Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИ1.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

прицелиться — вытянуть руку с мешочком в сторону метания, повернуть туловище;

замахнуться — отвести прямую руку вниз – назад - вверх с одновременным поворотом туловища и естественным сгибанием ног;

бросить - туловище и ноги выпрямить вверх - вперед, вынося почти прямую руку вверх - вперед, резко выбро­сить мешочек кистью.

В целях гармоничного развития надо учить детей ме­тать и правой и левой рукой.

Приведенные способы метания описаны несколько упрощенно, в частности, действия левой рукой. Законо­мерные движения по принципу перекрестной координа­ции обусловливают соответствующие действия левой руки и левой ноги. Попытка объяснить их детям усложняет инструкцию.

 

30. Ползание и лазание

Ползание и лазание предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. Поэтому в упражнениях данного вида наравне с крупной мускулатурой развивается и совершенствуется мелкая мускулатура рук и ног.

Ползание - это движение по плоскости.

Лазание связано с использованием предметов: в усло­виях физкультурного зала - это гимнастическая стенка, разные лестницы, (установленные вертикально, горизон­тально, наклонно), шест, канат; в естественных услови­ях - деревья, склон овражка, канавка, пригорок и др.

В зависимости от практической задачи и характера двигательных действий упражнения делятся на перелезание, пролезание, подлезание и др.

В соответствии с двигательной задачей подбирается способ движения. Для ползания - на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, по-пластунски. Для лазания по гимнастической стенке - приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный способы).

Ползание - привычный для детей способ перемеще­ния в пространстве, к которому они прибегают естествен­но, когда играют с игрушками на полу, или сознательно, когда изображают животных в сюжетно-ролевых играх.

Обучение ползанию - это, по сути дела, корректиров­ка привычных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации.

От способа движения зависит сложность упражне­ния. Вообще, каждое упражнение в ползании и лаза­нии — довольно сложное действие, потому что тело человека находится в непрочном для него положении. К тому же подавляющее большинство упражнений ха­рактеризуется длительностью действий. Поэтому уп­ражнения должны заканчиваться Движением, которое снимает или снижает утомление. Так, ползание долж­но смениться активным выпрямлением, которое харак­теризуется, в частности, прогибанием в поясничной части и соответствующим напряжением скелетных мышц. Нужно лишь поднять голову и посмотреть на вытянутые вверх руки. Можно предложить малышу поднять вверх игрушку, до которой он дополз. Стар­шему дошкольнику будет интересно подпрыгнуть с хлопком в ладоши над головой. Педагог должен обя­зательно предусмотреть интересные в полезные дви­жения, которые станут логичным и эффективным за­вершением упражнения в ползании.  По ходу выполнения детьми упражнения в ползании воспитатель должен следить за положением их рук, ног, спины.

При ползании в положении стоя на четвереньках дети должны опираться на всю ладонь, пальцы — широко рас­ставлены и направлены вперед. В таком положении на­грузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая, как известно, еще продолжает формироваться.

"Станьте на коленочки..." - говорят детям. Для вос­питателя это означает, что вся голень, от колена до носка, должна лежать на поду. Если кто-то из детей упира­ется носком в пол, надо подойти к нему, прикоснуться, прижать подъем ноги к полу, дать ребенку почувство­вать удобное положение.

Для того чтобы мышцы спины находились в рабочем состоянии, детям советуют поднять голову и смотреть вперед - на игрушки, к которым они ползут, поверх скамейки, через которую предстоит перелезть, и другие привлекательные ориентиры на финише.

Во время перемещения ноги нужно подтягивать, а не шагать на коленочках, что и делают малыши, торопясь скорее взять игрушку. Поэтому на первых порах надо организовать ползание по ковру, по дорожке из плотной текстильной ткани.

Для подлезания под препятствия используется опора на предплечья. Воспитатель говорит: "Поставьте рука на локти..." - это значит, что руки от кончиков пальцев до локтей, должны лежать на полу; положение ног, как и в предыдущем способе, удобное - носки выпрямлены; спина прогибается, потому что голова приподнята. Очень интересно, например, таким способом перемещаться на противоположную сторону шеренгами навстречу одна другой. Применяется эта техника также в комбинированных двигательных заданиях, когда надо сменить способ действия, например ползание на четвереньках с подлезанием под стул (веревочку - кустик) в опоре на предплечья.

Ползание по-медвежьи не случайно называют ходьбой, потому что и руками и ногами нужно шагать, но из-за опоры на четыре точки этот способ движения относят к ползанию. Опора осуществляется на всю ладонь и на всю ступню, для чего ноги надо ставить шире туловища, слегка сгибая колени. "Медведь" идет вперевалочку, т.е. шаги делаются одноименной ногой и рукой.

Преодолевать низкие препятствия можно лежа на животе (например, подлезать под скамейку). Основная нагрузка приходится в этом способе на руки: опираясь на ладошки, дети подтягивают туловище. Специальный инструктаж по технике выполнения здесь не требуется.

Ползание на животе является подводящим к полза­нию по-пластунски, требующему конкретной техники и по-настоящему доступному лишь старшим детям. Лежа на животе, нужно вытянуть вперед слегка согнутую в локте руку и положить ладошкой вниз; противополож­ную ногу согнуть и положить плоско, чтоб ею можно было упираться в пол при отталкивании.

Вторая согнутая в локте рука упирается в пол рядом с туловищем, противоположная ей нога выпрямлена. Ту­ловище слегка развернуто в сторону вытянутой руки. Голова опускается как можно ниже. Опираясь на руки и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, нужно под­тянуть туловище. Движение цикличное, т.е. в следую­щий момент все действия совершают другая нога и рука.

В природных условиях дети используют способы дей­ствия, которые подсказывают обстоятельства: высокое препятствие, например лежащий ствол дерева, можно пре­одолеть перекатом, навалившись на него животом пря­мо или боком.

Поскольку все упражнения в ползании характеризу­ются длительностью действия, необходимо так продумать организацию их выполнения, чтобы ребятам не пришлось долго ждать своей очереди. Дети могут ползти все одно­временно поперек зала или, как уже говорилось, шерен­гами навстречу. Можно организовать ползание подгруп­пами. Например, когда первая подгруппа достигает про­тивоположной стены, вторая подгруппа приступает к выполнению этого действия, а ребята из первой подгруп­пы возвращаются на исходную позицию легким бегом, прыжками на одной или двух ногах, приставными шага­ми прямо или боком, танцевальным шагом и др.

Ползание можно выполнять и поточно: друг за дру­гом по кругу или линейно, четверка за четверкой (пятер­ка, шестерка). По кругу можно расставить разные пре­пятствия, которые дети преодолевают по-разному в зави­симости от высоты - на предплечьях, лежа на животе, спине, боку. Способы преодоления можно запрограмми­ровать, а можно представить детям право выбора, под­сказывая лишь, что следующее препятствие надо пре­одолеть по-другому.

Как можно чаще следует давать детям возможность применять разные способы ползания в естественных ус­ловиях - на лугу, в парке, на пляже и др.

Ползание на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, лежа на животе или спине, сидя на голенях можно выполнять и на уменьшенной и на повышенной опоре, например на скамейке. Во всех этих вариантах надо следить за тем, чтобы дети держались за скамейку хватом - большой палец должен лежать на поверхности скамейки, а другие - снизу. Это необходимая мера безо­пасности: ведь дети смотрят вперед, подняв голову.

Лазание выполняется по лежащей на полу или при­ставленной к гимнастической стенке лестнице, по лесен­ке-стремянке, по гимнастической стенке. Используется для лазания и нестандартное оборудование, особенно на участке - заборчики, горки; в старших группах приме­няются канаты, шесты, веревочные лестницы.

Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением дартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при необходимости тут же исправляет. Затем выполняется следующее действие.

В начале обучения в младшей группе надо дать воз­можность детям влезать на пособия и спускаться произ­вольно, как кто хочет. Необходимо обеспечить страхов­ку: ограничить высоту, подложить маты. Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии питателя.

Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).

Общие правила: при лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами; при спуске - наоборот, ребенок должен смотреть на руки, ноги повторя­ют движения рук; держаться за рейку следует хватом - большой палец - снизу; ногу ставать на рейку дети должны серединой ступни, а не на носок.

Самый простой способ лазания - приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: "Подойдите к гимнасти­ческой стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки..." Надо помочь каждому малышу уви­деть эту рейку. «Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед... Вторую ногу поставь­те рядышком... Теперь возьмитесь руками за реечку по­выше... Переставьте ноги...»

Когда дети ередней группы начинают осваивать пе­ременный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: "Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а вто­рой - за следующую повыше..." При спуске: "Надо на­чинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше..."

На этом уровне обучения, как правило, в каждый мо­мент опираются на три точки - две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.

По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям - одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы.

Легче освоить одноименный способ. Поскольку длина рук у старших детей увеличилась, то в качестве точки отсчета для исходного действия может быть такое указа­ние: "Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки... Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу... Я буду подсказывать: "Левые... правые... Начали!"

Итак, дети отпускают сразу руку и ногу и держатся несколько мгновений одной рукой и ногой. Но, конечно, это - идеальный вариант, и не все дети могут выполнить задание в таком виде. Как правило, руки опережают дви­жение ног, и это нормально для дошкольного возраста. Разноименный способ осваивается аналогично: в ка­честве первого действия на рейку ставится одна рука и разноименная нога...

Детям, затрудняющимся выполнить его действие, мож­но предложить подводящие упражнения - имитацию лазания, стоя у стенки, или те же действия на полу или на скамейке. Хорошо, если освоение разноименного спо­соба совладает по времени с ползанием по-пластунски - движения похожие. Для тех, кто хорошо осваивает дви­жения, нужно усложнять задания, например переходить с пролета на пролет лестницы приставными шагами вправо и влево, по диагонали, а также перелезать через заборчик, поочередно перешагивая верхнюю рейку.

Подготовленных детей начинают обучать лазанию по канату. Сначала проводят подводящие упражнения; Детям предлагается стать у каната, взявшись за него руками на уровне груди, поочередно перехватывая канат руками, подниматься вверх.

Это же упражнение можно выполнить:

- из положения приседа;

- держась за канат на уровне груди, приподнять ноги;

- взявшись за канат прямыми руками выше головы;

- держась произвольным хватом, покачиваться на канате;

- держась произвольно, попробовать поднять ноги до положения виса лежа;

- держась за канат, переступать ногами в положении виса лежа вперед, назад, по кругу и т.д.

Полезно проделать подводящие упражнения и для ног:

- сидя на скамейке рядом с висящим канатом, захватить его подошвами ног, разводя колени в стороны;

- держась руками за скамейку и захватив канат подошвами, приподняться над скамейкой;

- сидя на скамейке с гимнастической палкой в руке и держа ее вертикально, ступню правой ноги повернуть воском внутрь и приложить наружной стороной к палке; ступню левой ноги повернуть носком наружу и прижать наружной стороной к палке с другой стороны - зажать палку ступнями.

Затем начинается освоение лазания по канату из положения виса стоя на прямых руках в три приема;

- согнув ноги, подтянуть их повыше, захватить канат наружными сторонами стоп и коленями, руки слегка гнуть;

- упираясь ногами в канат, выпрямить ноги, согнуть руки, не перемещая их;

- сохраняя захват каната прямыми ногами, поочередно перехватывать его руками как можно выше.

Затем все повторяется.

Лазание по шесту осваивается аналогично.

При спуске по канату или шесту действия выполняются в обратном порядке: вначале перехватываются пониже руки, ноги прямые; затем сгибаются ноги и выпрямляются руки. Слезать по канату нельзя.

Навыки ползания и лазания совершенствуются в под­вижных играх, в быту.

 

 

31. Ходьба. Это циклическое движение. В результате за­кономерного повторения одних и тех же действий проис­ходит чередование напряжения и расслабления мышц. Это обеспечивает их продолжительную работоспособность. Величина нагрузки на мышцы зависит от вида ходьбы, скорости движения, условий проведения (в зале, на уча­стке детского сада, пересеченной местности), от конкрет­ных педагогических задач, объем и содержание которых согласуется с уровнем обученности детей (этапа обуче­ния, его возрастной направленности).

В программу обучения и воспитания в детском саду входит обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба ши­роким шагом, ходьба приставными шагами (прямо и бо­ком), ходьба перекатом с пятки на носок, ходьба в полу­-приседе и приседе, ходьба выпадами, ходьба скрестным шагом, гимнастическая ходьба.

Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"