Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИ1.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

При построении в круг воспитатель становится вмес­те с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети видели лицо воспитателя, он должен время от вре­мени перемещаться по кругу.

Построение врассыпную. Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать. Размещение врассыпную в младших группах предшествует четкому построению. В последующем построение врассыпную используется во всех группах в разных ситуациях - при выполнении общеразви­вающих упражнений, в подвижных играх и др.

Место воспитателя во всех случаях — на краю пло­щадки, спиной к короткой стене, чтобы все дети были в поле зрения.

Перестроения. Это переходы из одного строя в дру­гой. Практическая необходимость перестроения возни­кает на физкультурных занятиях и на утренней гимнас­тике, когда после вводной ходьбы нужно разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Кроме того, отдельные специальные упражнения, формирующие навыки строя, выполняются во время ходьбы.

В младшей группе дети чаще всего выполняют общеразвивающие упражнения в кругу. Если они движутся колонной вокруг расставленных на полу кубиков, то пере­строение в круг совершается естественно: дети подходят к предметам. Если используется один ориентир, вокруг ко­торого должен быть образован круг, или ориентира вовсе нет, воспитатель перестраивает малышей в круг, предло­жив им взяться за руки, а сам соединяет "хвост" и "голо­ву" колонны. Чтобы увеличить размер круга, надо всем вместе сделать шаг назад, после чего опустить руки.

Аналогично можно построить круг из шеренги: дети, стоящие на линии или у стены, берутся за руки. Воспи­татель заводит образовавшуюся цепочку к противополож­ному флангу. В этом случае лучше использовать ориен­тир в центре площадки - игрушку, обруч и т.п.

В средней группе дети перестраиваются на общеразвивающие упражнения из одной общей колонны в несколько колонн, которые принято называть звень­ями. Звеньев должно быть немного (3-4) и размещаться они должны вдоль площадки. Звенья выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. К моменту по­дачи команды или распоряжения о перестроении вос­питатель должен занять соответствующее место, что дает возможность корректировать перестроение. Вос­питатель является ориентиром для детей, они выхо­дят "на него".

На первых порах дети останавливаются перед пере­строением, и звенья выводятся вперед по очереди. Ис­пользуются зрительные ориентиры. В последующем зве­нья "идут на воспитателя" одновременно и останавлива­ются в установленном месте, за 2—2,5 м до воспитателя.

Во время выполнения упражнений воспитатель стоит напротив свободного пространства, а не перед звеном. Ест звеньев четыре — между вторым и третьим, если три педагогу следует перемещаться из одного пролета в дру­гой при показе упражнений.

После окончания упражнений все звенья выполняют непродолжительную ходьбу на месте: "На месте шагом марш!.. Первое звено, вперед - марш!.." - звено начина­ет ходьбу в обход. Звеньевые последующих звеньев шагают на месте до тех пор, пока к ним приблизится замыкающий предыдущего звена.

В старшей группе дети должны уметь перестраиваться в звенья через середину по три. Они также «выходят на воспитателя» от противоположной короткой стены. Дети первой тройки разводят руки в стороны, обозначая тем самым интервал. Остальные равняются на них. Такой способ перестроения активно формирует навыки пространственной ориентировки, быстроту реакции, ее сообразительность, самостоятельность в отличие от перестроения с помощью звеньевых, когда большинство детей перемещаются бездумно.

Обратное перестроение происходит так: дети должны на ходу сомкнуть строй и повернуться направо после чего, разворачиваясь влево, тройка за тройкой движется в обход, создавая общую колонну. В старших группах используется также перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и  сведением. Такое перестроение красиво смотрится на физкультурных праздниках, особенно, если для выполнения упражнений применяются разные предметы, например в крайних звеньях - флажки, в стоящих середине – «султанчики».

Порядок перестроения дроблением и сведением таков: по сигналу колонна движется «на воспитателя» через се­редину площадки от короткой стены; когда направляю­щий дойдет до противоположной стены, подается коман­да: "Налево и направо через одного в обход - марш!"; когда направляющие колонны встретятся, подается ко­манда: «Через середину парами - марш!»; затем: "Пара - направо, пара - налево - марш!"; и наконец: "На середи­ну четверками — марш!".

Обратное перестроение называется разведением и сли­янием.

Упражнения на перестроение во время ходьбы пре­следуют разные цели. Зачастую меняется не только строй, но и способ движения, и направление, стимулируется проявление разных физических и интеллектуальных ка­честв, например старшие дети идут в колонне обычным шагом, а по сигналу разворачиваются в шеренгу (у длин­ной стены) и идут поперек зала на носках или гимнасти­ческим шагом, или подскоками, затем снова, повернув­шись налево, идут колонной. Таким образом, дети вы­полняют задания, приучающие их контролировать свои действия. Не случайно такие упражнения обязательно имеют место во вводной части физкультурных занятий, которая по педагогической направленности является организационной.

Чаще других в перестроениях используется движение врассыпную: колонна по сигналу "рассыпается", дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строят­ся в колонну. В зависимости от возраста детей можно по-разному варьировать целевые установки: строиться быстро, вставать на свои места по росту - в старших группах или просто строиться - в младших. В первую половину года во второй младшей группе такие задания даются без обратного перестроения: из положения врассыпную дети строятся с помощью воспитателя в круг или исполняют упражнения, оставаясь на своих местах, там, где их застал сигнал.

Интересно перестроение из колонны или шеренги в несколько кругов (старшая группа). Воспитатель назна­чает звеньевых (3-4) в момент построения в колонну. Во время ходьбы в обход по залу по сигналу, который подается, когда колонна находится в положении вдоль пло­щадки, каждый звеньевой ведет свое звено влево, и оно продолжает движение по автономному кругу. Обратное перестроение совершается естественно: каждый звенье­вой выводит звено на край площадки, вливаясь в общую колонну.

Во всех группах используется перестроение на ходу из колонны по два в колонну по одному и наоборот. Выполнять это задание дети должны быстро и умело, не меняя темпа движения. Планируя такое перестроение целесообразно предложить ребятам сразу построиться колонну парами, чтобы каждому было изначально ясно; к кому он должен подстроиться в нужный момент.

В младшей группе это задание выполняется с помощью зрительных ориентиров. У противоположной стены (стороны площадки) начерчена узенькая дорожка (20 - 25 см) - "по ней вдвоем нельзя пройти": пары разбиваются, дети идут друг за другом, а в конце дорожки опять берутся за руки.

Можно предложить дошкольникам следующее зада­ние: после ходьбы парами по сигналу воспитателя дети, идущие слева, т.е. по внутреннему кругу, становятся за идущими справа, т.е. по внешнему кругу, а не наоборот, внешний круг больше по площади.

Целесообразность применения такого приема, подготавливающего перестроение, как расчет "на первый второй" сомнительна для использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Повороты. Они выполняются дошкольниками направо, налево (90°), вполоборота направо, налево (45°), кругом (180°), как на месте, так и в движении. Способы поворотов используются простейшие — переступанием и прыжком. Существующий в физкультуре для взрослых поворот «по разделениям» дошкольникам практически недоступен и применять его нецелесообразно. Поворот переступанием - самый доступный и естественный способ действия и потому в формулировке команды его можно не называть, а только обозначить направление движения: «Напра-во!», «Нале-во!» Если поворот совершается прыжком, надо командовать: «Прыжком, напра-во!»

Поворот кругом на месте выполняется в левую сторону (через левое плечо).

Размыкания и смыкания. Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания приемы уплотнения разомкнутого строя. Приемы варьирования строя используются при подготовке к выполнению упражнений и игровых заданий и после их окончания. Выполняются они как на месте, так и в движе­нии в различных построениях - в колоннах, в шерен­гах, в кругу.

Размыкание выполняется обычным шагом, пристав­ными шагами, прыжками, бегом. Расстояние (интервал, дистанция) определяется шагами, зрительными ориен­тирами, вытянутыми вперед или разведенными в сторо­ну руками. Подавая команду к размыканию, надо называть величину дистанции (или интервала), способ выпол­нения, направления действий. Например: "От середины на вытянутые руки - разомкнись!" Или при перестрое­нии на общеразвивающие упражнения: "Через середину по три, шагом - марш! Первая тройка, руки в стороны - ставь!" После окончания упражнений в разомкнутом строю: «Вперед сомкнись!»

В работе с дошкольниками используются самые про­стые способы размыкания и смыкания и для их вы­полнения чаще прибегают к распоряжениям, реже - к командам.

Во время всех перемещений воспитатель должен на­ходиться на краю площадки, чтобы видеть всех детей и совершенствовать навыки строя.

 

37. Подвижная игра, ее определение и специфика. Классификация подвижных игр.

              Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знании об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

Классификация подвижных игр. Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры — баскетбол, хоккей, футбол и др. Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Их различают по двигательному содержанию, иначе говоря, доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, с прыжками и т.д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру»)  все дети выполняют одинаковые движения. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

По характеру игровых действий отличаются игры со­ревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсут­ствуют правила в общепринятом смысле. Интерес играю­щих вызывают привлекательные манипуляции предмета­ми. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет", "Чей обруч вращается" и др.) кроме соревновательного имеют еще и зрелищный эффект. Самых маленьких они подводят к играм.

 

38. Подвижная игра как средство и метод ФВ.

 

 

 

39. Теория подвижных игр.

 

 

40. Методика проведения подвижных игр.

Прежде всего нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно разместить необходимое оборудование.

Собирать детей необходимо в том месте площадки, куда будут начинаться игровые действия: в играх с перебежками - в "домик" у короткой стороны площадки, играх с построением в круг - в центр площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно. Поэтому ваяй продумать приемы сбора. Они бывают разными в зависит мости от возраста детей и их отношения к игре.

Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до нача­ла прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек ("Раз, два, три! Играть скорей беги!; Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!" и др.). Можно в интересной форме поручить отдельным детям собрать остальных установленный ограниченный срок (пока вращается звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок-колокольчик, "гроздь" надувных шаров, фланелеграф и т.д.). Эффективны и сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользить по ледяной дорожке и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"