Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическое воспитание детей".

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИ1.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

2) со всеми детьми по разным разделам обучения (одни рисуют, другие считают);

3) с одной возрастной подгруппой (другая в это время самостоятельно играет).

Практика показывает, что при обучении движениям следует использовать занятия первого и третьего типов. Второй тип неудобен, так как внимание рисующих детей отвлекают занимающихся физкультурой.

Третий тип используется при освоении упражнений, специфических для данного возраста. Например, со стар­шими дошкольниками разучиваются прыжки с разбега, различные способы метания, ползание по-пластунски, проводятся игры и упражнения в соревновательной фор­ме, эстафеты и т.д. Малыши же учатся самостоятельно ходить по большому кругу, одновременно начинать и оканчивать общеразвивающие упражнения, реагировать на сигналы и зрительные ориентиры и т.д.

По возрастному составу смешанная группа может быть 2-возрастной, а в однокомплексном детском саду - 3 и 4-возрастной. В любом случае на физкультурных занятиях первого тала целесообразно делить группу на две под­группы. В одну подгруппу организуются дети, составля­ющие по возрасту большинство. Дети 3-возрастной груп­пы присоединяются к смежной возрастной группе. На­пример, одну подгруппу составляют старшие дети, вто­рая состоят на 2/3 из малышей и на 1/3 из детей средне­го возраста. Но дети среднего возраста лишь организаци­онно относятся к младшей подгруппе.

В разных видах упражнений требования к ним конк­ретизируются. Например, вся младшая подгруппа упраж­няется в катании мячей друг другу. Но малыши катают мячи диаметром 20 см, а дети среднего возраста - диа­метром 12-15 см, и расстояние при этом увеличено на 80-100 см. Кроме того, малыши могут катать мячи, сидя на полу, а дети среднего возраста - из наклона или приседа.

Специфические трудности в организации и проведе­нии физкультурных занятий существенно возрастают в группе, объединяющей контрастные возрасты - старший и младший.

Начинать совместные занятия следует примерно со 2-го квартала. К этому времени завершается период при­выкания у малышей: они овладевают элементарными действиями, в общих чертах ориентируются в простран­стве, понимают указания воспитателя.

Физкультурные занятия строятся по общепринятой схеме.

I.         Вводная часть (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений).

II.       Основная часть (общеразвивающие упражнения (комплекс); упражнения в основных движениях (2-4); подвижные игры (1—2).

III.     Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец).

Но форма записи плана должна отражать общность содержания и вместе с тем дифференцированность дви­гательных заданий, структурное единство и вместе с тем разную длительность одного и того же занятия для раз­ных возрастных подгрупп.

Результативность обучения на физкультурных заня­тиях первого типа определяют три главных фактора:

- подбор упражнений с учетом требований и уровня общей и двигательной подготовленности детей;

- организация детей в каждом виде упражнений;

- дифференцирование нагрузки для каждой возраст­ной подгруппы.

Подбор упражнений. В подборе упражнений воспи­татель руководствуется программными требованиями: перечнем конкретных навыков и общепедагогическими задачами, соответствующими возрасту: формирование интереса к физическим упражнениям и желание зани­маться - у малышей, достижение правильности и точно­сти выполнения заданных упражнений - у детей средне­го возраста, развитие двигательной инициативы и само­стоятельности - у старших дошкольников.

Навыки пространственной ориентировки у малышей очень несовершенны. Поэтому во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения, ходьбу врассыпную с последующим построением в колонну, ходь­бу шеренгой - упражнения, трудные для младших де­тей. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким поднима­нием колена, боковыми приставными шагами. Эти спо­собы передвижения подходят и для перемещения врас­сыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук — на поясе, за головой, спи­ной, в стороны.

Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки..." — ходь­ба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "Ребятки станут медвежатками..." — ходьба обыч­ным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т.п.

Интересны и полезны игровые задания, стимулирую­щие проявление различных физических качеств. Напри­мер, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок?" — старшие, двигаясь врассыпную, останавли­ваются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвиваюпшх упражнений подбира­ются как для выполнения без предметов, так и с предме­тами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях с малышами скорее всего неуместны, так как ими они не владеют, а погремушки не следует использоватъ потому, что они создают психологический дисбаланс старших. Эти предметы можно использовать на занятиях третьего типа, т.е. с одной возрастной подгруппой. Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах – стульях, скамейках, у предметов - гимнастической стенки, бревна, песочницы. Можно проводить и упражнения в парах - старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Разница в уровне двигательных умений старших и малышей велика, поэтому в целях рациональной организации и эффективного контроля лучше подбирать для обоих возрастов упражнения одно­го вида, например ползание, упражнение в равновесии, прыжки в длину с места и др. Разумеется, двигательные задания должны отличаться по сложности.

Далеко не каждая подвижная игра может быть ис­пользована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих трастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям.

К участию в общих играх малышей следует готовить, а раздельных занятиях или на прогулке воспитатель заучивает с ними игры и игровые упражнения, которые сути своей становятся подводящими к общей игре.

Дети также могут имитировать разные образы. На­пример, дети-гуси, бегают по площадке, щиплют травку, а по сигналу: "Гуси, домой! Волк за горой!" - прячутся в домик. Так обеспечивается их последующее участие в игре "Гуси-гуси". Игровое упражнение «Убегайте от меня» может стать самодеятельной игрой "Карасики и лягуш­ка": дети-карасики плавают в пруду, лягушка громко квакает, карасики уплывают и прячутся за камешки-кубики, расставленные по кругу (пруд). Это подготавли­вает малышей к участию а игре "Караси и щука".

Организация детей. Продуманная организация де­тей в каждом виде упражнений - важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия. Вос­питатель разновозрастной группы во многом опирается на умения старших детей, их подготовленность.

Во вводной части занятия дети строятся в колонку или шеренгу, впереди - старшие. Можно строиться в колонну парами - малыш со старшим ребенком. В таком случае младшие стоят слева. Соответственно, при пост­роении в две шеренга младшие дети стоят в первой ше­ренге, значит, во вводной ходьбе старшие будут идти по внешнему кругу.

На общеразвивающие упражнения дети строятся в раздельные звенья, например два звена старших и одно малышей или наоборот. Последний по порядку старший ребенок выводит вперед младшее звено, а затем стано­вится в конец старшего звена.

Выбор способа организации детей при выполнении основных движений (фронтальный, групповой, индиви­дуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнений, подготов­ленности к ним детей, наличия оборудования.

При фронтальном способе организации, дети выпол­няют упражнения одного вида (как и в одновозрастной группе), но сложность их различна для каждой подгруп­пы. При этом дети размещаются так, чтобы воспитатель мог непосредственно помогать малышам. Например, уп­ражнение в равновесии - ходьба по скамейке: длина 4 м, высота 30-40 см - для старших; длина 2 м, высота 20-25 см - для младших.

При групповом способе организации детей делят на подгруппы (2-3), каждая из которых выполняет свое задание. Но если в одновозрастной группе подгруппы через некоторое время меняются местами, то в разновозрастной группе этого не происходит. Малыши составляют первую подгруппу, которая действует под непосред­ственным руководством воспитателя. Подгруппа (2-я и 3-я) старших детей выполняет упражнения относителъно самостоятельно. Иначе говоря, контроль со стороны воспитателя за старшими детьми преимущественно визуальный. Поэтому упражнения должны быть знакомы детям и не требовать страховки. Важно, чтобы они имели характер конкретных заданий и способствовали формированию у ребят умения планировать и оценивать свои действия.

Время от времени воспитатель останавливает всех детей для того, чтобы оценить выполнение, подсказать лучший способ действия, подкорректировать размещение детей, сообщить новое задание и т.д.

Во второй половине года можно и малышам предлагать для самостоятельного выполнения отдельные упражнения игрового типа. Например, пока воспитатель рабо­тает со старшими детьми, младшие скачут на палочке верхом.

Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, корректирование, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной и групповой организацией.

Очень важно при любом способе организации обеспе­чить возможно большую повторность основных движений упражнения, не нарушая при этом установленного регламента занятия. Именно от повторности действий зависит скорость образования и прочность двигательных навыков. Поэтому порядок выполнения упражнений (од­новременно, поочередно, поточно) должен быть целесо­образным в каждом конкретном случае. Так, упражне­ния с мячами — подбрасывание и ловля (или без ловли у малышей на первом этапе обучения), ведение мяча на месте и с продвижением и т.п. - всегда выполняются одновременно, мяч должен быть у каждого ребенка. Уп­ражнения, требующие страховки, например прыжки с разбега, выполняются поочередно: следующий разбе­гается после того, как предыдущий приземлился. Аналогично прыгать в длину с места могут также пооче­редно по 3-5 ребят, метать в цель можно поочередно по 1/2 группы (или подгруппы). Но спрыгивать со скамейки могут сразу по 3-4 ребенка.

Упражнения, характеризующиеся длительностью действия, например разные виды ползания, как правило, выполняются поточно, особенно на этапе разу­чивания. Например, четверка за четвёркой (пятерка, шестерка) детей ползут вдоль зала, воспитатель, пере мешаясь в нужном направлении, корректирует их действия. Но на этапе закрепления и совершенствования эти же упражнения могут выполняться одновременно дети размещаются у длинной стены, чтобы ползти поперек зала. В таком случае в отведенное время повторить упражнение можно большее число раз. К тому после активного выпрямления (потягивания, под­рыгивания, прогибания) у противоположной стены дети могут возвращаться назад другим движением - прыжками на одной или двух ногах, бегом спиной вперед, шагом с закрытыми глазами, кружась волчком, танцевальными шагами и др.

В организации подвижных игр возможны два варианта.

1.  Подвижная игра на объединенном занятии может быть для каждой подгруппы своя. Воспитатель начинает играть с малышами, сделав соответствующие распоряжения старшим, которые переходят к самостоятельному выполнению второго (третьего) упражнения в основных движениях. После игры и непродолжительной заключительной ходьбы или игрового задания «Пройди тише», "Поиграй с тем, что найдешь" и т.д. малыши уходят, физкультурное занятие для них за­канчивается. Старшие, завершившие к этому времени выполнение упражнений в основных движениях, под руководством воспитателя играют в игру, соответству­ющую их возрасту.

В заключение занятия - танец, или игра-забава, или спокойная ходьба в зависимости от физической, психической и эмоциональной нагрузки предшествующих упражнений.

2. Подвижная игра может быть общей для старших и младших. В таком случае после двух-трех проигрываний малышей отпускают, со старшими продолжают играть. Если игра хорошо знакома детям, можно ее усложнить, например увеличить число ловишек, ввести выручалочки и др. Но можно поиграть в другую игру, специфичную для старших детей, например эстафету.

Дифференцирование нагрузки. В программе обучения воспитания в детском саду определены длительность для каждой возрастной группы, количество упражнений, их повторность. Это - основные компоненты, определяющие физическую нагрузку. Кроме того, физическая нагрузка зависит от характера игр и упражнений, их технической сложности, подготовленности детей и их эмоционального состояния, условий проведения и др.

Перед воспитателем разновозрастной группы постоянно стоит непростая проблема дифференцирования нагрузки. В самом общем виде она состоит в том, чтобы сделать доступным для детей разных возрастов одни и те же уп­ражнения на совместных физкультурных занятиях.

Информация о работе Шпаргалка по "Физическое воспитание детей"