Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИ1.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

Гибкость – морфо-функциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующая степень подвижности его звеньев.

Гибкость определяет эластичность мышц и связок, обеспечивает амплитуду движению. Представляет собой одну из главных предпосылок к движению. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибания, разгибания и др. движениях. Часто гибкость называют подвижностью в суставах.

Значимость гибкости: наделяет человека умением владеть своим телом; дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений; экономия сил. Движения точны и рациональны. Это в значительной степени ускоряет и облегчает любую деятельность; облегчает усилия ребенка, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и др. повреждений.

Развиваясь сама, гибкость создает условия для совершенствования ПФ (психофизических) качеств: силы, выносливости.

Различают активную и пассивную гибкость, общую и специальную.

Активная – величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям.

Пассивная – отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил, снарядов или усилий тренера. В пассивных упр. на  гибкость достигаются большие амплитуды движений, чем в активных.

Общая – характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большей амплитудой.

Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность в спорте или профессионально-прикладной деятельности.

Методика развития физических качеств. На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения, направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением  по прямой, по диагонали; бег в максимальном на короткие дистанции; бег за партнером. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом.

Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 м. обучении быстрому началу движений применяется с ускорением по сигналу; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физические упраж­нения и подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег из ис­ходного положения, стоя на коленях, сидя, лежа); пры­жок из исходного положения, стоя спиной к направле­нию движения; быстрая смена различных положений; изменение скорости или темпа движения, способа его выполнения; использование в упражнениях предметов различной формы, веса, фактуры; выполнение взаимо­согласованных действий несколькими участниками. Мо­гут быть использованы упражнения, в которых дети при­лагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружение на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей де­лятся на две группы: с сопротивлением, которое вызыва­ет вес бросаемых предметов, и выполнение которых за­трудняет вес собственного тела (прыжки, лазание, при­седание). Большое значение имеет количество повторе­ний: небольшое не содействует развитию силы, а чрез­мерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения уп­ражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз упражнение должно выполняться. В силовых упражне­ниях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклоненным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьша­ют кровяное давление в момент выполнения упражне­ний. Упражнения с мышечным напряжением целесооб­разно чередовать с упражнениями на расслабление.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыж­ки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество мышечных групп, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабле­ния мышц, регулируется темп и продолжительность вы­полнения. Продолжительность беспрерывных движений должна быть около 2 минут — время, на протяжении которого сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма активно действуют.

Бег со средней скоростью (2—2,5 м/с) является глав­ным средством воспитания общей выносливости дошкольника. При включении его в занятия нужно увеличивать раз расстояние, которое должны преодолеть дети. Хорошо сочетается продолжительный бег с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазанием. Вместе с бегом развитию выносливости могут содействовать прыжки через скакалку, подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, спортивные упражнения (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде), а также подвижные игры, в которых двигательное действие повторяется много раз.

Развивается гибкость с помощью специальных упражнений на растягивание мышц и связок. Пути тренировки гибкости: накопление разнообразных двигательных навыков и умений, совершенствование способностей перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки. Развитие гибкости связано с развитием мышечной силы.

Упражнения на растягивание выполняются ежедневно. При чередовании упражнений на силу и гибкость не допускается преобладание одного вида движений над другим.

Следовательно, обоснованный выбор содержания и развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Особенности развития физических качеств. На про­тяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствуют показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 кг, у девочек - с 20,4 до 43 кг. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 м с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2 с, у девочек - с 2,6 до 2,2 с; с обеганием препятствий - у мальчиков с 7,2 до 5 с, у девочек - с 8 ,5 с (Е.Н.Вавилова).

Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики, возрастает с 601,3 до 884,3 м, девочки - с 454 до 715,3 м (В.г. Фролов). Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы увеличения показателей физических качеств по годам не совпадают. Например, более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости — от 3 до 4 лет, силовых способностей — от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет ужены некоторые замедления развития силовых показателей (Н.А.Ноткина).

Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.

 

24. ВФ ребенка первого года жизни.

 

 

 

25. ФВ ребенка раннего возраста.

 

 

 

26. Гимнастика

От греч (гимнос, обнаженный) – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений направленных на решение задач всестороннего развития и оздоровления ребенка.

- Предполагает оздоровление и всестороннюю подготовленность ребенка к разнообразной деятельности;

- способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозную точность, обеспечивает развитие психофизических качеств: ловкость, быстроту, силу, гибкость, формирует волю, характер, дисциплину;

- специфические задания гимнастики являются формирователями правильной осанки, коррекции различных деформаций тела, воспитание умений владеть им;

- гимнастика является важным методом физического воспитания;

- содержит средства для решения воспитательных и образовательных задач, повышает эмоциональный тонус, воспитывает эстетический вкус, ритмичность и выразительность движений.

 

27. Виды гимнастики и их характеристика.

В детском саду гимнастика включает строевые, общеразвивающие упражнения, а также основные виды дви­жений (ходьба, бег, метание, прыжки, лазание).

Общеразвивающая:

1. Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовки, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем. Необходимо избирательно подобрать упражнения влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Важна точная дозировка нагрузок, которые определятся характером упражнений, темпом их выполнения и числом движений, особенностью исходных положений.

2. Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья, воспитания правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Ср-ва: общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами и массаж, самомассаж.

Гимнастика со спортивной направленностью:

Цель: повышение общей физической подготовленности человека (только элементы).

1. Художественная гимнастика. Связь с музыкой и элементами танца. Эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что способствует эстетическому воспитанию. Упражнения художественной гимнастики координируют движения. Выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц. Используются художественные движения – система физических упражнений, преимущественно танцев, которые отличаются ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений в них, включаются шаги, повороты, вращения прыжки.

2. Атлетическая – акробатика 9только подвижные элементы)

3. Ритмическая – система физических упражнений выполняемых под музыку. Включается в утреннюю гимнастику (основную часть занятия)

Прикладная или лечебная гимнастика

Цель: направлена на восстановление здоровья, улучшение НС, повышение тонуса организма, снятие отрицательных эмоций, улучшение телосложения и осанки.

 

28. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Содержание основной гимнастики.

Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовки, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем. Необходимо избирательно подобрать упражнения влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Важна точная дозировка нагрузок, которые определятся характером упражнений, темпом их выполнения и числом движений, особенностью исходных положений.

Включат в себя строевые упражнения, общеразвивающие и основные движения.

Основные движения:

Циклические

– ходьба младший возраст (на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стопы, крадучись (на полусогнутых), босиком по ребристой доске, захват пальцем доску, с фиксированным перекатом с пятки на носок); старший возраст (с быстрым подниманием бедра, ходьба скрестным шагом (ловкость), приставным шагом;

- бег – (на носках, с высоким подниманием колен, высоким подниманием бедра, с заданиями, по сигналу, между предметом и т.д., челночный бег, наперегонки, врассыпную, с увертыванием и ловлей, на дальность и .тд.).

Ациклические

- ползанье (на четвереньках, на доске при горизонтальном положении, по наклонной доске, по скамейке, бревну, проползание под шнур, под воротца, переползание через бревно, скамейку);

- лазанье (подлезание, перелезание, налезание на горизонтальную и наклонную плоскость, пол, скамейку, лазанье и ползанье по наклонной стенке, по вертикальной стенке, вверх по лестнице);

- прыжки (прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с места, с разбега);

- бросание (правой, левой, двумя руками, вправо, влево, вверх, в горизонтальную или вертикальную цель);

- метание (из-за спины, ч-з плечо, прямой рукой, сверху, снизу, сбоку).

 

29. Метание

Метание — технически сложное движение, выполне­ние которого требует проявления многих физических качеств - ловкости, согласованности действий рук, туло­вища и ног, глазомера, равновесия, навыков простран­ственной ориентировки, а также соответствующей реак­ции мелкой мускулатуры.

По технической характеристике упражнения этого вида делятся на собственно метание и подготавливаю­щие к метанию — катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мячей, шаров, мешочков с песком, обручей, а также природного материала — шишек, каштанов, прутиков, палочек, снеж­ков и др.

Каждое подготавливающее к метанию упражнение имеет и самостоятельное значение для формирования двигательных навыков. К тому же все они привлекают детей своим динамизмом, эмоциональностью, возможно­стью бесконечно придумывать собственные варианты движений. Нет игрушки более интересной, чем мяч! Мяч ассоциируется с игрой. Не случайно каждое действие с мячом в быту называют игрой. Это и определяет выбору методов и приемов руководства. Дети играют в мяч в любое свободное время, а также в организованных фор­мах работы — на физкультурных занятиях, утренней гим­настике, в разных формах активного отдыха.

Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"