Формирование вокальных навыков ансабля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования продиктована тем, что духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Следует признать, что современный этап развития культуры пока не имеет адекватной системы образования. Этим обусловлены интенсивные поиски, в разных странах, оптимальной модели образования, прежде всего гуманитарного.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ ДДТ 10
1.1.Особенности современного дополнительного музыкального образования 10
1.2.Психологические особенности и вокальные возможности младшего юношеского возраста 13
1.3.Содержание вокальных навыков участников вокальных ансамблей 16
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «КVINTA» 20
2.1. Условия работы вокального ансамбля «КVINTA» 20
2.2.Методы и приемы формирования вокальных навыков у учащихся младшего юношеского возраста. Содержание деятельности вокального ансамбля «КVINTA» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Чепова Формирование вокальных навыков в условиях вокального ансамбля.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

      Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Президент России Д. А. Медведев в своем послании  участникам прошедших 11-12 февраля 2011 года в городе Магадане XI Рождественских областных чтений «Воспитание нового поколения на основе христианских ценностей и традиций: современность и перспективы» отметил: «… Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, в каких руках будет находиться судьба России. 26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это - задача номер один для всех нас» [2].

      Воспитание  учащихся в ходе образовательного процесса происходит не только в  системе общеобразовательной школы, но и в иных образовательных учреждениях. Одним из таких учреждений является дом детского творчества, где происходит не только передача детям определенных знаний, но также формируются профессиональные умения и навыки, которые возможно определят в будущем профессию ученика.

      Актуальность  темы исследования продиктована тем, что духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

      Следует признать, что современный этап развития культуры пока не имеет адекватной системы образования. Этим обусловлены интенсивные поиски, в разных странах, оптимальной модели образования, прежде всего гуманитарного.

      Современное российское общество поставило перед  системой образования весьма значимые задачи, связанные с воспитанием  и обучением подрастающего поколения. Осознание гражданами России того, что на смену информационному  обществу конца XX века приходит образовательное сообщество XXI века, функция которого – опережающее развитие личности ребенка и образовательных систем, привело педагогическую науку, политику в области образования к изменению отношения к системе образования как к социальному институту.

      Большой исследовательский интерес представляет профессиональное самоопределение  юношей и девушек, которые к моменту  выбора профессии в ранней юности уже обладают определенной профессиональной подготовкой. Речь идет о тех учащихся, которые с младшего школьного возраста обучались в музыкальных, спортивных, художественных школах; для многих из них такое обучение становится начальной ступенью профессионального образования. В специализированных школах, и в частности в музыкальной школе, ведется серьезная, целенаправленная подготовка ребенка к будущей профессиональной деятельности. Благодаря этому будущие музыканты, поступая в среднее специальное учебное заведение, не только имеют профессиональную подготовку, но и обладают сформировавшимся отношением к музыкальной деятельности.

     Воспитание  личности школьника – актуальная проблема, привлекающая внимание исследователей в современной отечественной и зарубежной психологии и педагогике. Главная задача воспитания – формирование личности в соответствии с культурой, её общечеловеческими ценностями и духовным содержанием, нравственными основами общественной жизни. Важнейшая роль в этом направлении принадлежит искусству и, в частности, музыке. Ещё со времён Пифагора и Платона именно музыка считалась главным средством гармонизации повседневной жизни человека, его связи с космосом, рассматривалась как символ порядка и цивилизации, незаменимое средство воспитания человека.

     Наряду  с таким широким подходом педагогические функции музыки в истории образования нередко сводились к обучению конкретным знаниям и действиям, а весь педагогический процесс базировался на их отшлифовке и закреплении.

     Новые задачи общего музыкального образования, выдвинутые в начале XX века Б.В.Асафьевым[4] и направленные главным образом на выработку творческих способностей учащихся, их эстетического вкуса и восприятия, остаются по-прежнему нереализованными. В связи с этим воспитание личности школьника на основе формирования его духовной культуры, творческого потенциала, ценностных художественно-эстетических ориентаций является актуальной педагогической проблемой.

     Особенно  важным и малоразработанным является вопрос воспитания средствами музыки личности старшеклассника (15-16 лет), для которого искусство, и музыка в первую очередь, становится жизненной потребностью, действенным фактором социализации. Потребность в музыке обусловлена не только возросшим стремлением старшеклассника к постижению собственного духовного мира, самовыражению, но и сложившейся социокультурной ситуацией, в которой музыкальная компетентность молодого человека является одним из главных показателей его социометрического статуса. Максимализм, свойственный молодёжи, диктует необходимость быстрого и динамичного освоения всего нового, передового, в том числе, в музыке. Сегодня нельзя не разбираться в современных музыкальных направлениях, не знать названий групп и имён исполнителей, занимающих ведущие строчки еженедельных хит-парадов, не иметь хотя бы элементарных навыков игры на каком-либо музыкальном инструменте, - одним словом, быть вне музыки – самой востребованной сферы личностной активности молодежи.

     Интенсивное развитие индустрии развлечений, важнейшим  компонентом которой является музыка, возросшее число клубных организаций, имеющих целью привлечение к себе внимания молодёжной аудитории, помещает старшеклассника в звуковой хаос. Это создаёт в его сознании иллюзию личностной самодостаточности и свободы выбора в музыкальных пристрастиях. В результате самодвижение молодого человека к истинным ценностям затрудняется, что неизбежно отражается на его личностных характеристиках.

     Однако  именно в тот момент, когда старшеклассник более всего нуждается в помощи, грамотном руководстве и организации своей жизнедеятельности, в общении со знающим, в том числе, компетентным в музыке человеком, он этой возможности лишен, поскольку в старших классах школы музыка не преподается.

         Таким образом, возникают противоречия:

     между потребностью старшеклассников в компетентном наставнике и реальным отсутствием такового в старших классах общеобразовательной школы;

     между ориентацией молодежи на современную музыку, компьютерные технологии и сложившейся профессиональной подготовкой учителей музыки с ориентацией на классическое наследие и традиционные методы обучения;

     между стремлением старшеклассников к самопознанию и самореализации и недостаточным владением средствами их осуществления;

     между желанием старшеклассников к практическому освоению музыкального искусства и невозможностью быстрого получения оптимального результата.

     Разрешение  указанных противоречий видится в разработке новых направлений в работе с данной возрастной категорией учащихся, учитывающих возросший интерес к современным видам и формам музыкальной деятельности, новым информационным технологиям, электронному инструментарию, а также возможности творческой самореализации в том или ином её виде.

     Создание  условий для решения подобных задач может успешно осуществляться в системе дополнительного образования. Оно способно компенсировать дефицит творческой самореализации учащихся старших классов общеобразовательной школы и помочь ему сориентироваться в музыкальной культуре таким образом, чтобы способ деятельности отвечал не только уровню музыкальных способностей, но и актуальным духовным потребностям личности.

     Одним из шагов в этом направлении может быть участие в вокальном ансамбле,  занимающем устойчивые позиции в системе дополнительного образования.

     Объектом исследования является процесс дополнительного  музыкального образования   в детском доме творчества (далее ДДТ).

     Предметом исследования в настоящей работе выступают методы, принципы, содержание, условия и особенности формирования вокальных навыков у учащихся младшего юношеского возраста в условиях вокального ансамбля в системе дополнительного   музыкального образования  на примере конкретного вокального ансамбля.

     Исходя  из предмета исследования обозначена цель исследования, каковой является изучение особенностей дополнительного   музыкального образования  на примере вокального ансамбля «KVINTA» с точки зрения теоретико-познавательной и практически-прикладной направленности.

     В интересах достижения поставленной цели в ходе исследования ставятся следующие задачи:

      1. проанализировать особенности дополнительного музыкального образования в условиях ДДТ;

      2. определить конкретную последовательность формирования первоначальных певческих навыков учащихся младшего юношеского возраста в условиях вокального ансамбля ДДТ;

      3. рассмотреть систему музыкально-певческого  материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче;

      4. раскрыть особенности возраста (психологические и индивидуальные) учащихся младшего юношеского возраста.

     Изучение  методической и научной литературы, анализ опыта ведущих музыкальных  педагогов и методистов, а также  моей личной работы с вокальным ансамблем «KVINTA»  позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие вокально-певческих навыков у учащихся младшего юношеского возраста в условиях ДДТ проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры учащегося, с учётом возрастных и личностных качеств.

     Теоретическую (методологическую) основу исследования составляют работы в области теории и практики музыкального образования и воспитании О. А. Апраксина, Б. В. Асафьева, С. Н. Гладкой,                           Л. Б. Дмитриева, В. В. Емельянова,  А. В. Петровского и других.  

     В процессе исследования применялись  следующие методы исследования:

     теоретический анализ философско-эстетической, педагогической, культорологической и музыковедческой литературы;

     сопоставительный  анализ, отечественной практики дополнительного  образования детей младшего юношеского возраста в системе дополнительного образования;

     обобщение, сравнение, систематизация, педагогического опыта, направленного на формирование вокально-певческих навыков у учащихся младшего юношеского возраста с привлечением собственного практического опыта;

     опытная работа по изучению эффективных путей и методов формирования вокально-певческих навыков у учащихся младшего юношеского возраста в условиях вокального ансамбля ДДТ;

     длительное  наблюдение (прямое и косвенное);

     анкетирование и описание педагогического опыта.

     Местом  проведения опытно-поисковой  работы является дом детского творчества «Жемчужина» (г. Кострома). Исследование проводилось в период 2010-2011 учебного года на примере вокального ансамбля «KVINTA».

     Результаты  настоящего исследования апробированы и частично внедрены в ходе формирования вокальных навыков у учащихся вокального ансамбля «KVINTA» в процессе их подготовки и участия в различных конкурсах.

     Настоящая работа состоит из введения, располагающегося на страницах 1-8, двух основных глав (страницы 9-32), заключения и библиографического списка.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические  основы работы с вокальным ансамблем ДДТ

1.1.Особенности  современного  дополнительного  музыкального  образования

 

     Дополнительное  образование детей — составная  часть общего образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ[11, 407]. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании»[1].

     В инфраструктуру системы дополнительного  образования детей в настоящее  время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации         от 7 декабря 2006 года № 752[14] в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей.

Информация о работе Формирование вокальных навыков ансабля