Формирование двигательных навыков у младших школьников посредством подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: 1.Определить уровень развития двигательных способностей у учащихся и эффективность использования игрового метода для развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Содержание работы

История подвижных игр…………………………..
Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников…………………………………………….
Закономерности формирования двигательных навыков…………………..
Формирование двигательных навыков
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курссовая.docx

— 36.85 Кб (Скачать файл)

 

         Однако  образование двигательных навыков  на данной стадии происходит  волнообразно. Это выражается в  попеременном улучшении или ухудшении  действий. Исследования показывают, что в процессе общего прогресса  качества двигательного действия  во время обучения такие колебания  в движении бывают, характерны  для начала обучения. По мере  все большего уточнения и совершенствования  двигательных умений в коре  головного мозга образуется сложная  система временных связей —  динамический стереотип.

 

         III стадия  — стабилизация навыка, упрочение  динамического стереотипа, соответствующего  основному варианту действия. Ребенок  уже овладевает навыком. Движения  его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными, при  ведущей роли второй сигнальной  системы. Он самостоятельно и  уверенно выполняет действие  с осознанием его основной  задачи, может применять выработанный  навык в возникающей реальной  ситуации (игровой и жизненной). Кроме  того, на этой стадии развития  навыка вырабатываются дополнительные  двигательные реакции в соответствии  с различными вариантами техники  движения.

 

Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.

 

Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений играющих при достижении стоящих перед игрой целей разделили на три группы:

 

Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников.

 

Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность

 

Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие физических качеств.

 

 Еще выделяют следующие группы игр: музыкальные игры(Танцевальная композиция); беговые игры; игры с мячом; игры для воспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; игры в закрытых помещениях

Существуют этапы обучения двигательных навыков.

  Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения.

 

Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап — начальное разучивание  двигательного действия;

2-й этап — углубленное разучивание;

3-й этап — закрепление и  совершенствование двигательного  действия.

 

На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте.

Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком.

 

Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.

 

Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Например, воспитатель говорит: «Дети, мы будем сегодня разучивать наклоны в левую и правую стороны. Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает). А теперь послушайте и посмотрите еще раз. У меня исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Я наклоняюсь вправо, смотрю на правый локоть, потом выпрямляюсь, наклоняюсь влево, посмотрела на левый локоть — выпрямилась». Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево—вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении РУК, ног и т.д.; о движении частей собственного тела — «влево— прямо», «вправо—прямо». После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.

 

Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию Ребенком последовательности элементов движения, объединению и в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. При подетальном (расчлененном) показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осознанному выполнению физического упражнения, не создает у ребенка представления о двигательном действии, не формирует у него осознанности движения.

 

После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания педагога, т.е. практически проверяют сложившийся у них образ движения, а педагог следит за правильностью выполнения этого движения. Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет или показывает их. Он проходит между детьми и смотрит, как выполняется упражнение.

 

 

Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.

 

На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.

 

На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.

 

Н. И. Красногорский писал, что при последующем дифференцировании наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкрепленные связи.

Требования, предъявляемые к подвижным играм.

Все многообразие игровых средств, используемых на уроках и тренировках, можно представить в виде подвижных игр для воспитания быстроты, выносливости и тактической подготовки. При выборе игры нельзя не учитывать возрастных особенностей детей, их физической и технико-тактической подготовленности, количестве занятий, организации и дисциплинированности, условия проведения данного занятия, наличие инвентаря.

Чтобы не расширять чрезмерно круг учебных средств, любую из уже основных игр постепенно усложняют за счет введения различных препятствий, дополнений к правилам, изменяя способы перемещения. Проведение игры начинают с размещения участников, назначения капитанов и водящих. Объясняя игру, нужно разместить учащихся, чтобы они хорошо видели и слышали учителя. Лучше всего, чтобы играющие были расставлены в исходное положение для проведения игры. Если в начале игры ребята становятся в круг, то учитель располагается не в середине круга, а в цепи играющих. Если класс разделен на две команды, и они выстроены одна против другой на значительном расстоянии, то перед объяснением можно сблизить команды, а затем развести на исходные позиции. В ходе игры надо приучать школьников к точному соблюдению правил, добиваться сознательной дисциплины.

В зависимости от решаемых задач, подготовленности занимающихся и конкретных действий можно упростить или усложнить некоторые пункты правил, изменить число играющих и т.п. Кроме контроля за соблюдением правил, нужно следить и за тем, чтобы учащиеся правильно выполняли технические приемы, на закрепление которых нацелена игра. За каждый технический прием (удачный) можно начислять дополнительные очки. Игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся ещё увлечены, но видны уже первые признаки утомления. Эти признаки проявляются в снижении интереса играющих, появляются вялость в движениях, невнимательность, нарушение правил, увеличение ошибок, а также в покраснении кожи, потоотделении и т. д. Окончание игры не должно быть для учеников неожиданным, можно предупредить играющих: «Играем ещё 3 минуты» и т. д. Для снятия чрезмерного физического напряжения в ходе игры нужно периодически делать перерывы, заполняя их анализом технических ошибок, уточнением отдельных пунктов правил. В зависимости от решаемых задач и физического состояния учеников варьируют в эстафетах и играх длину преодолеваемой дистанции, количество повторений, продолжительность пауз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3аключение

          

 

Анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств, Роль подвижных игр трудно переоценить. Использование игры обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности, где вместе с двигательными навыками формируется и развивается физическая сила.Обучение и совершенствование в игровых условиях придает навыкам особую стабильность и гибкость Вот для этого и нужно использовать подвижные игры. И чем младше возраст занимающихся, тем больше времени отводится им в занятиях. Подвижная игра помогает оживить и разнообразить уроки, тренировки. Эмоциональное переключение несет в себе эффект активного отдыха – это помогает восстанавливать силы, непосредственно в ходе занятий и облегчает овладение материалом.

Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого.

 

Игра – признанное средство общей и специальной физической, тактической и технической подготовки. Поэтому они занимают место обязательных, вспомогательных упражнений в подготовки обучающихся. Постоянное преодоление разнообразных препятствий, действуя в усложненных условиях, формирует морально-нравственную основу поведения занимающихся. Здесь воспитываются черты спортивного характера, отличающегося особой целеустремленностью и способностью к полной мобилизации в необходимых ситуациях. Игры ценны как средство овладения всем багажом жизненно важных двигательных навыков.

 

 

           1. Истоками  подвижной игры является моделирование  недоступной для ребенка деятельности  взрослого.

           2. Игры  создавались с целью подготовки  подрастающего поколения к жизни, к труду.

          3. Игры  создавались с целью развития  и совершенствования основных  видов движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Список литература:

 

 

1. Буймен Ю.Ф., Теоретическая подготовка спортсменов. М.,с.203, 1990.

2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. М.,с.189 1995.

3. Жуков М.Н., Подвижные игры. М.,с230, 2000.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. - СПб.: Лань, 2003. - 160 с.

5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.

6. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. М.,с160, 1995.

 


Информация о работе Формирование двигательных навыков у младших школьников посредством подвижных игр