Форентной ассортимента на розничном предприятии «Надежда»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:29, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничной торговой организации по критерию прибыли.
Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы ассортимента;
- выявить особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации;
- изучить состояние ассортимента магазина «Надежда»;
- обосновать предложения по оптимизации ассортимента по критерию прибыли для магазина «Надежда»;

Содержание работы

Глава 1. Теоретический аспект ассортиментной политики на предприятии розничной торговли……………………………………………………………….5
1.1. Понятие ассортиментной политики и формирование ассортимента……..5
1.2. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации………………………………………………………………………..8
1.3. Управление ассортиментом. Категорийный менеджмент………………..13
1.4. Планирование ассортимента товаров………………………………….…..19
1.5. Мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров. ……….….21
Глава 2. Анализ состояния ассортимента в магазине «Надежда»……………25
2.1. Краткая характеристика магазина…………………………………….…...25
2.2. Анализ структуры ассортимента магазина «Надежда» с позиции прибыльности………………………………………………………….…………27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Задачи ассортиментной политики:

1. удовлетворение запросов  потребителей - один из основных  принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями;

2. оптимальное использование  технологических знаний и опыта  предприятия;

3. оптимизация финансовых  результатов предприятия - Формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;

4. соблюдение принципа  синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.

Широкая ассортиментная гамма предлагаемой продукции укрепляет  рыночные позиции предприятия и расширяет объем продаж [9,с. 283].

Не следует думать, что планирование ассортимента продукции  это нечто такое, что относится  только к новым изделиям. Внедрение  новых изделий, несомненно, имеет  первостепенное значение для дальнейшего  развития и рентабельной деятельности любого предприятия. Но также необходимо проводить комплексный анализ уже существующей товарной номенклатуры организации, так как в большинстве случаев освоение новых изделий финансируется за счёт отчисления с выручки от реализации текущей продукции, которую предприятие поставляло на рынок в течение ряда лет и, которую оно надеется успешно продавать ещё на протяжении длительного периода.

Еще один важный элемент  ассортимента и в целом товарной политики - изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке.

 

 

 

 

 

1.5. Мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров.

Рост объемов реализации товаров является наиболее перспективным  и надежным средством обеспечения  устойчивости торгового предприятия.

Увеличение массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения в той местности, в которой функционирует торговое предприятие. Для потребительской кооперации это очень существенный вопрос, так как обслуживаемое сельское население имеет меньшую степень градации по уровню предъявляемого спроса, и просчеты в этой области могут привести к сокращению количества продаваемых товаров по причине невостребованности некоторых из них. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка [10, с.72].

Объем товарной массы  неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом. Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия имеет комплексный характер. Игнорирование одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные усилия. Ассортиментная политика, проводимая розничной торговой организацией, не должна иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения.

В розничной торговле рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров нескольких отраслей промышленности и сельского хозяйства, исходя из специализации розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.

Формирование товарного  ассортимента является одновременно и  средством и методом управления ассортиментом. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей  коммерческие работники розничной  торговли потребительской кооперации обязаны учитывать множество общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание торгового ассортимента и объединенных в две большие группы. К общим факторам относятся: социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические. Специфические факторы включают в себя: тип магазина, его материально-техническую базу, объем его деятельности, район деятельности, условия снабжения товарами, специфику сельского расселения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи в районе, наличие конкурентов [11. с. 48.]. 

Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся  конъюнктурных условий. Поэтому  коммерческие работники потребительской  кооперации должны четко представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др. Для этого считается возможным использовать широко применяемый в рыночной экономике метод АВС-анализа.

Данный метод позволяет  определить оптимальное соотношение групп и видов товаров в розничном торговом предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию. К категории "А" относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории "В" относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории "С" – около 5%. Причем, в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50%.

Анализ результатов  можно произвести в следующей  последовательности. Расположите товарные группы в порядке убывания прибыли. В категорию "А" включите товарные группы, которые в сумме дают около 70% прибыли. В категорию "В" – 25% прибыли, в категорию "С" – 5% прибыли. Для каждой категории подсчитайте общее количество входящих в нее ассортиментных позиций и определите их долю в номенклатуре торгового ассортимента. В соответствии с этим можно сделать вывод о достаточности количества ассортиментных позиций в каждой категории [12].

В то же время следует  предусмотреть, что торговый ассортимент  должен содержать не только высокодоходные товары, приносящие максимум прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности, для того, чтобы достичь максимального результата по привлечению покупателей и наиболее полному удовлетворению их спроса. Это требование обусловлено также тем, что потребительская кооперация является социально ориентированной системой и поэтому должна торговать товарами первой необходимости и социально значимыми товарами везде.

Наибольшую прибыль  розничная торговля получает в промежутке времени, когда в ассортименте преобладают  товары, находящиеся в стадии роста  и зрелости, однако, при этом в наличии имеются новые товары, только завоевывающие свое место на рынке, а также товары, спрос на которые падает. Такой подход должен быть одним из факторов, влияющим на формирование оптимального ассортимента. Наличие товара определенного вида в ассортименте желательно до тех пор, пока объем продаж не минует так называемую "точку безубыточности".

АВС- анализ проводится на основе статистических данных по торговому  предприятию за год, полугодие, квартал. Организация необходимых расчетов требует от коммерческих работников наличия производительных вычислительных ресурсов с возможностью как табличного, так и графического представления результатов. Следует отметить, что АВС-анализ является инструментом совершенствования ассортимента товаров, а не формирования его изначально.

При разделении всех товарных групп, подгрупп, видов товаров по методу АВС-анализа составляются таблицы, характеризующие степень вклада каждого оцениваемого вида или подгруппы  товаров в результат деятельности (критерий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АССОРТИМЕНТА В МАГАЗИНЕ «НАДЕЖДА»

2.1. Краткая характеристика  магазина.

 Магазин «Надежда»  является обществом с ограниченной  ответственностью который был  открыт в 2004 году. Предприятие занимается торговой деятельностью по продаже продуктов питания и продукции подлежащей лицензированию. Местоположение магазина достаточно выгодное, рядом находится отделение Сбербанка, отделение почты, аптека. В магазине всегда много покупателей. График работы магазина «Надежда»: с 9:00 до 19:00 без обеда и выходных.

Магазин «Надежда» функционирует  на основании уставного договора. Целью организации является получение прибыли от выручки. Сумма прибыли в свою очередь зависит от ряда факторов (изменения объёма товарооборота, уровней валового дохода и издержек обращения, расходов и потерь).

Списочная численность  работников - 6 человек: директор, товаровед,  бухгалтер, два продавца и  техничка. Управление магазином, на мой взгляд, осуществляется достаточно эффективно, так как позволяет принимать рациональные решения по вопросам управления.

Полномочия передаются сверху – вниз, то есть от директора  к товароведу, а от товароведа к продавцам. Информационный поток осуществляется наоборот – снизу вверх: от продавцов к товароведу и от товароведа к директору. Все это позволяет осуществлять эффективную взаимосвязь с покупателями.

Торговая площадь магазина составляет 100 м2. Торговый зал магазина имеет прямоугольную форму, которая является достаточно удобной для рациональной организации торгово-технологического процесса, так как в таком торговом зале можно сделать товары хорошо обозримыми для покупателей.

Помимо торгового зала в магазине имеются подсобные помещения и склад для хранения запаса товаров.

В магазине присутствуют следующие секции:

- вино – водочные товары;

- молочные товары;

- кондитерские изделия;

- хлебобулочные товары;

- гастрономические товары;

- мясные товары;

- фрукты;

- рыба.

В магазине имеется всё  необходимое для торговли оборудование и торговая мебель: горки хлебная  и кондитерская; витрины; холодильные среднетемпературные витрины; холодильные низкотемпературные витрины; лари морозильные; весоизмерительное оборудование; кассовый аппарат.

По ценовым уровням  реализуемых товаров исследуемый  магазин можно отнести к магазинам  среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массовых покупателей и имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ структуры  ассортимента магазина «Надежда» с позиции прибыльности.

Ассортиментная политика магазина в области формирования ассортимента осуществляется в соответствии с анализом потребностей потребителей и анализом конкурентов магазина, а также на основании исследования ассортимента по каждой группе товаров.

Для того чтобы проводить  эффективную ассортиментную политику в области формирования ассортимента в магазине, необходимо проанализировать основные свойства ассортимента, а  также рассчитать их показатели:

В магазине представлен  широкий ассортимент продуктов, включающий в себя почти все группы продовольственных товаров. Это:

- вкусовые товары (алкогольные напитки, приправы и пряности, чай, кофе);

- мясные продукты;

- молочные продукты;

- овощи и фрукты;

- хлебобулочные изделия.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия состоит из нескольких этапов:

1) определение суммы  за поставку товаров в магазин  за определенный период и определение  издержек (сюда входят расходы  по транспортированию товаров,  коммунальные платежи, заработная плата сотрудникам и налоговые отчисления);

2) определение товарооборачиваемости;

3) определение прибыли  с учетом торговой наценки;

4) определение чистой  прибыли;

5) определение показателя  эффективности торговой деятельности.

Рассчитаем все эти показатели для магазина «Надежда» за период с 1 по 30 февраля 2012 года;

1) Поставка товаров  в магазин в денежном выражении  составила 640 тыс. рублей.

2) Определение товарооборачиваемости

Этот показатель позволяет  судить о рациональности закупки  товаров, а также об эффективности реализации закупленных товаров.

Товарооборачиваемость рассчитывается как отношение суммы  закупленных товаров в денежном выражении (640 тыс. руб.) к средней  выручке за один день (20 тыс. руб.):

 

                                                       640 тыс.руб.

Товарооборачиваемость=    20 тыс. руб. =32 дня

 

Полученный результат  показывает, что закупленные товары реализуются в течении 32 дня. Учитывая то, что товары закупаются на 30 дней, а реализуются за 32 дня, можно  сделать вывод, что в магазине нет затоваривания. То есть показатель товарооборачиваемости находится в норме.

3) Определение прибыли

Прибыль определяется как  произведение суммы за поставленные товары (640 тыс. руб.) на процент торговой наценки.

Средняя торговая наценка в магазине «Надежда» составляет 25%.

Прибыль = 640 тыс. руб. * 25% =160тыс. руб.

4) Определение чистой прибыли

Чистая прибыль определяется путем вычитания из общей прибыли  совокупных издержек.

Информация о работе Форентной ассортимента на розничном предприятии «Надежда»