Физическая подготовка футболистов в возросте 11- 12 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка пҏедусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная - развитие качеств и функциональных возможностей, специфических для футболистов. Цель специальной физической подготовки - достичь выполнения сложных приемов владения мячом на высокой скорости, улуҹшить маневренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств [11].

Содержание работы

Введение
1.1. Историческая значимость футбола.
1.2. Возрастные особенности юных футболистов и изменения, происходящие в организме под влиянием занятий футболом.
1.3. Сущность начального этапа подготовки футболистов 11-12 лет.
1.4. Роль физической подготовки футболистов.
1.5. Физическая подготовка футболистов на начальном этапе подготовки.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 46.74 Кб (Скачать файл)

Современный футбол в России узнали лет сто назад в портовых и промышленных городах. В порты его завозили моряки-англичане, а в промышленные центры иностранные специалисты, которых на заводах и фабриках России работало довольно много. Первые русские футбольные команды появились в Одессе, Николаеве, Петербурге и Риге, а несколько позже и в Москве.

Родоначальники футбола  выиграли и три из четырех первых олимпийских турниров в 1900, 1908 и 1912 г. В канун V Олимпиады будущие победители футбольного турнира побывали в  России и трижды всухую разгромили сборную Петербурга 14:0, 7:0 и 11:0. Первые официальные соревнования по футболу  в нашей стране состоялись в начале века. В Петербурге футбольная лига была создана в 1901 г., в Москве в 1909-м. Еще через год-два лиги футболистов появились и во многих других городах страны. В 1911 г. лиги Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Одессы, Севастополя, Николаева и Твери составили Всероссийский футбольный союз [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Возрастные особенности юных футболистов и изменения, происходящие в организме под влиянием занятий футболом.

Многолетний процесс физического  воспитания и спортивной тренировки может быть успешным только при тщательном учете возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, особенностей развития физических качеств  и формирования двигательных навыков, а также специфики избранного вида спорта.

В настоящее время не подвергается сомнению положение о том, что  для достижения высоких спортивных результатов основы двигательной деятельности и функциональной подготовки необходимо заложить своевременно в детском  возрасте. Поэтому не случаен интерес  специалистов разных отраслей знаний к всестороннему исследованию процессов, происходящих в человеческом организме. Проведено значительное количество разнообразных исследований, позволяющих  рассмотреть анатомо-физиологические, биохимические, психологические и  другие процессы, на основе которых  проанализированы возрастные особенности  физического развития детей и  юношей и, особенности формирования двигательных навыков в разных видах  спорта. В ряде исследований со школьниками  разного возраста рассматривались  естественные темпы физического  развития при изучении таких движений как бег, прыжки, метания и другие [1, с. 48].

Установлено, что темпы  естественного прироста физических качеств на разных возрастных этапах неодинаковы. При решении вопроса  о выборе методики тренировочных  воздействий необходимо учитывать  особенности изменений организма  игрока под влиянием одноразового и  многократного выполнения физических упражнений. В частности известно, что в зависимости от того, на фоне какого состояния будет повторяться последующее упражнение в занятии или само занятие, зависит не только изменение работоспособности в процессе деятельности в целом, её качественных показателей, но и отдалённый результат в изменении функциональных возможностей спортсмена. Причём, некоторые условия повторного выполнения упражнений могут приводить не к повышению, а к снижению уровня функционирования отдельных систем организма. Следует также учитывать, что разнообразие выполняемых упражнений не может быть беспредельным, так как в процессе занятия необходимо обеспечить наличие положительно и отрицательно взаимодействующих связей в организме, определяющих совершенствование основных двигательных навыков.

Не следует также забывать, что если организм футболиста будет  регулярно подвергаться влиянию  нескольких, равных по силе, воздействий  кратковременных и слабых программ (например, на выносливость, силовые  координационные качества и т. д.), то произойдёт равномерное и на низком уровне приспособление ко всем программам, которое может не обеспечить наивысший  из возможных уровней адаптации  ни к одному из тренирующих показателей. Если же сила воздействия одной из программ увеличивается и становится по величине интенсивности или продолжительности  больше остальных, то организм будет  приспосабливаться к более сильной  за счёт исключения или подавления остальных программ. В этом случае узкая направленность тренировки с  чёткой регламентацией даст более одностороннее  приспособление, но зато его степень  окажется наиболее высокой.

Одно из основных условий  высокой эффективности системы  подготовки спортсменов заключается  в строгом учете возрастных и  индивидуальных анатомо-физиологических  особенностей [2, с. 20].

Это позволяет правильно  решать вопросы спортивного отбора и ориентации, выбора средств и  методов тренировки, нормирования тренировочных  и соревновательных нагрузок, прогнозирования  возможных достижений. Каждый возрастной период имеет свои особенности в  строении и функциях отдельных систем, которые изменяются в процессе спортивной деятельности. Рост и развитие организма  происходят неравномерно.

 В возрасте от 11 до 12 лет продолжается развитие всех органов и систем. На это время приходится период полового созревания. В связи с этим происходит бурная перестройка работы всех органов и систем. Значительно увеличивается рост и вес тела. С увеличением мышечной массы растет и сила, причем максимум прироста силы наблюдается на год позже наибольшего увеличения прироста массы тела. Идут процессы формирования скелета, устанавливается постоянная кривизна позвоночника, мышечно-сухожильный аппарат приближается к взрослому. В юношеском возрасте происходит энергичный рост костной ткани.

Сравнительный анализ детей, занимающихся и не занимающихся футболом, в возрастных группах от 11 до 12-ти лет по ряду морфологических признаков, который был проведен Н. И. Савостьяновой и Т. И. Титовой (1999) показал следующее. Длина тела во всех названных возрастах больше у футболистов. Увеличение длины тела у футболистов в отличие от детей, не занимающихся футболом, происходит неравномерно:

в 10-11 лет наблюдается самый маленький прирост (значительно ниже, чем у детей, не занимающихся футболом), что, по-видимому, связано с адаптацией организма к нагрузкам в этом и предшествующих возрастах;

в 11-12 лет начинается бурный рост длины тела, и темпы прироста у футболистов и детей, не занимающихся футболом, совпадают;

в 13-14 лет футболисты по темпам прироста длины тела опережают сверстников не спортсменов.

Таким образом, у юных футболистов  наблюдаются два ростовых скачка для длины тела в 11-12 лет ив 13-14 лет в отличие от практически  равномерного изменения прироста этого  показателя у детей, не занимающихся футболом. Прирост длины ноги у  футболистов происходит также как и прирост длины тела: замедленный рост в 10-11 лет, скачкообразное повышение темпов прироста в 11-12 лет, и еще более ярко выраженное увеличение длины ноги в 13-14 лет. У детей, не занимающихся футболом, прирост ноги во всех возрастах от 10 до 14-ти лет происходит равномерно.

В периоде младшего школьного  возраста работа сердца еще не совершена. Удовлетворение потребности организма  в кислороде в покое требует более напряженной работы сердца (86-90 уд/мин). Во время занятий спортом сердечнососудистая система работает с очень большим напряжением, так как на каждый удар пульса приходится меньше кислорода, чем у взрослых. Однако артерии детей более эластичны, капилляры широки, поэтому процесс окисления идет активнее и период восстановления более короток. Значительные изменения в возрасте 11-12 лет претерпевает сердечнососудистая система. На этом этапе развития сердца свойственны наиболее выраженные и быстро нарастающие изменения. Особенно значительно нарастает масса желудочков, причем больше левого. Если у 11-летних объем сердца равен в среднем 458 мл, то у 12-летних он достигает уже 540 мл [5, с. 13].

Частота сердечных сокращений в покое у подростков достигает  в среднем 76 уд/мин, а систолический объем крови с 25 мл увеличивается до 39,5 мл.

С 11 до 12-ти лет улучшается работа дыхательной системы. Частота дыхания уряжается. Возрастает дыхательный объем, увеличивается жизненная емкость легких. Несовершенство механизмов потребления, транспорта и утилизации кислорода является лимитирующим фактором адаптации детей этого возраста к длительной мышечной работе. От 12 лет значительно возрастает мощность дыхательного аппарата: дыхательные объемы увеличиваются более чем в 1,5 раза, скорость воздушного потока на вдохе и выдохе растет. [5, с. 20].

Кислородные режимы организма  детей и юношей при мышечной деятельности менее экономичны и менее эффективны. Предел дыхания имеет большое  значение для оценки возможностей детей  и юношей в выполнении ими физической нагрузки. У юных спортсменов предел дыхания оказывается больше в 1,5-2 раза, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. С увеличением предела  дыхания нарастает и резерв дыхания, т. е. разница между максимальной вентиляцией легких (пределом дыхания) и минутным объемом дыхания (МОД) в данный момент.

Недостаточный уровень развития психических функций в 11-12 лет  не позволяет юным футболистам добиваться высокой степени быстроты и точности движений. У подростков в этот период в связи с бурным развитием  и началом полового созревания отмечается временная задержка в развитии способности  овладевать движениями. Острота мышечного  чувства, а вместе с ней и точность движения, от которых также зависит  быстрота освоения технических приемов  игры, развивается у подростков очень  быстро до 13-14 лет.

В юношеские годы завершается  развитие центральной нервной системы, значительно совершенствуется анализаторско-систематическая деятельность коры головного мозга [5, с. 23].

Нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение  все еще продолжает несколько  преобладать над торможением. Устанавливаются  гармоничные отношения коры и  подкорковых отделов. Высокого уровня достигает развитие второй сигнальной системы. Она приобретает все  большее значение в образовании  новых положительных и отрицательных рефлексов и навыков. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. В психической сфере также отмечаются значительные изменения. Характерными для этого возраста является стремление к творчеству, соревнованиям. Складывается основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, приобретает социальные черты мотивировка поступков. Анализаторы, в том числе двигательный и вестибулярный, достигают высокого уровня развития. В этом возрасте завершается процесс полового созревания. Продолжает совершенствоваться эндокринная система, однако только к концу периода соотношение активности желез внутренней секреции становится таким, как у взрослого человека [6, с. 86].

По мнению В.Н. Платонова (1996), физическая подготовленность характеризуется  возможностями функциональных систем организма спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, и уровнем развития основных физических качеств быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости.

Динамика развития спортивно-значимых качеств у юных футболистов 11-12 лет имеет гетерохронный характер, обусловливаемый, прежде всего общебиологическими закономерностями возрастного развития. Вместе с тем занятия футболом оказывают специфическое воздействие на развитие двигательных способностей в зависимости от возраста [6, с. 98]. У детей в момент начала занятиями футболом основными факторами в структуре рассматриваемых показателей являются:

  • связь физической и технической подготовленности (30,5 %);
  • физическое развитие (17 %);
  • ориентировочная основа двигательного действия (6,2 %) [6, с. 87].

Весьма примечательна  динамика факторов, определяющих и  лимитирующих спортивное мастерство футболистов, выявленная А. П. Золотаревым (1996) [10, с. 15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Сущность начального этапа подготовки футболистов 11-12 лет.

Опыт тренеров подсказывает, что за два года до начала учебно-тренировочной  работы достаточно времени, чтобы выявить  спортивную пригодность занимающихся футболом. И за этот срок тренеру  необходимо сделать естественный отбор  и обеспечить необходимый уровень  разносторонней подготовки.

У каждого тренера складывается определенный стиль и подход к  новой группе, и, как правило, несложно определить природную предрасположенность  ребенка. Его отличает двигательная одаренность, быстрая свариваемость  и приобретение двигательных навыков. Талантливого, очень способного маленького футболиста найти трудно. Такое утверждение  правомерно. Без генетической одаренности - нельзя стать выдающимся футболистом. В коде заложены только возможности, а реализация зависит от человека. Наследственность определяет возможности, а тренировочная работа определяет, насколько мы ею воспользуемся. Стало  быть, надо искать детей, которых природа  наделила качествами, позволяющими подняться  на высоту спортивного мастерства, а последующее развитие индивидуальности игрока только поможет прогрессу  вашей команды [2].

Однако талант - залог, но не гарантия успеха. Чтобы был успех, надо тренироваться еще как минимум  шесть - восемь лет. И поэтому хотелось бы этот вопрос рассмотреть с более  широких позиций. Наблюдая за выдающимися  игроками, специалисты отметили основные факторы, способствующие быстрому развитию футбольных качеств (кроме генетических). Это:

- раннее начало;

- большое время, уделяемое  футболу;

- большое время, уделяемое  индивидуальной работе.

К слову сказать, вся система  современного воспитания и многие закономерности становления организма юных футболистов  известны широкому кругу тренеров, а количество занимающихся с задатками  потенциальных футболистов достаточно, проблема просматривается только одна - педагогическая. Футбольный опыт свидетельствует, что число футболистов, обладающих достаточными способностями и желающих достичь вершин, становится за время обучения еще меньше.

Современный тренер должен знать если не все, то как можно  больше, только его знания и умения могут обеспечить успех и полное раскрытие потенциальных возможностей ученика. Тренировка как педагогический процесс только тогда приводит к  успехам, когда она правильно  организована. Чтобы добиться определенных успехов и приобрести добротные  навыки, ученик должен проникнуться поставленной задачей. Одна сторона дела - увидеть  и найти игрока (тут мы, как  правило, не проигрываем), а вторая сторона - это методическая грамотность тренера, способного организовать целенаправленную подготовку игрока [5].

На этапе начальной  подготовки необходима разносторонняя подготовка, которая исключает специфическое  воздействие на одно из спортивных качеств. Имея малый запас двигательных навыков, детям будет трудно в  будущем освоить сложные футбольные движения. Поэтому координационные  способности необходимо развивать  именно в детском возрасте, в противном  случае неуклюжесть движений будет  проявляться особенно ярко. Необходимо заметить, что способность к усвоению сложных движений в 11 - 12 лет выше, чем у 14 - 15-летних. В этом возрасте достигается наибольший прирост в быстроте движений, на чем базируется будущая техническая подготовка.

Информация о работе Физическая подготовка футболистов в возросте 11- 12 лет