Физкультурные занятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:07, реферат

Описание работы

Движение – не только врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребенком мира, умения ориентироваться в нем, а также средство всестороннего развития. В процессе движений дети испытывают неподдельную радость. Так, преодолевая встречающееся на пути препятствие, например поваленное дерево, пеньки, ручеек, полосу препятствий из мягких модулей, ребенок удовлетворяет естественную потребность в двигательной активности.

Файлы: 1 файл

111.doc

— 670.50 Кб (Скачать файл)

Зимой при ветре и снижении температуры  воздуха до —12 —15 °С надеваются дополнительно  шерстяная кофта и рейтузы, поверх спортивного костюма — куртка из непродуваемой ткани. Если дети приступили к занятиям в более холодное время и недостаточно закалены, то даже при небольшом морозе —7 —10 °С можно рекомендовать на первое время им надевать под спортивный костюм шерстяную кофту, а кеды заменить легкими сапожками из кожи или войлока. Вместе с тем нужно строго следить, чтобы дети не перегревались.

Заниматься в зимних пальто, шапках-ушанках  или в меховых на ватной подкладке  не рекомендуется: такая одежда стесняет движения детей, слишком тяжела, мешает необходимой отдаче тепла, вызывает повышенное потоотделение. Вспотевшие дети расстегивают ворот пальто, развязывают шапки и подвергаются резкому воздействию холода. Приведенные рекомендации по одежде детей не могут быть использованы полностью на всей территории нашей страны, но они должны быть взяты за основу. При подборе одежды важно учитывать индивидуальные особенности детей: детям закаленным, привыкшим к холоду, можно несколько облегчать одежду, а детям, вновь приступившим к занятиям, часто болеющим, плохо переносящим холод («зябким»), вначале нужно разрешить заниматься в более теплой одежде.

 Обувь следует подбирать  соответственно размеру стопы,  чтобы не стеснять ногу и  не нарушать кровообращения. Спортивная  обувь должна быть легкой, удобной.  Как показали длительные наблюдения  и исследования, для физкультурных упражнений очень удобны и гигиеничны кеды, которые изготавливаются из прорезиненной ткани с рифленой подошвой. Большое значение имеет стелька (особенно зимой), которая защищает стопу от охлаждения. Стелька изготавливается из гигроскопичного, воздухопроницаемого, эластичного материала (фетр, сукно, войлок), обладающего малой теплопроводностью. Для сохранения гигиенических свойств спортивной обуви необходимо за ней тщательно ухаживать — чистить, сушить. Влажная обувь усиливает охлаждение ног и может способствовать возникновению простудных заболеваний.

 После физкультурных занятий  дети в раздевальнях или групповых  помещениях растираются сухим  полотенцем и полностью переодеваются  в повседневное белье и одежду. При этом дети вначале переодевают кеды и брюки и только после этого снимают куртку от спортивного костюма, рубашку, майку и растираются.

Во время переодевания детей, особенно в группах, где впервые проводятся такие занятия, должны присутствовать старшая медицинская сестра, осуществляющая контроль, и няня. Медицинская сестра отмечает, кто из детей вспотел, следит, чтобы дети тщательно растерлись, переоделись в сухое белье, отмечает, теплые или холодные ноги, руки и тело у детей. Тут же она решает с воспитателем, какие дети нуждаются в индивидуальной нагрузке, кому следует изменить одежду, обувь.

Спортивная одежда должна храниться  в специальных мешках, которые  удобно вешать на крючок (или в шкаф) для каждого ребенка. Кеды хранятся отдельно. Рекомендуется после занятий (особенно в сырую погоду) просушивать одежду и обувь детей в сушильных шкафах. Как убеждает опыт работы, физкультурные занятия лучше проводить перед прогулкой или в конце ее, чтобы увеличить время пребывания детей на свежем воздухе. В дни физкультурных занятий воспитатель должен правильно распределить двигательную деятельность детей. Если занятие проводится в начале прогулки, надо тщательно проверить, чтобы все дети после него насухо растерлись, переоделись и вышли на прогулку. Дети, которые потеют, должны после переодевания побыть 10—15 мин в помещении, а затем выйти на прогулку. После высокой двигательной активности на занятии в плане прогулки нужно предусмотреть спокойную деятельность детей. Но, как показали наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры.

 Если занятие проводится  в конце прогулки, воспитатель  должеа предложить детям в  эти дни на прогулке менее  подвижные игры. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года. Это целесообразно потому, что дети после активной мышечной деятельности остаются в помещении. В предлагаемой методике предусмотрены особенности организации занятий в зависимости от времени года и состояния погоды.

В холодную погоду в начале занятий  дается бег, который усиливает кровообращение и согревает детей, однако при  этом нагрузка и темп движений должны быть умеренными, чтобы не вызвать  сразу перегревания и потения  детей. Слишком интенсивная нагрузка в начале занятия или даже в середине его с последующим ее снижением может вызвать, особенно в ветреную погоду, охлаждение, так как влажное тело быстрее и в большей степени отдает тепло, чем сухое. Поэтому в зимние месяцы нагрузка на занятии должна быть равномерной, с некоторым увеличением в конце основной части (при проведении подвижной игры). В связи с этим подвижные игры зимой должны строиться на доступных и знакомых детям движениях — бег, ходьба, прыжки, перемещения: они вовлекают в действие все мышечные группы и тем самым согревают весь организм. Содержание игр должно быть таким, чтобы все дети действовали активно; менее пригодны игры, в которых подвижность ребенка зависит от его активности или правила предусматривают выход пойманного из игры на продолжительное время.

В морозную погоду важно чередовать бег с ходьбой и в процессе занятий использовать различные  виды бега — медленный и со средней  скоростью. Большое внимание в зимнее время следует уделить эстафетам: при проведении эстафет дети оживлены, подбадривают товарищей, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши; задания в эстафетах не сложны, дети их выполняют быстро и не ждут долго своей очереди.

При проведении физических упражнений большое внимание следует уделить  смене темпа движений — быстрого и медленного. Это дает возможность проявить активность не только подвижным детям, но и более вялым. Активизируя менее подвижных детей на занятии, воспитатель напоминает им, что надо бегать, а не стоять во время игры, назначает их ведущими, стимулирует к более интенсивному выполнению упражнений.

Важно правильно чередовать упражнения и отдых. Но и во время отдыха дети не должны оставаться неподвижными: отдыхом  служат перестроения, короткие остановки  во время игры или упражнений. Паузы  не должны быть длительными: они зависят от характера упражнений, от величины нагрузки (при большой нагрузке паузы удлиняются до 20—30 с).

Следует помнить, что развитие движений является обязательной задачей занятий. Между тем, боясь охлаждения детей, воспитатели нередко проводят упражнения слишком поспешно: дети торопятся, выполняют движения нечетко, неправильно, а воспитатель не решается их остановить и не исправляет ошибки. С другой стороны, не следует много и длительно что-либо объяснять детям и останавливать всех занимающихся, а нужно исправлять ошибки у отдельных детей по ходу выполнения упражнений. После интенсивной мышечной деятельности неопасно, если они некоторое время будут менее подвижны. Именно чередование тепла и некоторого ощущения холода способствует быстрому и прочному закаливанию организма.

Проводя занятия, воспитатель тщательно  наблюдает, как реагируют отдельные  дети на холод: одни быстро привыкают  к холодному воздуху, другие значительно  медленнее. Последних следует стимулировать  к более активной деятельности, давать задания, подбадривать. Ослабленным детям нужно давать меньшую нагрузку: уменьшить число повторений упражнений, сократить участие их в подвижной игре, время бега сократить и заменить его ходьбой. Но эти дети не должны стоять во время отдыха (особенно в холодную погоду), и после коротких переключений на более спокойную деятельность их надо снова включить в общий ход занятия. Дети, освобожденные от занятия (после болезни, вновь поступившие и т. д.), выходят на прогулку со всей группой. Во время занятий они находятся на спортивной площадке (или на групповой, если там проводятся занятия) и помогают воспитателю — убирают или приносят пособия, следят за правильностью выполнения упражнений другими детьми, выполнением правил в играх и т. д.

Врач, медицинская сестра, присутствуя на занятиях и осуществляя медико-педагогический контроль, оценивают влияние занятий на организм ребенка. Для оценки правильности построения занятия, соответствия физической нагрузки функциональным возможностям детей данной возрастной группы, соответствия содержания занятий программе и уровню физической подготовленности детей используют метод индивидуального хронометража. Он включает определение времени всего занятия и отдельных его частей: вводной, основной (в ней отмечают проведение общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры) и заключительной.

При проведении общеразвивающих упражнений величина физической нагрузки может  строго дозироваться подбором упражнений по трудности, темпом их проведения, числом повторений каждого упражнения. Для детей средней, старшей и подготовительной групп упражнения рекомендуется повторять от 6—8 до 10 раз в зависимости от умений детей и их физической подготовленности. В связи с этим дозировка физических упражнений должна осуществляться самим воспитателем с учетом конкретных условий.

Особое внимание нужно обращать на качество выполнения движений, использование  упражнений, способствующих формированию правильной осанки и развития свода  стопы, следить за правильным дыханием детей. В зимнее время при проведении занятий на открытом воздухе не рекомендуются упражнения и игры с пением, так как это приводит к вдыханию большого количества холодного воздуха и может вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей.

Выполнение основных движений, в том числе и разных видов бега, в основной части должно соответствовать предложенному объему и величине нагрузки, которые определяются по числу повторений упражнений и игр, времени и величине дистанции при беге. Подвижная игра обеспечивает наибольший эмоциональный подъем, самую большую двигательную активность детей и в связи с этим наибольшие сдвиги физиологических показателей основных функций организма.

В заключительной части занятия  происходит снижение физической нагрузки, переход детей к более спокойному состоянию. При проведении хронометража отмечается, рационально ли использовано воспитателем время каждой части занятия и какова была двигательная активность детей. Следует учитывать, что двигательная активность зависит от методов организации детей и задач каждого конкретного занятия. Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности. При правильно организованном занятии общая плотность должна быть равна 90—95%, а моторная — 80—90%.

Количественная характеристика двигательной активности детей на занятии может быть получена с помощью шагомеров. Шагомер типа «Заря» фиксирует основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп (шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки, наклоны и т. д.); не отмечаются движения для отдельных групп мышц — плечевого пояса, рук, ног и т. д. Используя шагомеры на одном занятии у ряда детей или у одних и тех же детей на разных занятиях, мы можем получить данные, отражающие двигательную активность (ДА) детей. Наблюдения показали, что при проведении занятий на открытом воздухе имеется определенная зависимость ДА детей от времени года, и во все времена года выявляется разница этих показателей у мальчиков и девочек (у первых она выше).

Одним из важных показателей при проведении медико-педагогического контроля является определение внешних признаков утомления. Положительное влияние занятий на организм ребенка может быть достигнуто при таком дозировании мышечных нагрузок, которые обеспечивают общее развитие, тренировку основных физиологических функций. Для этого при проведении занятий предусматривается чередование повышенной мышечной деятельности, вызывающей некоторую степень утомления, и отдыха, особенно активного, что является необходимым условием тренировки. Утомление нельзя рассматривать как нечто патологическое, вредное для организма: оно представляет собой естественное состояние, возникающее под влиянием мышечной деятельности. При небольшом утомлении усиливается обмен веществ, повышается жизненный тонус, становятся более интенсивными процессы восстановления.

Отрицательно сказывается на состоянии  ребенка только чрезмерное утомление  — переутомление. Воспитатель, врач, медицинская сестра, наблюдая во время  занятий за детьми, отмечают наличие  внешних признаков утомления и степень их выраженности...

При выраженном, недопустимом утомлении  все перечисленные признаки проявляются  сильно. В таком случае воспитатель  должен внести изменения в план занятия: ограничить нагрузку для детей, имеющих  средние и выраженные признаки утомления, уменьшить число повторений упражнений, исключить более трудные для них, удлинить отдых и т. д. Если выраженные признаки утомления отмечаются у большинства детей, значит, содержание занятия не соответствует уровню физической подготовленности детей и необходимо его перестроить. Нужно учитывать, что у детей дошкольного возраста функциональные сдвиги в организме определяются не только объемом и интенсивностью мышечной деятельности, но и формой проведения физических упражнений, а также эмоциональной настроенностью детей. Положительные эмоции снижают утомление, при интересной деятельности внимание не рассеивается, появляется увлеченность. Однако следует помнить, что для дошкольника характерна повышенная возбудимость, поэтому даже положительные эмоции должны быть не чрезмерными: надо чередовать упражнения, повышающие эмоциональный тонус, и упражнения, требующие внимания.

 Осуществляя контроль, нужно  следить за тем, чтобы при  выполнении упражнений педагог  обращал внимание на воспитание  правильной осанки и формирование свода стопы.

В дошкольном возрасте развитие мышц-антагонистов неравномерно, отмечается преобладание тонуса мышц-сгибателей над разгибателями. Поэтому дети так часто принимают  неправильные позы (голова наклонена, плечи сведены, надплечия стоят неравномерно и т. д.). Такие движения, как ходьба, бег, лазанье и т. д., если они выполняются правильно, способствуют формированию правильной осанки. Но наряду с этим ряд упражнений специально используется для этой цели: упражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота. Развитие и укрепление этих групп мышц, в основном разгибателей, способствует созданию так называемого «мышечного корсета», воспитанию правильной осанки. В каждом занятии предлагаются упражнения для развития и укрепления свода стопы (ходьба на носках, пятках, лазанье по лестнице, ходьба по уменьшенной площади опоры, бег и т. д.), но все эти упражнения должны выполняться методически правильно и в рациональной обуви.

Информация о работе Физкультурные занятия