Формирование вокальных навыков ансабля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования продиктована тем, что духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Следует признать, что современный этап развития культуры пока не имеет адекватной системы образования. Этим обусловлены интенсивные поиски, в разных странах, оптимальной модели образования, прежде всего гуманитарного.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ ДДТ 10
1.1.Особенности современного дополнительного музыкального образования 10
1.2.Психологические особенности и вокальные возможности младшего юношеского возраста 13
1.3.Содержание вокальных навыков участников вокальных ансамблей 16
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «КVINTA» 20
2.1. Условия работы вокального ансамбля «КVINTA» 20
2.2.Методы и приемы формирования вокальных навыков у учащихся младшего юношеского возраста. Содержание деятельности вокального ансамбля «КVINTA» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Чепова Формирование вокальных навыков в условиях вокального ансамбля.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

     Практически все песни, которые исполнялись коллективом на конкурсах, были записаны на диски, многие из которых можно прослушать на музыкальных страницах сети «Интернет». 

     Опыт  работы с вокальным ансамблем  показывает, что процесс обучения оказывается не таким «скорым», как хотелось бы, особенно на начальном этапе. Но в кажущемся замедлении роста «количественных» показателей (прежде всего силы и диапазона голоса), а вместе с тем и в снижении сложности исполняемого материала кроется залог будущего успеха и перспективности всей работы в целом. Именно тогда становится достижимой строгая, объективно оправданная и достаточно детальная систематизация музыкального дидактического материала, вполне отвечающая условиям, требованиям и задачам воспитания певцов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Вокальный ансамбль является в данном случае единым организмом, в котором слаженная органичная работа отдельных звеньев способствует развитию целого, а развитие целого диалектически влечет за собой усовершенствование составляющих звеньев. Совпадение общих и личных интересов создает на занятиях соответствующую психологическую атмосферу, здесь у учащихся воспитываются черты музыканта, певца, общественника. Так решается одна из главных задач занятий вокалом в художественной самодеятельности.

     Ансамбль как художественный коллектив значительно скорее созревает для публичных выступлений, чем солист. Поэтому работа в нем насыщена для каждого участника большим творческим интересом, общим стремлением — принести радость и пользу людям. Ансамбль может представлять собой «комплексную» концертную бригаду, которая включает в свою программу выступление отдельных групп, таких как квартет, трио, дуэт, а позднее — солистов и также чтецов. В общем репертуаре такого коллектива может быть несколько десятков разнообразных произведений.

     Руководитель  группы — вокальный педагог, вооруженный  методикой в виде стройной и гибкой системы упражнений,— ведет занятия  на основе научных знаний. Вокальную  работу он проводит сразу с группой  учеников, что, впрочем, не исключает  внимания к каждому в отдельности. Постепенно опыт учащихся расширяется, развивается их вокальный слух, осваивается ими в какой-то мере и сама методика. На определенном этапе они могут по заданию педагога успешно заниматься самостоятельно, а в дальнейшем у них появляется естественное желание передать другим свои знания и опыт. Педагог выступает здесь не только как учитель, но и как воспитатель, наставник, что так созвучно нашему времени. Нужно ли говорить, как вырастает производительность его труда при такой организации занятий. А это весьма немаловажное обстоятельство, если учесть то, как тянется к искусству наша молодежь и как нуждается она в постоянной поддержке и квалифицированной помощи.

     Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все  жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим  абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

 

1. Асафьев,  Б. В. Избранные статьи о  музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев. – М. : Музыка, 1973.

2. Возрастная  и педагогическая психология  [Текст] / А. В. Петровский и др.; под редакцией А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1973. - С. 98,107,108.

3. Гладкая,  С. Н. О формировании певческих  навыков на уроках музыки в  начальных классах. [Текст] / С. Н. Гладкая // Музыкальное воспитание в школе. – Выпуск 14.- М. : Музыка, 1989.- С.187.

4. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики  [Текст] :  учебник / Музыка, 1968. – С. 185, 446.

5. Дмитриева,  Л. Г. Методика музыкального  воспитания [Текст] : учебное пособие / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Просвещение,     1989. – С. 367, 369.

6. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991.

7. Из  истории музыкального воспитания. [Текст] Автор-составитель Апраксина О. А. М. : Просвещение, 1990. С. 407.

8. Краткий  музыкальный словарь для учащихся [Текст] / ред.- сост.              Ю. Булучевский, В. Фомин. -  М. : Музыка, 2005.- 286 с.

9. Матвеева, Л. В. Стандарты детского дополнительного  музыкального образования и их  трансформация [Текст] / Л. В. Матвеева // Современные проблемы науки и образования. – 2006. - № 4 – С.62-63.

10. Морозов,  В. П. Тайны вокальной речи. [Текст] / В. П. Морозов. –             Л. : Музыка, 1967. – С. 91.

11. Музыкально воспитание в школе. [Текст] / под редакцией                       О.А. Апраксиной.- М. : Музыка, 1977. Вып.12. - 142 с.

12. Музыкальный  энциклопедический словарь. [Текст] / ред. сост.                 О. А. Шаповалова. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - С. 168.

13. Об  образовании [Текст]: Федеральный закон от 10 июля 1992 г.               № 3266-1. – КонсультантПлюс: Высшая школа.- Выпуск 14.

14. Огороднов,  Д. Е. Воспитание певца в  вокальном ансамбле                [Текст] : методическое пособие. М. : [б. и.], 2008. – 154 с.

15. Ушинский, К. Д. Предисловие к I тому Педагогической антропологии, [Текст] / Избранные произведения. – М. : Просвещение, 1968.

16. Чистович, Л. А. Физиология речи. Восприятие  речи человеком [Текст]: практическое руководство / Л. А. Чистович, А. В. Венцов, М. П. Гранстрем.- Л. : Наука, 1976. – 254. 

Ресурсы удаленного доступа 

1. О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года  № 752.- Режим доступа:  http://www.rg.ru/2006/12/12/obrazovanie-doc.html.

2. Обращение президента РФ Медведева Д.А. к участникам                             11 рождественских образовательных чтений   2011 г. - Режим доступа http://www.verav.ru/common/message.php?table=message&num=230.

Информация о работе Формирование вокальных навыков ансабля