Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИ1.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

При погружении головы в воду придерживаются такой последовательности: в воду опускается часть головы, вначале до уровня носа, потом все лицо. Затем детей знакомят с простыми упражнениями, которые подводят к овладевайте выдохом: подуть на игрушку, которая плавает на воде; подуть на воду, как на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду и сделать выдох. Выдыхать в воду дети учатся дол­гое время. Параллельно их учат открывать глаза в воде. Для этого предлагают, стоя на суше, посмотреть на пред­меты, которые находятся на дне бассейна, назвать их, потом погрузиться в воду с головой и собрать предметы.

Потом детей учат свободно лежать на воде (на груди и спине). С этим упражнением их знакомят на суше (под­нять руки над головой, подняться на носки). Упражнение выполняется лежа на воде на мелком месте бассей­на. После этого дети учатся скользить по воде: энергично отталкиваются ногами от дна или стены бассейна, вы­прямляют руки вперед и, наклонившись, ложатся на воду. Голова находится между вытянутыми вперед руками, лицо опущено в воду. Вначале дети выполняют скольже­ние, задержав дыхание, но с течением времени они со­единяют эти задания  - учатся выполнять выдох в воду в момент скольжения.

Одновременно детей учат производить движения но­гами, как при плавании кролем. Эти движения разучи­ваются на суше. Дети садятся на пол, сгибают руки в локтях и опираются сзади на предплечья. В этом поло­жении они выполняют движения ногами, которые напо­минают движения ног при плавании кролем. Потом эти движения выполняются в воде на мелком месте при под­держке за предмет (круг, игрушка). С течением времени дети выполняют движения руками, которые помогают передвигаться в воде (гребок выполняется свободно вы­прямленной рукой, пальцы сжаты вместе).

При обучении гребковым движениям рук применяют плавание на спине с доской, зажатой между ногами.

Нужно давать детям возможность плавать всеми спо­собами - кролем на спине, груди, брасом, "дельфином". Нельзя требовать от дошкольников большой точности в технике плавания. Этого возможно достичь лишь в ре­зультате систематической работы на протяжении несколь­ких лет.

Для обучения дошкольников плаванию используются крытые малоразмерные бассейны: для младших детей 7x3 м, глубина до 0,8 м, для старших - 10x6 м, глубина до 1,2-1,6 м. Температура воды в бассейне должна быть в пре­делах +26... +29 °С, воздуха +24... +28 °С.

Контроль за санитарным состоянием основных и подсобных помещений бассейна осуществляется медицинскими работниками детского сада.

 

58. Развитие личности дошкольника средствами физического воспитания.

Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе ус­воения им общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало, готовность и умение создавать новое (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтъев, Д.Б.Эльконин и др.).

Дошкольный возраст - это «период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения» (А.Н.Леонтьев).

Главная цель развития личности - реализация ребен­ком своего "Я", а также переживание себя в качестве социального индивида — успешно может решаться в про­цессе занятий физическими упражнениями в детском саду.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является выс­шим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психичес­кой активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успеш­ное выполнение разнообразных видов детской деятель­ности (Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугива, Н.Н. Поддьяков и др.). Важнейшая особенность творчества дошкольника - насыщенность яркими, положительными эмоциями, бла­годаря чему оно обладает большой притягательной си­лой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность.

 

59. Условия формирования физической культуры личности.

 

 

 

 

60. двигательное творчество. Формирование мотивов поведения.

Двигательное творчество раскрывает ребенку мотор­ные характеристики собственного тела, формирует быст­роту и легкость ориентировки в бесконечном простран­стве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основ­ное средство его формирования - эмоционально окрашен­ная двигательная активность, с помощью которой дети входят в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать твор­ческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные и спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям. Они об­ладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возмож­ность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Это исключает привыч­ку механического повторения упражнений, активизиру­ет в доступных пределах творческую деятельность по са­мостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Посте­пенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

Важная характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов поведения. Мотив — побужде­ние к деятельности, связанное с удовлетворением потреб­ности. Потребности человека отражают требования внут­ренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребно­стей человека - в ЗОЖ. Она представ­ляет собой отношение человека к собственной деятельно­сти, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здо­ровье ребенка, с которым в смысловом отношении свя­зан термин "здоровый образ жизни", — показатель уров­ня развития общества, в котором он живет.

Потребность в ЗОЖ необходимо фор­мировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти краси­выми, активными, уметь обслуживать и вести себя так, чтобы не причинять вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражне­ния, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую еду, быть чистым, следить за чистотой одежды и обуви, помещения, окружающей среды.

На занятиях физическими упражнениями дети полу­чают элементарные представления о строении собствен­ного тела, функциях и назначении внутренних органов и систем организма (органы дыхания поддерживают в орга­низме жизнь, кости и мышцы дают возможность дви­гаться, мозг управляет всеми органами). Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка); учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь (накладывать компрессы на ушибы, обрабаты­вать мелкие царапины). Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформиру­ется у него важная потребность, отражающая положи­тельное отношение и интерес к физической стороне сво­ей жизни.

 

61. Основные факторы формирования самосознания и самооценки ребенка в двигательной активности.

В дошкольном возрасте начинает складываться само­оценка - наиболее сложный продукт развития сознатель­ной деятельности ребенка, проявляющейся в оценке лич­ности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная активность лично­сти, оценка окружающих людей, умение правильно оце­нивать действия других. На ранних этапах формирова­ния самооценка дошкольника является отражением оце­ночных суждений окружающих, прежде всего взрослых.

Формирование самооценки в процессе двигательной де­ятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу, "картине мира" окружающей его природы; к способности создавать собственный худо­жественный образ - "образ красивого тела"; к красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В боль­шей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). Ребенок оцени­вает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

 

62. Роль ФУ в формировании морально-волевых качеств личности ребенка.

В сложных действиях проявляется воля ребенка - преодоление препятствий при достижении поставлен­ной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжитель­ном и многоразовом повторении однообразных двига­тельных действий. При их выполнении требуется про­являть волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применение методов стиму­лирования волевых усилий, контроль и учет степени: развития волевых качеств, наглядная демонстрация результатов выполнения упражнений.

Двигательная деятельность активизирует нравствен­ное развитие личности ребенка. Прежде всего она спо­собствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказа­нию помощи, дружеской поддержке, чувство справед­ливости, честности, порядочности. Это ярко проявля­ется в играх и игровых упражнениях, выполнение ко­торых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполне­нии двигательного задания, найти оптимальные вари анты в согласовании действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доб­рого и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правило игры использовать вежливые формы предложения услуг замечаний).

Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей устойчивого интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения и самовыражения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Таким образом, занятия физическими упражнениями - важный фактор формирования личности ребенка дошкольника.

 

63. Физкультурные занятия

Эффективность физкультурных занятий в дошколь­ных учреждениях во многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные за­дачи. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организо­ванные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

- удовлетворять естественную биологическую потреб­ность в движении;

- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

- давать возможность каждому демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;

- создавать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и увлекательным миром.

Иными словами, на занятиях по физкультуре решает­ся комплекс оздоровительных, образовательных и вос­питательных задач. Отбор программного материала для конкретного занятия осуществляется воспитателем с учетом возрастных особенностей детей.

Различают следующие типы занятий:

- преимущественно новый программный материал (это может быть комплекс общеразвивающих упражнений);

- повторение и закрепление знакомых детям физических упражнений;

- упражнения смешанного характера (1-2 новых вида, остальные повторяются).

Содержание занятий составляют все доступные детям виды физических упражнений: основные и танцеваль­ные движения; строевые, общеразвивающие, спортивные упражнения; подвижные и спортивные игры.

 

64. Структура построения физкультурного занятия. Ее обоснование.

В структуре физкультурного занятия выделяются 3 части: вводно-подготовительная — разминка; основная, в ходе которой решается комплекс запрограммирован­ных задач; заключительная, назначение которой - вос­становить пульс и дыхание. Такой подход диктуется не­обходимостью оптимальных доз физических нагрузок, т.е. таких, которые обеспечивают тренирующий эффект без вреда здоровью ребенка.

Формы проведения занятий по физкультуре разнооб­разны.

Формы проведения занятий воспитатель выбирает сам, в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, ме­ста проведения, условий.

Так, в младшей группе используются преимуществен­но занятия комплексного, сюжетного, игрового характе­ра. В старшей группе в общей системе занятий следует выделить занятия учебно-тренирующего, тематического, контрольно-учетного характера.

Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"