Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИ1.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

Обычная ходьба - естественный способ передвижения человека: шаги неширокие, совершаются перекатом с пятки на носок, положение туловища ненапряженное, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, движе­ния рук и ног согласуются по принципу перекрестной координации, темп движения средний, направление - по прямой.

Во всех других видах ходьбы используется какой-ни­будь признак обычной ходьбы, на него перемещается акцент. Например, ходьба на носках — движение напря­женное, ноги почти не сгибаются; в ходьбе с высоким подниманием коленей маховая нога поднимается до пря­мого угла между бедром и голенью, увеличивается амп­литуда ее движения; в ходьбе на пятках уменьшается размер шага, сильнее обычного напрягается спина; в гим­настической ходьбе шаг выполняется с носка выпрям­ленной ноги, руки совершают широкие махи: одна сги­бается перед грудью, вторая отводится вниз-назад до пол­ного выпрямления. Выполнение всех этих действий тре­бует произвольного внимания и самоконтроля. Таким образом, все другие виды ходьбы производны от основ­ной и используются в целях развития конкретных дви­гательных качеств.

Обучение дошкольников разным видам ходьбы осуще­ствляется на физкультурных занятиях, утренней гимна­стике, в подвижных играх, индивидуальной работе с деть­ми и в быту (прогулки, экскурсии).

Переход на другой способ движения обусловливается конкретным сигналом — словесным, звуковым, зритель­ным — в зависимости от педагогической задачи. В обихо­де это называется заданием в ходьбе.

Организованная ходьба на физкультурном занятии или утренней гимнастике включает 2-4 задания, каждое из которых повторяется несколько раз. Кстати, заданиями могут быть не только разновидности ходьбы, но и другие знакомые детям движения, например разные виды прыж­ков (на двух или на одной ноге, с ноги на ногу), которые могут выполняться на месте или с продвижением впе­ред. К заданиям относится также обычная ходьба, но в разных направлениях - врассыпную, змейкой, шерен­гой, по диагонали и др.

Методика обучения ходьбе согласуется с общей и дви­гательной подготовленностью детей.

Освоение навыка ходьбы дается не сразу. Это объяс­няется тем, что у ребенка младшего дошкольного возраста сравнительно короткие ноги при слабо разви­той мускулатуре и значительном весе головы и тулови­ща, а также недостаточная гибкость стоп. Все это пре­пятствует четкости движений, значительно укорачивает шаг и затрудняет сохранение равновесия в вертикаль­ном положении при движении вперед. Кроме того, ма­лыши при ходьбе раскачивают туловище, неуклюже раз­двигают руки и плохо поднимают ноги.

Детям младшего возраста свойственны также неустой­чивость темпа ходьбы, трудность соблюдения указанно­го направления. Систематическое проведение соответству­ющих упражнений содействует совершенствованию на­выка ходьбы. Перешагивание через низкие препятствия, ходьба по уменьшенной площади опоры (доске, узкой дорожке), подъемы и спуски на невысокий пригорок во время прогулок, активное пребывание на воздухе — все это — школа ходьбы. На первом этапе обучения нецеле­сообразна ходьба строем (в колонне, шеренге). Удобнее двигаться гурьбой или врассыпную, потому что не надо приспосабливаться к шагу идущего впереди.

Всегда нужно заботиться об эмоциональной стороне двигательных заданий. Дети понимают и с удовольстви­ем откликаются на интригующие предложения, напри­мер: "Сначала пойдем, как детки, а потом, как косола­пые мишки...", или: "Сначала пойдем, как мышки — на маленьких-маленьких лапках, а потом будем топать, как слонята..."

Умению согласовывать движения ног и рук содейству­ют такие игровые задания, в которых дети вынуждены идти широким шагом или высоко поднимая ногу: по до­рожке из маленьких начерченных мелом кружочков, расположенных один от другого на 45—50 см, — "...вто­рая ножка здесь не поместится…"; с ящика на ящик; по ступенькам, не держась за поручни. Дети учатся ходить в движении врассыпную, когда можно речитативом про­говаривать, например: «Через лужицы шагай, выше нож­ки поднимай!» При этом амплитуда движений руками будет естественно большой. Категоричное же требование  "размахивайте руками!" будет тормозить нужные дей­ствия: широко размахивая руками, дети почти переста­ют шагать.

Общая и двигательная подготовленность детей сред­ней группы дает возможность значительно разнообра­зить двигательные задания, направленные на совершен­ствование техники ходьбы. Дети должны научиться хо­дить широким равномерным шагом, согласовывать дви­жения рук и ног; высоко поднимать ноги, оттягивая вниз носки в ходьбе на месте; ходить на пятках; удобно разме­щаться на площадке во время ходьбы врассыпную; чере­довать ходьбу с другими видами - бегом, прыжками, танцевальными движениями и др.

Все эти задания выполняются не только по словесно­му распоряжению, но и на звуковые и зрительные сигна­лы, что способствует умению контролировать свои дви­жения и, значит, действовать осознанно.

В программе воспитания и обучения в детском, саду для старшей группы ставится задача «направленно развивать физические качества». Ходьба и бег эффектив­но развивают наряду с другими качествами чувство рит­ма. Звуковое сопровождение ходьбы и бега в старшей группе приобретает особую значимость, так как дает вос­питателю возможность, не останавливая и ае прерывая движения, корректировать выполнение. Наибольшую зна­чимость в этом смысле имеет музыкальное сопровожде­ние, которое делает движение легким и красивым. В тех же случаях, когда невозможно использовать пианино или баян, используются бубен, метроном, барабан, погремуш­ки, хлопки в ладоши и др.

 

32. Бег. Бег как и ходьба - циклическое движение, но отличается от нее не только темпом, но главным обра­зом наличием фазы "полета". Бег требует более совер­шенного ритма, устойчивого равновесия и согласован­ности действий.

Дети осваивают разные виды бега, что обусловливается педагогическими и бытовыми обстоятельствами. Под­вижные игры и игровые упражнения — наиболее эффек­тивная школа бега. Увлеченные игровым заданием или имитацией, дети естественно меняют способ действия: бегут прямо или убегают от ловишки, увертываясь; дви­жутся медленно, размахивая руками, "как бабочки", или быстро, "как жуки", "самолеты", "ракеты"; врассыпную или в указанном направлении.

Обучение детей разным видам бега надо обставлять так, чтобы освоение техника было бы не самоцелью, а средством достижения привлекательного в эмоциональ­ном и психологическом плане результата. Эмоциональ­ные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости.

Для улучшения техники бега, координационных спо­собностей наиболее эффективен обычный бег в среднем темпе: нога, слегка согнутая в колене, ставится на но­сок, ненапряженное туловище слегка наклонено вперед, плечи развернуты и слегка опущены; руки удобно согну­ты в локтях, пальцы естественно сжаты; амплитуда дви­жения небольшая в направлении вперед - вверх примерно до уровня груди, затем локтями назад - в стороны.

Конкретные педагогические задачи вызывают есте­ственную корректировку характерных признаков обыч­ного бега. Например, на пересеченной местности в зави­симости от рельефа приходится сильнее наклоняться впе­ред, скажем, при подъеме на пригорок. При этом шири­на шага уменьшается, пятки поднимаются выше, руки работают энергичнее. При спуске с пригорка туловище слегка отклоняется назад, ноги ставятся с пятки, сокра­щается амплитуда движения рук, они сильнее прижима­ются к туловищу.

Обычный бег по пересеченной местности ценен тем, что все эти трансформации происходят рефлекторно и формируют у детей определенное мышечное чувство по­ложения тела, которое помогает осваивать более слож­ные в техническом плане виды бега.

Бег широким шагом требует энергичного отталкивания. Увлекательные задания типа «Кто сделает меньше шагов до...» помогут детям приобрести необходимые навыки.

Для бега в быстром темпе характерны стремитель­ность и энергичные движения руками. Такой двигатель­ный эффект обусловливают игровые задания соревнова­тельного типа.

При челночном беге стремительное движение в пря­мом направлении чередуется с резким торможением на поворотах и требует устойчивости и волевых уси­лий. Игровые задания типа "Кто быстрее перенесет игрушки" с интересным подбором предметов не толь­ко снимают напряжение, но и делают двигательные действия зрелищными, вызывая желание у зрителей повторить их.

Известно, что в игровых заданиях такого типа предметы переносятся на противоположную сторону игровой площадки по одному. Подбор предметов может быть случайным, когда за основу берется их количество (4 - 6), а может быть логичным. В таком случае задание психологически усложняется, но зато значительно возрастает интерес к нему и у исполнителей и у зрителей: кто быстрее построит пирамидку из надувных полиэтиленовых кругов; кто быстрее выложит на фланелеграфе (в помещении) или на снежном барьере снежную бабу (детали лепятся заранее); кто быстрее и лучше украсит снежную бабу (предметы даются на выбор, но оговаривается их число); кто быстрее "заселит? теремок — переносятся игрушки на полочку, на стол или картинки на фланелеграф в логическом порядке; аналогично, кто быстрее «вытянет» репку... Народные сказки — неисчерпаемый источник образных заданий для челночного бега. Они особенно привлекательны в физкультурных досугах и праздниках.

В работе с дошкольниками используются и другие в бега: медленный бег, бег с высоким подниманием ко­на, бег с захлестыванием ноги назад (доставая пятками ягодицы), бег скрестным шагом и др.

Каждое физкультурное занятие должно включать несколько видов бега. Они чередуются один с другим, также с ходьбой и с разными видами прыжков.

 

33. Прыжки

Детям дошкольного возраста доступны разные виды прыжков.

Подпрыгивание - ритмичные прыжки на месте или с продвижением вперед. Главная техническая особенность подпрыгивания - совмещение двигательных действий: окончание предыдущего прыжка является началом пос­ледующего.

Выполняется подпрыгивание по-разному: на двух но­гах, на одной ноге, с ноги на ногу; в одной плоскости и с поворотом вокруг; может сочетаться с различными дви­жениями рук, а также с их фиксированным положени­ем, например на поясе; перемещаться можно прямо и боком, через линию вперед-назад и из стороны в сторо­ну, приземляться можно произвольно или в обозначен­ное место (квадраты, кружочки).

Прыжки в высоту с места характеризуются энергич­ным отталкиванием, обеспечивающим вертикальное дви­жение туловища. Различают прыжок с места вверх (типа "подпрыгни и достань"), напрыгивание (на скамейку, на ступеньку), перепрыгивание (через планки, веревочку).

Выполняются прыжки толчком обеих ног, толчком од­ной с приземлением на обе ноги; направлены прямо, боком, спиной вперед.

Спрыгивание — прыжок с высоты или в глубину. Ис­пользуется как самостоятельное движение и как двига­тельное действие в продолжение другого, соскок в конце бега по скамейке.

Прыжок в длину с места выполняется на двух ногах, на одной йоге; в разных направлениях — прямо, боком, спиной вперед, с поворотом на 90° и 180°.

Прыжки с разбега в длину и высоту.

Прыжки со скакалкой (короткой и длинной).

Прыжок - ациклическое движение. В каждом прыж­ке различают четыре фазы — поступательные движения, последовательно сменяющие одно другое.

Первая фаза — подготовительная — сгибание ног (в прыжке в глубину), разбег (в прыжках с разбега); вто­рая фаза - толчок; третья - полет и четвертая - при­земление. Прыжки выполняются слитно, единым дви­жением. Однако знание структуры прыжка - важный фактор, помогающий воспитателю наметить стратегию педагогического руководства в зависимости от вида прыж­кового упражнения, возраста и двигательной подготов­ленности детей.

Требования к младшим детям элементарны. Они по­вторяют действия воспитателя в самом общем виде, а в средней группе необходимо добиваться от детей опреде­ленной четкости действий, наиболее характерных для каждой фазы.

Конкретные двигательные действия в разные фазы, несмотря на общность названия, зависят от вида прыж­ка. Так, приземление в подпрыгивании и спрыгивании, а также в прыжках в высоту с разбега выполняется на носки, а в прыжках в длину с места и с разбега - перека­том с пятки на всю ступню. В прыжках с места в высоту через предмет надо приземляться с носка, а в направле­нии на предмет (скамейку, ступеньку) — жестко на всю ступню. Запомнить эту принципиальную разницу помо­гает примета: если туловище в фазе полета движется вер­тикально — приземление выполняется с носков. Там, где ноги выбрасываются вперед, опережают движение туло­вища, - приземление выполняется перекатом с пятки.

Но во всех прыжках приземление должно быть мяг­ким, пружинистым, для чего необходимо согнуть колени. Этот навык нужно формировать у дошкольников в первую очередь.

Требования к технике выполнения разных прыжков конкретизируются в зависимости от возраста детей.

В младшей группе обучение малышей начинается с подпрыгивания, как самого доступного из всех прыж­ков. Главное внимание педагог должен обратить на обу­чение отталкиванию. Па первом этапе дети не умеют от­талкиваться двумя ногами. Даже на предложение воспи­тателя попрыгать, как мячики (зайчики, воробышки) многие малыши выполняют только "пружинку", сгибая ноги в коленях. Некоторые поднимают одну ногу, кое-кто приподнимает пятки. Внимательный воспитатель всячески способствует тому, чтобы эти действия повто­рялись. Они - начало прыжков.

Игровые задания, например "Позвони в колокольчик", "Достань, какой хочешь шар", "Испугай бабочку" и дру­гие двигательные задания с привлекательными атрибу­тами, вызывают желание действовать. Предметы разме­щаются на 5-10 см выше вытянутой руки ребенка в удоб­ных местах в групповой комнате, на игровой площадке и провоцируют, в хорошем смысле этого слова, выполне­ние движений без специальных приглашений со стороны воспитателя.

Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"