Формирование ассортимента товаров в магазинах потребительской кооперации по материалам Цивильского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрытие теоретических основ формирования ассортимента товаров и практический анализ ассортимента в рассматриваемых магазинах потребительской кооперации.
Эта цель будет достигнута путем решения следующих задач:
1) показать роль и значение формирования ассортимента в повышении качества обслуживания покупателей;
2) во-вторых, рассмотрение экономической, правовой и организационной стороны деятельности рассматриваемого предприятия;
3) рассмотрение теоретических основ формирования ассортимента и их практический анализ.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль и значение товарных ресурсов в удовлетворении покупательского спроса населения. 4
1.1. Ассортимент продукции. ....4
1.2. Планирование ассортимента, или ассортиментная политика...6
2. Формирование ассортимента товаров в магазинах потребительской кооперации. ...11
2.1. Экономическая характеристика Цивильского райпо....................11
2.2. Основные источники поставки. Формирование ассортимента товаров в магазинах и их характеристика....................................17
2.3. Факторы, влияющие на их формирование...................................21
2.4. Изучение спроса в магазинах ПК..................................................22
Заключение………………………………………………………………………….27
Литература…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по КД.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Заключено соглашение о сотрудничестве с центром занятости населения по Цивильскому району. С привлечением разнорабочих с центра занятости освоено денежных средств в сумме 656 тыс. руб.

Ведется планомерная работа с органами государственного управления. Результатом этой работы стали предоставление льгот по ряду налогов. Взаимоотношения районного потребительского общества с районной администрацией строятся на основе Соглашения.

Удобное транспортное положение Цивильского района делает возможным поддержание активных экономических связей со многими областями и республиками России. Следовательно, райпо имеет потенциальные резервы обеспечения увеличения оборота розничной торговли, обусловленные географическими составляющими внешней среды хозяйствования, проявляющиеся возможностями.

 

 

2.2. Основные  источники поставки. Формирование ассортимента товаров в магазинах и их характеристика

Традиционно основной отраслью деятельности является торговля, которая, несмотря на усиливающую конкуренцию, по-прежнему эффективна.

Торговый отдел Цивильского  райпо является одним из наиболее значимых отделов организации.

75 предприятий розничной  торговли объединены в 3 РТП, в каждом РТП- директор и товароведы.

Торговый отдел систематически занимаются выявлением и изучением  поставщиков. Тщательно изучают  ассортимент предприятий, его финансовое положение, условия поставки. Постоянно  анализируются рекламные объявления, посещаются выставки новых товаров, ярмарки.

Поставщиками Цивильского райпо являются различные предприятия по организационно-правовой форме и объему деятельности.

Имеются определенные критерии выбора поставщиков:

  1. репутация поставщика;
  2. производственная мощность;
  3. качество продукции;
  4. адекватное сочетание цены и качества товара;
  5. комплексность поставки;
  6. формы расчетов и т. д.

Поиск поставщиков осуществляется различными способами:

  • обмен информацией внутри системы потребительской кооперации Чувашпотребсоюза;

-предложение налаживания  хозяйственных связей самими поставщиками;

  • на выставках и ярмарках;
  • обмен информацией с различными организациями и т. д.

Райпо стремится наладить прямые хозяйственные связи при поставке скоропортящихся продуктов питания, поэтому использует ресурсы местных предприятий. Продукты питания также поставляются крупными посредниками.

Среди основных поставщиков  райпо можно выделить:

  • Мясо и мясопродукты: ООО «Ядринский мясокомбинат», ОАО «Вурнарский мясокомбинат», ОАО «Чувашский бройлер», ОАО «Йошкар- Олинский мясокомбинат»;
  • Молочная продукция: ОАО «Цивильский молочный завод», ОАО «Маслосырбаза» г. Чебоксары, ООО «ЮниМилк»;
  • Кондитерские изделия: ООО «Пряник» Цивильского райпо, ОАО «Акконд», ООО «Сладкая жизнь» г.Нижний-Новгород, ООО «Мир Вкуса»;
  • Хлеб и хлебобулочные изделия: ООО «Хлеб» Цивильского райпо, ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат», ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат №2», ОАО «Хлеб» г.Чебоксары и др.;
  • Алкогольная продукция: ФГУ Росспиртпром филиал ЛB3 «Чебоксарский», ООО Чебоксарская УНБ», ООО «Озон», ООО «Медиана»,

ООО «Фирма Гулливер»;

Непродовольственные товары: ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ООО «Пике», ООО «Текстиль», ОАО «Лакокраска» г. Канаш, ОАО «Чувашпечать», ОАО «Марийский ЦБК» г. Волжск, ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Чебоксарский завод «Металлист», ЗАО «Чебтехпромснаб», ООО «Ульяновскшифер».

Работа со многими  поставщиками ведется на выгодных для  райпо условиях: прием товаров  с отсрочкой платежа, оплата после  реализации, возврат нереализованного товара.

Взаимовыгодные отношения  сложились с ФГУ Росспиртпром филиал JIB3 «Чебоксарский», ООО «Текстиль» (отсрочка платежа), ОАО «Букет Чувашии» (отсрочка платежа, транспортные услуги поставщика, возврат нереализованного товара) и др.

Для того, чтобы продавать  товары по более низким ценам, Цивильскому  райпо пришлось почти полностью  перейти на прямые связи с поставщиками. В результате по прямым связям райпо закупает свыше 95 % товарной массы. Партнерами райпо стали Нижегородские швейное объединение «Маяк» и рубероидный завод, Борский стеклозавод и Богородский кожгалантерейный комбинат. Поставляют кооператорам свои товары предприятия Республики Марий Эл, Татарстана и Ульяновской области. Самые тесные отношения сложились с предприятиями своей республики - ОАО «Акконд», ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ОАО «Ситро».

Следует отметить, что  коммерческой службой проводится работа по поставкам товаров из других регионов страны. Райпо обслуживает как пайщиков, так и некооперированное население.

Влияние конкуренции  ощущается именно в торговле. Конкурентами Цивильского райпо являются: (Таблица 1).

В числе основных конкурентов райпо в городе Цивильске выступают частные предприниматели и городской рынок. На их долю приходится примерно 22% от всего рынка товаров. Такое соотношение в пользу Цивильского райпо обусловлено, прежде всего, тем, что в районе преобладающим контингентом являются сельские жители, а частный бизнес еще не проник в достаточной мере в сельскую местность из-за невыгодности реализации товаров населению, так как их заработок чуть выше прожиточного минимума.

Таблица 1

Характеристика конкурентов Цивильского райпо на различных видах рынка

Вид рынка

Основные конкуренты

Сильные стороны

Рынок продовольственных товаров

Рынок

Частные предприятия

Относительно низкий уровень цен на отдельные товары ;

Гибкость цен

Рынок хозяйственных  и строительных товаров

Предприниматели,

реализующие товары с

автомобилей

Большой охват рынка; Подвижность;

 Низкий уровень  цен; Гибкость цен;

Возможность ухода от налогов

Рынок непродовольственных  товаров

Рынок

Относительно низкий уровень цен на отдельные товары;

Гибкость цен


 

2.3. Факторы,  влияющие на их формирование

 

Различают общие и  специфические факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими  на формирование ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, спрос зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).

Рентабельность производства и реализации определяются себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.).

К специфическим факторам формирования товарного ассортимента относится специализация торговой организации. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.

Следующим специфическим  фактором являются каналы распределения товаров. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.

Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.

Материально-техническая  база торговой организации также  может оказать определенное воздействие  на формирование торгового ассортимента. Если у предприятия отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного либо развернутого ассортимента, организация не должна и планировать формирование такого ассортимента. Например, нельзя включать в ассортимент скоропортящиеся или замороженные продукты питания при отсутствии холодильного оборудования.

Сегмент потребителей, на который выходит торговая организация, определяет ассортимент товаров  по уровню качества и цен (дорогие  высококачественные или дешевые  низкокачественные товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные и индивидуальные запросы потребителей.

 

 

      1. Изучение спроса в магазинах ПК

 

На разработку ассортиментных перечней особое влияние оказывают  потребители. Работники магазинов  проводят беседы с потребителями о том, какие товары они хотели бы видеть в продаже в том или ином магазине. Также от потребителей принимаются заявки на поставку крупногабаритных и технически сложных товаров. В магазинах райпо имеются журналы учета заявок от населения. По желанию покупателей крупногабаритные товары доставляются на дом. Данный вид услуг пользуется большой популярностью в сельской местности, т. к. является экономически эффективным для потребителя.

Формирование ассортимента – это сложный непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребности населения в товарах.

Наибольшим спросом  пользуются следующие товарные группы (Таблица 1,2).

Таблица 2

Анализ продажи продовольственных  товаров

Товарные группы

Товарооборот 2008 г, тыс. руб.

Доля в обороте, %

Доля с нарастающим итогом, %

1

2

3

4

Водка

68493

31,43

31,43

Кондитерские изделия

21302

9,77

41,20

Хлеб

20078

9,21

50,41

Пиво

16230

7,45

57,86

Колбасные изделия

14599

6,70

64,56

Табачные изделия

10008

4,59

69,15

Плоды, ягоды

8343

3,83

72,98

Мясо и птица

8281

3,80

76,78

Вино

8028

3,68

80,46

Рыбная продукция

6239

2,86

83,33

Молоко

6193

2,84

86,17

Сахар

4118

1,89

88,06

Консервы рыбные

3116

1,43

89,49

Масло растительное

2888

1,33

90,81

Мука

2710

1,24

92,05

Сыры

2581

1,18

93,24

Крупа, бобовые

2451

1,12

94,36

Овощи

2406

1,10

95,47

Чай

1647

0,76

96,89

Яйцо

1447

0,66

96,89

Конъяк

1324

0,61

97,49

Макароны

1217

0,56

98,05

Шампанское

1065

0,49

98,54

Консервы мясные

1021

0,47

99,01

1

2

3

4

Картофель

742

0,34

99,35

Масло животное

720

0,33

99,68

Маргарин

356

0,16

99,84

Соль

339

0,16

100,00

Итого

217942

100,00

 
 

Таблица 3

Анализ продажи непродовольственных  товаров

Товарные группы

Товарооборот 2008 г., тыс. руб.

Доля в обороте, %

Доля с нарастающим итогом, %

1

2

3

4

Медикаменты

6975,0

24,05

24,05

Строительные товары

5908,0

20,37

44,42

Парфюмерия

3428,0

11,82

56,23

Мебель

2612,0

9,01

65,24

Бельевой трикотаж

1816,0

6,26

71,50

Швейные изд.

1462,0

5,04

76,54

Ткани

1251,0

4,31

80,85

Чулки, носки

1137,0

3,92

84,77

СМС

980,7

3,38

88,15

Верхний трикотаж

935,0

3,22

91,38

Часы

404,0

1,39

92,77

Ветеринарные препараты

335,0

1,15

93,92

Холодильники

317,0

1,09

95,02

Обувь кожаная

248,0

0,85

95,87

Спички

245,0

0,84

96,72

1

2

3

4

Мыло туалетное

228,5

0,79

97,50

Машины стиральн.

199,0

0,69

98,19

Мыло хоз.

157,7

0,54

98,73

Телевизоры

106,0

0,37

99,10

Эл. пылесосы

94,0

0,32

99,42

Магнитофоны

58,0

0,20

99,62

Морозильники

43,0

0,15

99,77

Ритуальные товары

40,0

0,14

99,91

Радиоприемники

26,0

0,09

100,00

Велосипеды

0,0

0,00

100,00

Итого

29005,9

100,00

 

 

20 ноября 2009 г. проведено  дополнительное анкетирование населения  непосредственно в районном центре. При этом респондентами стали  как покупатели в магазинах,  так и случайные прохожие.

Следует заметить, что  из общего количества обращенных примерно 80% охотно соглашались отвечать на вопросы анкет. В ходе проведения опроса о том, как часто посещают и совершают покупки в магазинах потребительского общества. 30% опрошенных отметили, что каждый день; 27,1%-иногда; 24%-2-3 раза в неделю; 20%-несколько раз в месяц; 2,8%-1 раз в неделю.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров в магазинах потребительской кооперации по материалам Цивильского райпо