Приемка товаров и экспертиза качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление необходимости принятия нормативного акта, максимально подробно регулирующего данную правовую процедуру.
Задача работы - полное, детальное изучение нормативной базы, регулирующей этот правовой институт, изучение научной литературы и судебной практики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Общие положения приемки товаров и экспертизы качества…………...5
Понятие и значение основных правовых категорий ……………………....5
Субъекты отношений…………………………………………………………8
Источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества………………………………………………………………………12
Глава 2. Приемка товаров…………………………………………………….……15
Порядок приемки товаров…………………………………..………………15
Сроки приемки товаров……………………………………………………..22
Глава 3. Экспертиза качества товаров………………………………………….…27
Понятие и виды экспертизы товаров…………………………………….…27
Порядок проведения экспертизы качества товаров…………………...….30
Заключение………………………………………………………………………….34
Библиография……………………………………………………………………….3

Файлы: 1 файл

priemka_tovarov_i_ekspertiza_kachestva.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Стороной по договору поставки выступают органы транспорта (перевозчик), являющиеся коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Перевозочная деятельность на всех видах транспорта подлежит лицензированию согласно нормам Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Для получения лицензии необходимо представить заявление и документы, подтверждающие юридическую личность. Лицензия выдается на определенный срок (до пяти лет) с уплатой установленного сбора, может продляться, но не может передаваться другим лицам. Предусмотрен перечень оснований, при наличии которых возможен отказ в выдаче лицензии. Он может быть обжалован заявителем в арбитражный суд.

Иным является правовой статус предприятий железнодорожного транспорта. В состав железных дорог входят самостоятельные юридические лица: отделения железных дорог, крупные железнодорожные станции, другие линейные предприятия (локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, специальные транспортные службы).

Помимо сторон в приемке товаров участвуют и другие лица, в частности, представители общественности организации-получателя, представитель другого предприятия. В качестве представителей общественности не могут выделяться руководители предприятий и их заместители, материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей. Инструкция №6-П устанавливает, что представитель общественности предприятия-получателя или представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции у данного предприятия-получателя не более двух раз в месяц. Представители других предприятий и организаций и представители общественности, выделенные для участия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия - получателя вознаграждение за участие в приемке продукции.

Кроме этих лиц при приемке товаров по качеству в необходимых случаях участвует эксперт. Так п.20 Инструкции №7-П устанавливает, что при неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится представителем соответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качества товаров - экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.

Лица, осуществляющие приемку, обязаны строго соблюдать правила приемки товаров и удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.

За подписание акта о приемке, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, подписавшие такой акт, несут установленную законом ответственность.

 

1.3. Источники правового регулирования приемки товаров и экспертизы качества

Ситуация, сложившаяся в отношении правового регулирования процедуры приемки товаров в России катастрофическая. До сих пор не принят кодифицированный нормативный акт, регулирующий коммерческие отношения, в том числе и отношения по поводу приемки по качеству и количеству. В данный момент данная процедура регламентируется большим количеством нормативных правовых актов, среди которых Гражданский кодекс РФ, транспортные уставы и другие кодексы, правила выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Применение того или иного акта зависит от многих факторов. Как пишет Пугинский Б.И., «…надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не должен участвовать в проверке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортным законодательством»6.

В связи с этим интерес представляет постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 15.12.2009 №12367\09 по делу об иске страховой компании к авиакомпании. Президиум ВАС РФ постановил, что к отношениям, связанным с недостачей груза при авиаперевозке, надо применять нормы Воздушного кодекса РФ7.

Порядок приемки товаров от органов транспорта регулируется нормами Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ, Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ, Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи». Кроме вышеперечисленных актов существуют также такие общие правовые акты о приемке как Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству №6-П и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству №7-П, утвержденные Госарбитражем СССР в 1965 и 1966 годах соответственно (далее по тексту – Инструкция о приемке по количеству и Инструкция по приемке по качеству). В настоящее время инструкции не носят обязательный характер, а применяются, если стороны указали об этом в договоре. Однако, как отмечает Пугинский Б.И., «…даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего характера приемки не существует»8. Таким образом судебная практика признает инструкции Госарбитража в качестве обычаев делового оборота.

Необходимо помнить о соотношении инструкций с другими нормативными актами. Так по общему правилу инструкции по отношению к стандарту выполняют субсидиарную роль и применяются в тех случаях, когда стандартами, техническими условиями, основными и особыми условиями поставки и иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки товара.

Главенствующую роль в установлении порядка приемки товара играет договор, заключаемый между сторонами. Однако, в соответствии с ч.2 п.1 ст.474 ГК РФ, когда порядок проверки устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товара, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. В настоящее время наблюдается либерализация требований к порядку приемки товаров и определения качества продукции. Как отмечает Попондопуло В.Ф., «Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась»9. Однако на договор ложится основная нагрузка регулирования вопросов, связанных с приемкой товаров по количеству и качеству, так как современные правовые акты в этой сфере до сих пор не приняты. «Это создает проблемы для предпринимателей, поскольку детальное описание процедуры приемки в договорах ведет к чрезмерному «разбуханию» договора и сложности подробного регулирования всех возникающих при приемке вопросов»10

Помимо порядка приемки товаров вышеперечисленные инструкции регулируют отношения по поводу проведения экспертизы в необходимых случаях.

Несмотря на якобы отлаженные отношения по поводу приемки товаров существуют проблемы в этой области, одна из которых отсутствие кодифицированного акта, регулирующего приемку и экспертизу товаров и, вместе с тем, существование устаревших нормативных актов. Это в свою очередь порождает ряд дискуссий, среди которых споры относительно предмета коммерческих отношений, увеличения количества судебных дел, связанных с неправильной трактовкой нормативных актов.

 

Глава 2. Приемка товаров

 

2.1. Порядок приемки товаров

В научной литературе существует несколько классификаций приемки товаров11. Во-первых, как указывалось ранее, выделяются с учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества:

  1. приемка, непосредственно во взаимоотношениях с продавцом;
  2. приемка товаров от органов транспорта.

Во-вторых, в зависимости от того, в каком обороте находятся товары:

  1. приемка товаров, находящихся во внутреннем обороте;
  2. приемка импортных товаров.

В-третьих, в зависимости от типа:

  1. приемка товаров по количеству;
  2. приемка товаров по качеству. Качество представляет собой совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

При осуществлении данной правовой процедуры необходимо учитывать нюансы, связанные с тем или иным видом приемки. Приемка товаров по количеству отличается от приемки товаров по качеству. Также существуют свои особенности при приемке товаров, находящихся в обращении в России или за ее пределами (импортных товаров). Помимо этого различаются процедуры приемки товаров, передача которых осуществляется непосредственно продавцом либо через органы транспорта.

Как отмечалось ранее, законом установлена обязанность покупателя принять и осуществить проверку товара. Так, в соответствии с п.2 ст.513 ГК РФ покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота. Однако закон не устанавливает порядок приемки товаров, который регулируется инструкциями о приемке товара по количеству и по качеству. Инструкции в свою очередь не отвечают потребностям современных коммерческих отношений. Многие нормы инструкций на практике приводят к спорам и разногласиям сторон. Таким образом, существует необходимость согласования проведения приемки товаров непосредственно в договоре.

Как правовая процедура фактическая приемка товаров подразделяется на несколько этапов. Андреева В.Л. выделяет: приемку товаров от органов транспорта; приемку товаров на складе получателя; приемку товаров по количеству; приемку товаров по качеству; составление акта приемки.12

Однако с таким делением процесса приемки на этапы трудно согласиться. Так сама Андреева Л.В. указывает на то, что такая последовательность применяется не во всех случаях. Нас же интересует непрерывный и лаконичный процесс, когда один этап сменяет другой. Этап представляет собой относительно самостоятельную часть конкретного процесса приемки, направленную на решение отдельных его задач. В предложенном Андреевой Л.В. варианте деления, на мой взгляд, отражены виды приемки, но не этапы, кроме последней процедуры, относящейся к составлению акта приемки. Если выделять этапы приемки товаров, следует руководствоваться делением, предложенным Пугинским Б.И., в соответствии с которым выделяются:

  1. приемка при выгрузке товара, когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено. Автор детально разбирает процесс приемки, связанный с выгрузкой товара из транспортного средства. Однако, на мой взгляд, сюда же необходимо относить и приемку товара на складе поставщика, которая осуществляется материально ответственным лицом по доверенности.

В части количества на этом этапе получатель в первую очередь должен проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке. В случае обнаружения повреждения груза или его порчи, а также несоответствия наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, необходимо составить коммерческий акт, либо отметку на товарно-транспортной накладной. Далее ответственным лицом получателя проверяется вес брутто и количество мест. В случае перевозки груза без тары или в открытой таре, а также когда товар поступил в поврежденной таре, проверяется вес нетто и количество единиц товара в каждом месте.

Когда товар получен покупателем на складе продавца, приемка осуществляется там же. Однако эта процедура не исключает возможности покупателя провести приемку по количеству и качеству после доставки товара на свой склад. Продавец не будет отвечать за такие недостатки и потери, которые возникли в результате ненадлежащей погрузки или транспортировки. В связи с этим интерес представляет постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.2010 года № 15082/09 о взыскании стоимости недостающего груза. В ходе рассмотрения дела было выявлено следующее. В соответствии с условиями международного контракта от 26.11.2007 N 47/2007, заключенного между обществом (продавцом) и компанией "АйПиСи Интерпетрохем Гонконг Лтд" (покупателем), на станции Чепецкая по международной железнодорожной накладной N Ч 855337 в вагон N 90620253 произведена отгрузка азофоски насыпью, с указанием общего веса - 60 000 килограммов. Станцией назначения в накладной указана Маньчжурия КЖД (Китай), пограничной станцией перехода - Забайкальск Забайкальской железной дороги (Россия). При контрольной перевеске груза на вагонно-электронных весах на станции Маньчжурия выявлена его недостача против документов в количестве 25 940 килограммов. О факте недостачи составлен коммерческий акт от 06.01.2008 N 0000193. Решением Арбитражного суда Читинской области от 29.01.2009 с перевозчика (ОАО "РЖД") взыскано 7 041,74 доллара США в рублях по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату фактического платежа. Президиум Высшего арбитражного суда РФ постановил: решение Арбитражного суда Читинской области от 29.01.2009 по названному делу оставить без изменения.13

Информация о работе Приемка товаров и экспертиза качества