Исследование ассортимента лакокрасочных материалов (на примере магазина отделочных материалов «Армада»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование ассортимента лакокрасочных материалов (на материалах магазина отделочных материалов «Армада») и определение его соответствия потребительским требованиям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
Теоретические основы исследования ассортимента лакокрасочных материалов………………………………………………………………
Состояние и перспективы развития товарного предложения ЛКМ на мировом и отечественном рынке…………………………
Классификация лакокрасочных материалов: по ОКП, ТН ВЭД, стандартная, учебная………………………………………………...
Показатели ассортимента и использование при анализе оптимальности ассортимента……………………………………….
Исследование ассортимента лакокрасочных материалов (на примере магазина «Армада»)…………………………………………..
Особенности формирования ассортимента ЛКМ на предприятии.
Характеристика ассортимента эмалей……………………………...
Характеристика ассортимента воднодисперсионных красок…….
Характеристика ассортимента прочих ЛКМ………………………
Анализ структуры торгового ассортимента ЛКМ…………………
Выводы и предложения…………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЛКМ Канунниковой О.А. гр.ТН-02-1.doc

— 1,013.00 Кб (Скачать файл)

 

Кроме ГОСТа 9825-73 «Материалы лакокрасочные» разработано большое количество технических условий, в которых лакокрасочные материалы классифицируются в зависимости от типа пленкообразующего вещества, используемого сырья, их назначения и пр. по цвету, видам, маркам.

К примеру  ГОСТ Р 51692-2000 «Олифы. Общие технические  условия», олифы в зависимости от исходного сырья подразделяют на: масляные, синтетические, композиционные [4; 5, С.3].

ГОСТ Р 52020-2003 «Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия» ВДЛКМ классифицируют по видам: лаки, краски, грунтовки и шпатлевки. Классификация и обозначение ВДЛКМ по роду пленкообразующего вещества и по назначению – в соответствии с ГОСТ 9825 (приложение А). Классификация пигментированных ВДЛКМ по цвету: ахроматические и цветные [6, С.3].

Учебная классификация в большинстве своем построена на основе стандартной. Лакокрасочные материалы классифицируются по виду, химическому составу, назначению и ряду других признаков (приложение Б). По составу они подразделяются на непигментированные — лаки и олифы, и пигментированные краски, эмали, а также вспомогательные составы — грунтовки, шпатлевки, цветные лаки, растворители, разбавители и смывки.

 

Видовой ассортимент  ЛКМ включает в себя:

  • олифы — продукты переработки растительных масел и масляных составов;
  • лаки — растворы пленкообразующих веществ в растворителях;
  • краски — суспензии красящего вещества (пигмента) в связующем. Связующим могут быть олифа, лак, клей, известь, латекс;
  • эмали — суспензии пигментов в лаке. Позволяют получить 
    более прочное, гладкое и блестящее покрытие;
  • грунтовки — составы, обеспечиваюшие надежное сцепление красочных слоев и окрашиваемой поверхности;
  • шпатлевки — пастообразные составы, применяемые для выравнивания поверхности и заполнения неровностей перед нанесением на них красок;
  • растворители, разбавители, смывки и сиккативы. Используются для подготовки ЛКМ перед окрашиванием, ускорения высыхания.

В зависимости от типа пленкообразующего вещества лакокрасочные составы делятся на масляные, алкидные, нитроцеллюлозные и др. По условиям эксплуатации ЛКМ подразделяются на атмосферостойкие, ограниченно атмосферостойкие, водостойкие, термостойкие и т.п. По назначению выделяют ЛКМ строительные, автомобильные, промышленные, бытовые, мебельные, специальные и др.

В условиях рыночной экономики  некоторые фирмы-изготовители классифицируют свою продукцию по уровню технических характеристик и цене. Например, вся лакокрасочная продукция предприятия «Текс» (Россия) подразделяется на три класса:

  • продукция класса «Люкс». Производится из лучших импортных компонентов, не уступает по качеству известным импортным аналогам, но стоимость ее в 1,5 раза ниже;
  • продукция класса «Стандарт». Изготовлена из импортных и 
    лучших отечественных компонентов и имеет наилучшее соотношение качества и цены. В настоящее время несколько устаревшее и непонятное потребителю название класса заменено более актуальным — «Профи», это отражено и в графическом исполнении этикеток;
  • продукция класса «Универсал». Создана на основе отечественного сырья, по качеству превосходит все существующие аналоги 
    и доступна по цене [30, С.70-72].

Анализ стандартной и учебной  классификаций показывает, что в  стандартной классификации предусмотрено более подробное деление ассортимента. В учебной же классификации лакокрасочные материалы более точно отражают назначение, учитываемое покупателями.  

 

    1.  Показатели ассортимента и использование при анализе оптимальности ассортимента

 

Ассортиментом называется определенная совокупность (набор), перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, цвету, размеру, сырью, способу производства и т.п.) [15, С. 9].

Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента. Взаимосвязь свойств ассортимента и соответствующих им показателей можно представить в виде таблицы 1.5.

Таблица 1.5 – Номенклатура свойств и показателей ассортимента

Наименования и условные обозначения

Расчет показателей

Свойства

Показатели

1. Широта (Ш):

Показатель широты (Ш):

Действительный (Шд)

Базовый (Шб)

Коэффициент широты (Кш)

 

Шд=д

Шб=б

Кш=Шд/Шб*100%

     
     
 

Продолжение таблицы 1.5

2. Полнота (П):

Показатель полноты (П):

Действительный (Пд)

Базовый (Пб)

Коэффициент полноты (Кп)

 

Пд - д однородной группы товаров;

Пб - б однородной группы товаров

Кп=Пд/Пб*100%

3.Устойчивость (У)

Показатель устойчивости (У)

Коэффициент устойчивости (Ку)

У=у

 

Ку=У/Шб*100%

4. Новизна (Н)

Показатель новизны (Н)

Степень (коэффициент) обновления (Кн)

Н=н

Кн=Н/Шд*100%

5. Структура (С)

Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i)

Сi=Аi/Si

6. Ассортиментный минимум  (перечень)

Показатель ассортиментного минимума (Ам)

Ам=м

7. Рациональность (Р)

Коэффициент рациональности (Кр)*

 

8. Гармоничность (Г)


Примечания: 1. Кр=Кш*вш+Кп*вп*Ку*ву+Кн*вн/4

2. Расшифровка условных  обозначений:

д – количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии;

б – базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое за основу для сравнения;

Аi – количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении;

Si – суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении;

м – минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организации;

у – количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;

н – количество новых видов и наименований товаров;

вш, вп, ву, вн — коэффициенты весомости  показателей широты, полноты, устойчивости и новизны.

Ассортимент количественно  характеризуется следующими основными  показателями: широтой, полнотой, устойчивостью  и степенью обновления.

Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).

Базовая широта (Шд) – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.

Коэффициент широты (Кш) выражается как  отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Широта может служить косвенным  показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, производство разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.

На насыщенном рынке  изготовители и продавцы стремятся удовлетворить разнообразные потребности. Когда спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счет увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм.

Таким образом, для изготовителей  и продавцов расширение ассортимента – мера скорее вынужденная, чем желательная.

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного показателя полноты к базовому.

Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

Повышенная полнота  ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.

Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика.

Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также  может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение  которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти товары; во-вторых, отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров. Потому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.

Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется  действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Обновление – одно из направлений ассортиментной политики организации, проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако и в условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.

Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять  ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.

Следует иметь в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и  продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.

Также к свойствам  ассортимента относятся: структура, ассортиментный минимум (перечень), рациональность и  гармоничность ассортимента.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Структура ассортимента относится к реальному или  прогнозируемому ассортименту и  неприменима к учебному ассортименту, так как показывает взаимосвязь отдельных структурных элементов ассортимента через их количественное соотношение. При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.

На предприятиях торговли товарный ассортимент в соответствии с рыночными требованиями должен носить оптимальный характер. В связи  с этим для каждого предприятия  необходимо иметь ассортиментный перечень товаров, который должен обеспечивать бесперебойность торговли. Ассортиментный минимум (перечень) – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Информация о работе Исследование ассортимента лакокрасочных материалов (на примере магазина отделочных материалов «Армада»)