 г. летописное воспоминание  про Полоцк, 863 – 

создание славянского алфавита; 1380 г. битва на Куликовом поле, 1480 г. стояние на

р. Угре. Конец монголо-татарского ига на Руси и т. д.

Г)  Определение  одной  из  дат  протяженного  исторического  события  используя 

знания  о  его  длительности.  Например,  Ливонская  война продолжалась 25 лет и

началась в 1558 г. (соответственно закончилась в 1583 г.)

2.  Ассоциативные способы  запоминания исторических дат. 

Во-первых, наличие в  исторических датах нулей. Например, 800 г. – коронование 

Карла Великого, 1500 г. –  начало новых войн с Москвой, 1700 г. — начало Северной

войны.  Во-вторых,  наличие  в  исторических  датах  двух  одинаковых  чисел,  которые 

расположены  рядом.  Например, 988 г. – начало  распространения  христианства  у 

восточных  славян, 1399 г.  битва  войска  Витовта с татарами  на  р.  Ворскле, 1445 г.

возникновение книгопечатания, 1772 г. первый раздел Речи Посполитой.

В-третьих, наличие в  исторических датах чисел, которые  в прямом и обратном

направлении читаются одинаково. Например, 1881 г. убийство народовольцами царя

Александра II.

В-четвертых,  наличие  в  различных  исторических  событиях  дат,  последние  две 

цифры  которых  одинаковые.  Таким  образом,  разница  между  событиями  состоит  в 

одно или несколько  столетий. Например, 1399 г. – битва войска Витовта с татарами

на р. Ворскле, 1499 г. получение  Минском мандебургского права. Или, в 1390 г. Брест 

получил магдебургское  право и около 1490 г. родился Франциск Скорина. 

3.  Приемы механического  запоминания. 

Игры, кроссворды, работа с карточками, составление таблиц.

Таким  образом,  изучение  хронологии  является  неотъемлемым  условием

формирования исторических знаний. Однако необходимо помнить, что  учащиеся не

должны  запоминать  все  даты,  приведенные  в  учебнике,  а  только  даты,  связанные

всемирного значения и периодизации истории. Для облегчения запоминания событий,

существует ряд приемов  для работы с хронологией.

 

10.Проверка и система  учёта знаний по истории. Формы  проверки знаний.

 

 Предназначением  проверки  знаний  является 1) проверка  уровня  усвоения

знаний,  формирования  умений  и  навыков, 2) это  ступень  осознания  учащимися 

основных фактов, понятий. Проверка знаний не менее полезна  и для работы учителя,

она позволяет осуществить  контроль, самоконтроль, диагностировать уровень знаний,

корректировать  работу  учителя  и  исправлять  недостатки.  При  проверке  знаний

реализуется функция  повторения. 

Дадим классификацию  проверки знаний ( или назовем основные виды):

- индивидуальная,

- групповая (групповые задания),

- фронтальная. 

Проверка может быть:

   устная,

   письменная,

   графическая.

 

Методика организации  проверки знаний:

1. Организация познавательной  деятельности учащихся в ходе  проверки.

а) вопросы в ходе проверки знаний формулируются всему классу, а не тому, кого

вызывают,

б) необходимо использовать приемы учебной работы, которые вынуждают  класс 

следить  за  ответами  своих  товарищей,  анализировать  их (1. ответ  по  цепочке, 2.

рецензирование ответов, 3 предложение учащимся дополнить,  расширить, углубить

ответ товарища),

в) при индивидуальном опросе, после того, как сформулировали вопрос, учитель 

не должен перебивать ученика,

г) фронтальный опрос  осуществляется тогда, когда необходимо опросить детей 

за  минимально  короткое  время.  Фронтальный  опрос  проводится  по  выяснению

узловых моментов в домашнем задании. Он выполняет диагностическую  функцию.

Вопрос ставится всему  классу, а ученики вызываются по очереди. Дети отвечают с 

места.  ОДНАКО:  фронтальный  опрос  не  способствует  развитию  устной  речи

учащихся,

д) групповые формы  проверки знаний используются реже, когда  дается задание 

на  уроке  и  несколько  учеников  могут  выполнять  одно  и  то  же  задание.  Оценка

выставляется всей группе.

Письменный  опрос  также  должен  использоваться.  Он  способствует  развитию

письменных  способностей  детей.  Необходимо  готовить  несколько  вариантов 

письменных  заданий (минимум -2, а  обычно -4-6.) Письменные  работы  не  должны

занимать много времени, максимум - 15-20 мин.

 

 Оценка имеет три основных цели:

·  Обобщающую, подытоживающую: оценить, что узнали ученики;

·  Формирующую:  сформировать  процесс  обучения,  помочь

ученикам развивать  свои учебные навыки;

·  Диагностическую: определить, насколько успешна работа учителя.

В то же время оценка знаний выполняет ряд функции:

- учет знаний,

-стимулирующую, 

-воспитательную.

Оценивание  знаний  осуществляется  в  словесной  форме,  а  оценка — это 

численное  выражение  оценки.

При выставлении оценок необходимо аргументировать и мотивировать оценку

(прокомментировать ее).

Учет знаний бывает:

-текущий — включает  оценки за усвоение исторического  материала на каждом 

уроке,

-четвертной,

-полугодовой, 

-годовой. 

Следует  помнить,  что  четвертная,  полугодовая  и  годовая  оценки  являются

средней арифметической оценок текущего года.

Четвертная  оценка  ставится  за  усвоение  материала,  изучаемого  в  четверти,  не

обращая  внимания  на “1”,”2”. При  выставлении  оценок  необходимо  быть

объективным.

 

11.Внеклассная работа  по истории.

Внеклассная  работа развивает мотивацию к предмету. Формы внеурочной деятельности – по количеству учащихся.:

Индивидуальная ( конференции, проективная деятельность, рефераты, творческие задания, кружки, экскурсии)

Массовая – олимпиады, викторины, просмотр исторических фильмов.

 

12.Основные этапы развития  методики преподавания истории.

Периоды в истории  МПИ:       

Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания истории"