Формирование ассортимента товаров в магазинах потребительской кооперации по материалам Цивильского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрытие теоретических основ формирования ассортимента товаров и практический анализ ассортимента в рассматриваемых магазинах потребительской кооперации.
Эта цель будет достигнута путем решения следующих задач:
1) показать роль и значение формирования ассортимента в повышении качества обслуживания покупателей;
2) во-вторых, рассмотрение экономической, правовой и организационной стороны деятельности рассматриваемого предприятия;
3) рассмотрение теоретических основ формирования ассортимента и их практический анализ.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль и значение товарных ресурсов в удовлетворении покупательского спроса населения. 4
1.1. Ассортимент продукции. ....4
1.2. Планирование ассортимента, или ассортиментная политика...6
2. Формирование ассортимента товаров в магазинах потребительской кооперации. ...11
2.1. Экономическая характеристика Цивильского райпо....................11
2.2. Основные источники поставки. Формирование ассортимента товаров в магазинах и их характеристика....................................17
2.3. Факторы, влияющие на их формирование...................................21
2.4. Изучение спроса в магазинах ПК..................................................22
Заключение………………………………………………………………………….27
Литература…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по КД.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

НОУ СПО «ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ  ТЕХНИКУМ»

ЧУВАШПОТРЕБСОЮЗА

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине: Организация и технология коммерческой деятельности

на тему: Формирование ассортимента товаров в магазинах  потребительской кооперации

по материалам Цивильского райпо

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

Работу выполнила

Студентка группы К-31

Специальность Коммерция

Алексеева Е. И.

Руководитель: Никифорова Н. В.

Оценка______

 

 

 

 

 

 

Чебоксары, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Роль и значение товарных ресурсов в удовлетворении покупательского спроса населения. 4

      1. Ассортимент продукции. ....4
      2. Планирование ассортимента, или ассортиментная политика...6

2. Формирование ассортимента товаров в магазинах потребительской кооперации. ...11

      1. Экономическая характеристика Цивильского райпо....................11
      2. Основные источники поставки. Формирование ассортимента товаров в магазинах и их характеристика....................................17
      3. Факторы, влияющие на их формирование...................................21
      4. Изучение спроса в магазинах ПК..................................................22

Заключение………………………………………………………………………….27

Литература…………………………………………………………………………28

Приложения………………………………………………………………….……29

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рынка торговая деятельность должна осуществляться по принципу самофинансирования и саморазвития. Это предполагает, что главной целью финансово-хозяйственной деятельности любой коммерческой организации должна быть прибыль. В связи с этим необходимо обратить внимание на проблему формирования ассортимента, для того, чтобы примерно спрогнозировать и увеличить прибыль. Такой акцент чрезвычайно важен для объективной оценки деятельности предприятия с позиции всех заинтересованных субъектов рыночных отношений. В научной литературе эта проблема раскрыта недостаточно. С одной стороны, планирование данных показателей помогает спрогнозировать и увеличить прибыль. И наоборот, реально существуют такие фирмы, которые, несмотря на низкий уровень организации, обладают большим потенциалом прибыльности. Однако, что касается долгосрочных перспектив, то спланированная, спрогнозированная информация не гарантирует, но является необходимой предпосылкой того, что предприятие сможет достичь неплохого потенциала прибыльности.

Цель данной работы - раскрытие теоретических основ формирования ассортимента товаров и практический анализ ассортимента в рассматриваемых магазинах потребительской кооперации.

Эта цель будет достигнута путем решения следующих задач:

      1. показать роль и значение формирования ассортимента в повышении качества обслуживания покупателей;
      2. во-вторых, рассмотрение экономической, правовой и организационной стороны деятельности рассматриваемого предприятия;
      3. рассмотрение теоретических основ формирования ассортимента и их практический анализ.
      4.  
  1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ

 

  • 1.1. Ассортимент продукции
  •  

    Ассортимент товаров — совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку. Он характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

    Широта ассортимента означает количество изделий того или иного назначения.

    Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного  вида изделий, количество позиций каждого вида товара.

    Полнота ассортимента определяется отношением фактического количества разновидностей товаров к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом  или спецификацией.

    Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в общем объеме, поставленных на продажу.

    Структура ассортимента характеризуется удельным весом  товарных групп, подгрупп, видов и  разновидностей товаров в общей  сумме товарооборота.

    Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

    В отношении  промышленных предприятий устанавливается  производственный ассортимент продукции, в отношении торговых предприятий  – торговый ассортимент товаров. Первых из них отражает специализацию  предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия.

    Производственный  ассортимент — это номенклатура товаров, выпускаемая промышленными или сельскохозяйственными предприятиями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество.

    Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: производственные и непроизводственные товары.

    Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений  между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного  производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера  в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

    Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной  ассортиментной структуры, товарного  предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

    Формирование на основе планирования ассортимента продукции  — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла  продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

     

     

     

    1.2. Планирование ассортимента, или ассортиментная политика

     

    Ассортиментная политика — это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии предприятия. Вопрос о расширении/сужении ассортимента выпускаемой/продаваемой продукции  может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

    Однако общие правила и зависимости  могут и должны быть определены и  сформулированы на основании анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри предприятия (внутренние факторы).

    Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.

    Любое расширение ассортимента неизбежно  влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем.

    Иногда целью расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих  товаров под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком  случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы — с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.

    Искусство планирования ассортимента продукции состоит  в умении воплощать уже имеющиеся  и/или потенциальные технические  и материальные возможности в  продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель не просто занят созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.

    Планирование ассортимента (рис. 1) начинается либо с момента выявления потребности, либо с момента, когда в результате изучения рынка или на основе другой информации сформировалось основное представление о продукте. Независимо от источника происхождения замысла нового продукта необходимо раньше или позже провести исследование рынка, чтобы выяснить, отвечает ли задуманный продукт осознанной или еще не осознанной потребности.

       



            









     

    Рис. 1. Планирование ассортимента продукции

    Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции  в соответствие с требованиями потребителей.

    Планирование ассортимента является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла  продукции, начиная с зарождения замысла о создании нового изделия  и кончая снятием его с производства. Иначе говоря, предприятие не может сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию.

    Постоянное новаторство  в выпуске продукции - обязательное условие выживания предприятия  в условиях рынка.

    Любое предприятие-изготовитель, решившееся на инновацию, может выбрать один из следующих вариантов по поиску замысла новой продукции:

    • купить информацию о новых видах продукции у внешних источников;
    • изобрести самостоятельно новый вид продукции, используя информацию и аналитические материалы службы маркетинга;
    • усовершенствовать конструкцию или внешнее оформление ранее выпускаемой продукции;
    • привлечь другого партнёра к разработке новой продукции.

    Необходимость действий в одном из этих направлений связана  с тем, что каждый вид продукции  имеет свой жизненный цикл. Однако время от времени появляются неординарные виды продукции, которые имеют исключительно высокую продолжительность жизненного цикла. В этом случае необходимо тщательно продумать систему её разработки.  Стадиями такого анализа могут быть, например:

    • принятие долгосрочных решений о стратегии технологических инноваций или действиях в случае непредвиденных событий;
    • проведение фундаментальных исследований, открывающих возможность прорыва в сфере технологии;
    • проведение прикладных исследований, обеспечивающих практическое использование прикладных исследований применительно к потребностям выявленных групп потребителей;
    • конструирование и разработка новых видов продукции, как на основе прикладных исследований, так и непосредственно на основе изучения рынка.

    Основные виды стратегий по разработке новой продукции фактически сводятся к проведению работ в следующих направлениях:

    • разработка принципиально новой продукции, отличающейся от продукции конкурентов существенной новизной, защищенной патентами;
    • разработка продукции с улучшенными характеристиками относительно ранее выпускаемой;
    • разработка новых видов использования ранее выпускаемой продукции за счет ее модернизации или дополнительных приспособлений;
    • сокращение ассортимента выпускаемой продукции или снятия с производства продукции, не пользующейся спросом.

    Приступая к планированию ассортимента и разработке новой  продукции, следует всегда помнить, что никакие, самые хорошо продуманные  планы сбыта и рекламы не могут  компенсировать ошибки, допущенные ранее  при планировании ассортимента продукции, т.е. при отборе и оценке продукции, его техническом испытании, изучении рынка и проведении пробной продажи. Потенциальные трения между производственными подразделениями и службой маркетинга могут свести на нет лучшие намерения и тех и других, и привести к принятию неудачного компромиссного решения.

    Планирование ассортимента продукции предполагает координацию  целого ряда взаимосвязанных видов  деятельности: научно-технических исследований и разработок, исследований рынка, организации  товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы. Максимальная эффективность достигается не столько за счёт оптимизации каждого элемента в отдельности, сколько суммой составных частей.

    Информация о работе Формирование ассортимента товаров в магазинах потребительской кооперации по материалам Цивильского райпо