Формирование двигательных навыков у младших школьников посредством подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: 1.Определить уровень развития двигательных способностей у учащихся и эффективность использования игрового метода для развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Содержание работы

История подвижных игр…………………………..
Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников…………………………………………….
Закономерности формирования двигательных навыков…………………..
Формирование двигательных навыков
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курссовая.docx

— 36.85 Кб (Скачать файл)

          ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОССУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА №4

 

 Предметно-цикловая комиссия:

                                КУРСОВАЯ РАБОТА

    ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

                                                                        

                                                              

                                                               Грендыш Мария Юрьевна

                                                                        Специальность:050715

                                                                        Коррекционная педагогика в      

                                                                        Начальном образовании

                                                                     Руководитель:         Рогонкова Е.К

 

 

 

 

 

 

 

                  

                                             Москва 2013 г.

 

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ 

  1. История подвижных игр…………………………..
  2. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников…………………………………………….
  3. Закономерности формирования двигательных навыков…………………..
  4. Формирование двигательных навыков
  5. Список литературы……………………………………………………………………

 

Актуальность темы. Важнейшая задача физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. Слагаемыми физической культуры личности являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры. Чтобы вырастить поколение граждан, здоровых, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Исключительное значение при этом играет физическое воспитание подрастающего поколения. Необходимо построить занятия так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом развитии, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.

Организация такого воспитания и его постоянное совершенствование требует глубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в образе жизни детей школьного возраста, так как именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются установки, навыки, устойчиво сохраняющиеся на протяжении его жизни. В этот же период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям, зарождаются предпосылки физического совершенствования.

Педагогический процесс должен строиться с учетом реальных физических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества.

 Учебно-воспитательный процесс  физического воспитания должен  проводиться с оптимальной моторной  плотностью, динамично, с применением  наиболее рациональных форм организации  занятий, использованием спортивного  оборудования и инвентаря, технических  средств обучения. Для достижения  указанной цели большое значение  имеют правильный выбор и сочетание  методов обучения, в частности, таких  методов, как игровой и соревновательный.

Цель: 1.Определить уровень развития двигательных способностей у учащихся и эффективность использования игрового метода для развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Задачи:

1.Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям

2.Укреплению здоровья, содействие гармоническому физическому разви

1.  История подвижных игр

            Истоки подвижных игр уходят  корнями в глубокую древность. Многие виды фольклора подтверждают  предположение ученых о том, что  истоки подвижных игр заложены  в первобытнообщинном строе, однако  сведений об этом почти не  осталось. По этому поводу Е. А. Покровский писал, что о детских  играх первобытных народов, к  сожалению, мало сведений.  Глубокий  анализ педагогической и психологической  литературы по вопросу исторического  происхождения игры провел Д. Б. Эльконин, который отмечал, что  «вопрос об историческом возникновении  игры тесно связан с характером  воспитания подрастающих поколений  в обществах, стоящих на низших  уровнях развития производства  и культуры».           

            В педагогической истории России  подвижным играм придавалось  большое значение. Они рассматривались  как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются  работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П. Ф. Каптерева  и др. В них подчеркивается  первостепенное значение подвижной  игры как деятельности, отвечающей  возрастным потребностям ребенка. Основатель российской системы  физического воспитания П.Ф.Лесгафт  отводил подвижной игре большое  место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок  готовится к жизни, П. Ф. Лесгафт  отмечал, что в игровой самостоятельной  двигательной деятельности развивается  инициатива, воспитываются нравственные  качества ребенка. П.Ф.Лесгафт указывал  на наличие в подвижной игре  определенной цели. Форма игры  должна отвечать цели. Действия  в игре должны соответствовать  умениям ребенка управлять собой  и вызывать «возвышающее чувство  удовлетворения». Движения, используемые  в игре, предварительно усваиваются  ребенком в систематических упражнениях. П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно  усложнять содержание и правила  игры. Для этого создаются новые  упражнения, условия, действия, т.е. вводятся  варианты игр. Использование разнообразных  игровых вариантов позволяет  повторять знакомые ребенку действия  с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. Распределение ролей и действий П.Ф.Лесгафт предоставляет играющим. При этом он уделяет значительное внимание соблюдению правил игры. Они — закон, которому играющие подчиняются сознательно и охотно. П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества.               По утверждению П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.

Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным и др.). В.В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. Серьезные требования В.В. Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. В.В. Гориневский важное  значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал целесообразным введение в игры элементов соревнования, доступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В. В. Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой. Е. А. Аркин также считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение. Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.

         На основе изучения научно-методической литературы, посвященной подвижной игре, можно сделать следующие выводы:                                                          

           1. Истоками  подвижной игры является моделирование  недоступной для ребенка деятельности  взрослого.

           2. Игры  создавались с целью подготовки  подрастающего поколения к жизни, к труду.

          3. Игры  создавались с целью развития  и совершенствования основных  видов движения.

 

 

2.Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности.

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся.

Двигательная способность-это индивидуальные способности человека, определяющие уровень его двигательных возможностей, которые основываются на его физических качествах. Проявлением двигательных способностей являются двигательные умения и навыки. [5]

 

 Игровые виды и действия  требуют всего комплекса скоростных  способностей от учащегося в  связи с тем, что для стимулирования  развития быстроты необходимо  многократно повторять движения  с максимальной скоростью, а также  учитывать функциональные возможности  учащегося. От последних в свою  очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и  сочетать методы относительно  стандартного повторения движений  с максимальной скоростью и  методы достаточно широкого варьирования  скоростных упражнений.

 

Уровень развития двигательных навыков в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема обучения двигательным навыкам весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.

 

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных навыков. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

 

За последние годы подвижные все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Можно полагать, что использование учащимися старших классов подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся.

 

3. Закономерности формирования двигательных навыков.

Формирование двигательного навыка (от лат. formare образовывать) – это процесс формирования способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля.

  Быстрота и прочность формирования  двигательных навыков зависят от многих причин.

Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега.

По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.

Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения, и повышаются количественные показатели.

 

Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.

 

4 формирование двигательных навыков.

 

         Процесс  формирования правильных двигательных  навыков у детей дошкольного  возраста представляет собой  фундамент для дальнейшего развития  и совершенствования их в школьные  годы.

 

         Есть несколько стадий формирования двигательных навыков:

         I стадия  — формирования первоначального  умения - короткая по времени, когда  дети знакомятся с новым движением. В связи с этим у детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве и во времени. Это происходит вследствие распространившегося иррадиирущего процесса возбуждения и на другие центры двигательного анализатора.

 

         II стадия  более продолжительная по времени. Она отличается процессом специализации  условного рефлекса. На протяжении  этой стадии развития навыка  у детей в порядке повторных  упражнений правильность разучиваемых  движений постепенно улучшается. Это происходит в силу уточнения  отдельных двигательных рефлексов  и всей их системы в целом. Вторая стадия характерна постепенным  развитием внутреннего дифференцированного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. В связи с этим ребенок проявляет большую осознанность задач и собственных действий.

Информация о работе Формирование двигательных навыков у младших школьников посредством подвижных игр