Формы массового спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

Содержание работы

Массовый спорт. Его цели и задачи……………………………………………3
Формы массового спорта………………………………………………………...3
Базовая физическая культура……………………………………………………4
Адаптивная физическая культура…………………………………………….....5
Профессиональо-прикладная физическая культура……………………………8
Оздоровительно-рекреативная физическая культура…………………………28
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

формы массового спорта.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Условия труда,  под которыми понимается продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы, в том числе наличие профессиональных вредностей и др., во многом определяют подбор средств физической культуры и спорта для достижения и сохранения высокой работоспособности и трудовой активности человека. А следовательно, влияет на конкретное содержание ППФП специальности.

Например, многие буровые  бригады работают вахтовым способом по 12 часов при повышенной влажности, шуме и вибрации в условиях Севера.

А специалисты по радиоэлектронике и автоматике, экономисты вынуждены  трудиться в условиях гипокинезии (недостатка движений) перед экраном  монитора.

Характер труда определяет содержание ППФП будущих специалистов, так как для правильного подбора и применения средств физической культуры и спорта важно знать, с большой или малой физической или эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, но при выполнении неодинаковых видов профессиональных работ и служебных функций. Естественно, что в таких случаях наблюдаются совершенно различные психофизиологические нагрузки у специалистов и, следовательно нужны соответствующие разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда  и отдыха. Подобные рекомендации с учетом особенностей характера и труда специалистов на производстве нужны студентам и для предупреждения профессиональных заболеваний.

Режим труда  и отдыха  оказывает непосредственное влияние на возможность и характер применения средств физической культуры с целью поддержания и повышения необходимого уровня жизнедеятельности и работоспособности.

Например, различный режим  труда и отдыха имеют работающие вахтовым методом  выпускники факультетов разработки нефтяных и газовых месторождений или строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта,  и работающие на нефтеперерабатывающем заводе выпускники химико-технологического факультета.

Рациональным режимом  труда и отдыха на любом предприятии  является такой режим, который наилучшим  образом обеспечивает одновременное сочетание повышения эффективности производства и производительности труда (выработки), сохранения работоспособности и здоровья человека.

При этом действенными мерами улучшения такого режима являются не только рациональное время начала и  окончания работы, строго регламентированные научно обоснованные сменные перерывы, целесообразный график сменности работы, обоснованный график отпусков, но и правильная организация внутрисменного отдыха с использованием пассивного и активного отдыха, в том числе и средств физической культуры.

При подготовке специалистов надо учитывать организационную  структуру и особенности производственного  процесса, проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку  между основным трудом и деятельностью  человека в свободное время существует объективная связь. Чаще всего это выражается в практически различных возможностях использования средств физической культуры в качестве активного отдыха в свободное время у представителей той или иной профессии. Ведь только методически правильное их применение может оказать благоприятное влияние на восстановление и повышение профессиональной работоспособности человека.

Динамика работоспособности  в процессе труда является интегральным фактором, также определяющим конкретное содержание ППФП. Дело в том, что моделирование отдельных элементов процесса труда путем подбора физических упражнений при осуществлении ППФП требует знаний об особенностях изменения работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.

Это достигается путем построения кривой работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизических показателей работника. Она может служить отправной точкой для разработки соответствующих рекомендаций по направленному применению средств физической культуры и спорта как в процессе подготовки к профессии, так и в режиме труда и отдыха уже на рабочем месте в целях повышения работоспособности.

Дополнительными факторами  определения конкретного содержания ППФП являются индивидуальные (в том числе половые и возрастные) особенности будущих специалистов, а также географические и климатические черты региона, в который направляются выпускники учебного заведения и факультета. 

 

Методика подбора  средств ППФП 

 

После определения содержания ППФП важно подобрать адекватные средства, т.е. прикладные физические упражнения или виды спорта, чтобы обеспечить необходимую подготовку будущего специалиста. Физические упражнения являются основными средствами ППФП.

Подбор отдельных физических прикладных упражнений или целостных видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, если профессиональный труд требует проявления выносливости, то при подготовке применяются те упражнения, те виды спорта, которые в наибольшей степени развивают общую выносливость (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.).

Если характер профессионального  труда связан с необходимостью применять разнообразные способы передвижения, то включаются элементы или целостные виды спорта, содержащие в себе навыки различных способов передвижения (гребля, конный спорт, вело и мотоспорт и т.п.).

Целостное применение прикладных видов спорта в целях психофизической подготовки и профессионального труда основано на положении о том, что занятия различными видами спорта, а также квалификация спортсменов накладывает определенный отпечаток на состояние их физического развития и функциональной подготовленности.

Например, самбо, дзюдо  используются в качестве основы для  подготовки работников милиции; пожарно-прикладной спорт для подготовки пожарных расчетов; при обучении будущих летчиков используют множество вращений, кувырков (т.е. гимнастику и акробатику) и такие приспособления как качели и лопинги; студенты-моряки обязательно учатся передвигаться по трапам, лазанию по канатам и шесту, передвижению по вантам, после второго года обучения они совершают шлюпочный переход. При поступлении в училище обязательно проводится тестирование физических качеств, проверка навыка плавания.

Каждая  спортивная деятельность (вид спорта) совершенствует преимущественно специфические для нее психофизиологические функции, поэтому примеров может быть еще много.

Именно разнохарактерность различных видов спорта, так же как и  разнохарактерность  трудовых процессов, позволяет моделировать в спортивной подготовке многие параметры психофизической нагрузки на человека в процессе труда.

Кроме прикладной направленности отдельных видов спорта следует  еще раз подчеркнуть значение занятий спортом вообще. Элемент состязания, сопряженный с повышенными физическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования и воспитания наиболее важных в современном производстве психических качеств и свойств личности (воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизм и т.д.).

Современный специалист должен обладать самыми разнообразными умениями и навыками.

Труд геологов часто  связан с экспедиционными условиями,  умением передвигаться по пересеченной местности . Помимо повышенной выносливости, силовой подготовленности им необходимо владеть навыками туризма, умение ориентироваться на местности. Они должны уметь водить автомобиль и мотоцикл, владеть верховой ездой и ездой на велосипеде, передвигаться на лыжах, управлять моторной лодкой, уметь грести и обязательно плавать.

К дополнительным средствам  ППФП относятся оздоравливающие  природные факторы, а также условия, в которых осуществляется ППФП:

- температура окружающей  среды;

- парциальное давление  кислорода в воздухе;

- солнце;

- вода и т.д. 

С помощью дополнительных средств можно развивать механизмы  неспецифической адаптации и  подготовиться к работе с неблагоприятным метеорологическими условиями (жаркий или холодный климат, быстрая смена температур), к работе с повышенной загазованностью, радиацией, вибрацией, шумом.

Например, будущим инженерам-сталеплавильщикам  в процессе физического воспитания рекомендуется строить занятия  по системе улица - зал, зал - улица. Это по мнению Варварина В.А., 1970  позволяет развивать адаптацию на неблагоприятные производственные условия.

Будущим  инженерам-химикам рекомендуется включать в подготовку альпинизм или подводное плавание. Такие занятия будут развивать у них адаптацию к недостатку кислорода, навык задержки дыхания, способствовать повышению резервных возможностей организма.

6. Особенности ППФП  студентов по избранным направлениям  

 

Инженеры-химики

Направленность комплекса: обеспечение высокого уровня функционирования ССС, 

механизмов внешнего и внутреннего дыхания, системы  терморегуляции, вестибулярного 

аппарата; развитие общей  выносливости, быстроты и точности движений, двигательной реакции, ловкости, ловкости рук, пальцев, равновесия, вестибулярной  устойчивости, устойчивости к 

низкой и высокой  температуре, резким ее колебаниям; развитие объема, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, оперативного мышления, 

эмоциональной устойчивости, решительности, смелости, стойкости; формирование и совершенствование навыков в лазание, работе на высоте, передвижение по ограниченной опоре, в задержке дыхания.

Таблица 8.3

Профессионально важные качества инженера химика-технолога

Физические

Психофизические

Психические  

Выносливость;

Быстрота; Ловкость;

Эмоциональная

устойчивость.             

Вестибулярная устойчи-

вость; Внимание 

Оперативное мышление;

Смелость и решительность   

 


Специальные способности: устойчивость к интоксикации.

Знания:  профессиональные заболевания, профессионально важные качества, особенности поддержания ПВК и показателей здоровья на должном уровне.              

Навыки: лазания, работы на высоте, передвижение на ограниченной опора. 

 

Инженеры  по вычислительной технике.

Направленность комплекса: развитие устойчивости к гиподинамии, статической  выносливости мышц рук и туловища, реакции слежения, подвижности суставов рук, пальцев, ловкости и координации движений рук и пальцев, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, терпения, создание физиологических предпосылок для хорошего кровообращения мышц ног, осанки.

Таблица 8.4.

ПВК инженера по вычислительной технике

Физические

Психофизические

Психические

Быстрота; Ловкость;

Статическая сила

Внимание,

Реакция слежения

Оперативное мышление;

Эмоциональная устойчивость;

Память


 

 

Специальные способности: устойчивость к электромагнитным излучениям и гиподинамии.

Знания: профессиональные заболевания, комплексы специальных упражнение на профилактику профессиональных заболеваний

Навыки: аутогенной тренировки

Инженеры-экономисты и правоведы.

Направленность комплекса: в рамках ОФП с основой на развитие ССС. Приоритетными в подготовке являются общая ловкость, ловкость рук и пальцев, быстрота, точность движений и двигательных реакций, развитие общей выносливости. Среди  психофизических функций определяющей является внимание (широта распределения, переключение, концентрация). В психических функциях приоритет отдается оперативному мышлению, памяти и коммуникативности.

За время обучения студенты должны овладеть знаниями и умениями составить комплекс физических упражнений по профилактике застойных явлений в области малого таза и ног. Выработать устойчивость к гиподинамии. Овладеть приемами релаксации.

Качества:

физические                   психофизические                          психические

ловкость;                                  внимание;            оперативное мышление

быстрота;                                                                                память;

общая выносливость;                                          коммуникабельности

Специальные способности: устойчивость к гиподинамии.

Знания: профессиональные заболевания

Навыки:  Профилактика застойных явлений в области малого таза.

Инженеры-буровики (бурение в условиях моря).

Профессия предъявляет  повышенные требования к физическим качествам, психофизическим функциям и ряду качеств личности инженера, поэтому началу работы предшествует медицинский контроль с целью профессиональной пригодности.

Из физических качеств  наиболее значимыми являются: сила (приоритет отдается силе мышц спины, рук и ног); ловкость (лазание по лестницам, трапам); общая и статическая выносливость (при вахтовой работе продолжительность рабочего дня составляет 12 часов, продолжительность вахты от 15 до 30 дней, дневная нагрузка от 3-5 до 25 тонн).

В психофизиологических функциях приоритетными являются: вестибулярная  устойчивость; пространственно-временные  показатели (реакция на движущийся объект, мышечно-суставная чувствительность); функции внимания (переключение, распределение  и т.д.).

Информация о работе Формы массового спорта