Формы массового спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

Содержание работы

Массовый спорт. Его цели и задачи……………………………………………3
Формы массового спорта………………………………………………………...3
Базовая физическая культура……………………………………………………4
Адаптивная физическая культура…………………………………………….....5
Профессиональо-прикладная физическая культура……………………………8
Оздоровительно-рекреативная физическая культура…………………………28
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

формы массового спорта.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Государственный  Университет Низкотемпературных и  Пищевых Технологий

Кафедра Физической культуры

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Формы массового спорта»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила:

                                                                                               Студентка 349 группы

                                                                                Ефимова С.В.

                                                                           Проверил:

                                                                             

 

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

Содержание

Массовый спорт. Его  цели и задачи……………………………………………3 
Формы массового спорта………………………………………………………...3

Базовая физическая культура……………………………………………………4

Адаптивная физическая культура…………………………………………….....5

Профессиональо-прикладная физическая культура……………………………8

Оздоровительно-рекреативная физическая культура…………………………28

Список литературы………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Масовый спорт. Его цели и задачи. 
 
Массовый спорт – это регулярная, целенаправленная двигательная активность, направленная на повышение уровня физической подготовленности населения, сохранение здоровья и работоспособности. Массовый спорт – это и отдых, и возможность отвлечься от учебной и трудовой деятельности, а также многих других забот.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей  совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. 
 
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства. 
 
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. 
 
К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Формы массового  спорта

  • адаптивная физическая культура. Различные формы физической культуры, адаптированные к функциональному состоянию органов, систем и опорно-двигательного аппарата инвалидов, используемые с целью повышения дееспособности, подготовки к труду и со спортивной направленностью.
  • базовая физическая культура. Фундаментальная часть физической культуры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности. Основная форма базовой физической культуры - школьная физическая культура.
  • профессионально-прикладная физическая культура. Направленное использование физической культуры с целью формирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и развития профессионально важных способностей (в т.ч. для военной службы); включает также производственную физическую культуру.
  • рекреативная физическая культура. Отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, развлечения).

Базовая физическая культура

Базовая физическая культура составляет фундамент физиче-

ской культуры. Она  является одним из важнейших компонентов образо-

вания и воспитания, т.к. направлена на обеспечение базового уровня

общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер

человеческой деятельности.

       Содержание  базовой физической культуры  способствует приоб-

ретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных уме-

ний и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего раз-

ностороннего физического  развития, то есть является «базой»  для из-

бранной деятельности (профессиональной, спортивной и др.) и пред-

ставляет собой базовое физическое воспитание.

Базовыми, непременными двигательными навыками являются

ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования ле-

жат естественные физические способности: сила, быстрота, выносли-

вость, ловкость, гибкость.

       Основным  видом базовой физической культуры  является школь-

ная физическая культура, формой организации которой является урок,

призванный последовательно  создавать благоприятные условия  для фи-

зического развития учащихся.

       В  зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни,

а также личных интересов  и потребностей отдельных людей  содержа-

ние базовой физической культуры может изменяться. Ее задачи могут

также решаться в форме  секционных и самостоятельных занятий  по

общей физической подготовке. Для базовой физической культуры ха-

рактерно, что содержание занятий обеспечивает комплексное  совер-

шенствование физических возможностей занимающихся.

       В  состав базовой физической культуры  включены и элементы

спорта, направленные преимущественно на достижение базовой физи-

ческой подготовленности.

       Итак, в базовой физической культуре  выделяют основные виды

(разновидности) физической  культуры: - это «школьная физическая

культура» и «базовый спорт»

       Спорт  как компонент физической культуры. Основу спорта

составляет соревновательная деятельность.

       Выделяют  «спорт высших достижений» и  «базовый спорт».

Спорт высших достижений ориентирован на достижение наивысших

результатов на уровне предельных и  околопредельных человеческих

возможностей. Базовый спорт обеспечивает достижения массового

уровня и широко используется для  повышения и сохранения общей  фи-

зической подготовленности.

Адаптивная  физическая культура

Адаптивная  физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Общие сведения

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов, затем кафедра адиптивной физической культуры была создана в Московском городском педагогическом университете на факультете Педагогический институт физической культуры.

Предпосылки создания

Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных  учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.

Отдельные дисциплины

Адаптивная  физическая культура при сердечно-сосудистых заболеваниях - предусматривает применение физических упражнений, что является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося. При этом решаются компенсаторные, лечебные, оздоровительные и профилактические задачи.

Причины выделения дисциплины

Необходимо знать,что сердечно-сосудистые заболевания относятся к числу наиболее распространённых. Они чаще других приводят к инвалидности и смерти.

Одной из причин является снижение двигательной активности, следовательно для предупреждения необходимы занятия физической культурой и включённая в режим дня различная мышечная активность. Адаптивная физическая культура призвана с помощью рационально организованной двигательной активности используя сохранённые функции, остаточное здоровье,максимально приблизить психо-физические возможности организма инвалида к самореализации в обществе.

Адаптивная физическая культура  при детском церебральном параличе

Подготовка кадров

Обучение специалистов по адаптивной физической культуре ведётся  на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения (2000 г.) по специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Специалист по адаптивной физической культуры имеет право работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также со всеми категориями лиц, имеющими нарушения в развитии и осуществлять спортивно-педагогическую; рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; коррекционную, научно-методическую организационно-управленческую виды профессиональной деятельности.

В настоящее время  одним из ведущих ВУЗов, осуществляющих подготовку специалистов по этой специальности является Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Подготовка студентов ведётся на кафедре адаптивной физической культуры начиная с 1999 года

 Задачи

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

  • осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
  • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
  • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
  • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
  • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
  • желание улучшать свои личностные качества;
  • стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Составная часть физического  воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название - профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности  ( Раевский Р.Т,1985).

Сущность ППФП состоит  в оптимальном использовании  средств, методов и форм физического  воспитания с целью достижения и  поддержания на базе ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.

Личная и  социально-экономическая необходимость  подготовки человека к труду 

 

Идея использования  средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 году П.Ф. Лесгафт писал, что вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем достичь искусства в ремесле. Профессор Гориневский, выступая в 1923 году на съезде врачей отмечал, что кроме хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, кроме улучшения быта и условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, которые делают человека приспособленным к более трудной деятельности и стойким к неблагоприятным факторам.

Информация о работе Формы массового спорта