Форентной ассортимента на розничном предприятии «Надежда»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:29, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничной торговой организации по критерию прибыли.
Для достижения основной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы ассортимента;
- выявить особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации;
- изучить состояние ассортимента магазина «Надежда»;
- обосновать предложения по оптимизации ассортимента по критерию прибыли для магазина «Надежда»;

Содержание работы

Глава 1. Теоретический аспект ассортиментной политики на предприятии розничной торговли……………………………………………………………….5
1.1. Понятие ассортиментной политики и формирование ассортимента……..5
1.2. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации………………………………………………………………………..8
1.3. Управление ассортиментом. Категорийный менеджмент………………..13
1.4. Планирование ассортимента товаров………………………………….…..19
1.5. Мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров. ……….….21
Глава 2. Анализ состояния ассортимента в магазине «Надежда»……………25
2.1. Краткая характеристика магазина…………………………………….…...25
2.2. Анализ структуры ассортимента магазина «Надежда» с позиции прибыльности………………………………………………………….…………27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

- ориентация на определённый  уровень цен означает, что торговая  организация подбирает ассортимент  таким образом, чтобы соответствовало  платежеспособности покупателей.

- ориентация на самообслуживание может сочетаться с другими принципами формирования ассортимента, но чтобы товары имели несущую информацию о нём и достаточно просты, и не требовали дополнительной консультации продавца. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

- ориентация на широту  и глубину ассортимента товара. Широта и глубина ассортимента в магазине зависят от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из принципов правильного  формирование ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. Рентабельность является главным фактором для функционирования торгового предприятия. При построении ассортимента необходимо учитывать издержкоёмкость и налогоёмкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы. Особенностью ассортиментной политики является и ценообразование, которое воспринимается не экономическим, а порой психологическим восприятием цены покупателя. При этом устанавливаются:

- ценовые линии - где  совокупность цен на одинаковый  товар, будет рознится с качеством.

- цена «выше номинала»  - характеризуется низкой ценой  на основной товар и приложения  к нему дополнительного товара;

- цена «с приманкой» - доступность цен массовому покупателю  основного товара и повышенные  цены на широкий круг дополнительных  товаров к нему;

- цены на сопутствующие  товары;

- цена на комплект (стоимость набора товара);

- цены на побочные  продукты;

- психологические цены (например: цены которые заканчиваются на 9 или 99 рублей) [ 5,с.15.].

Между отдельными товарами внутри ассортимента могут складываться различные связи:

- Взаимозаменяемость;

- Взаимозависимость.

Используется перекрёстная эластичность для изменения взаимосвязи товаров. Можно это сделать методом переключения спроса с одного товара на другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Управление ассортиментом.  Категорийный менеджмент.

Эффективное управление ассортиментом в рознице –  один из основополагающих факторов успеха у потребителей торгового предприятия. Оптимально подобранный ассортимент напрямую определяет перспективы и потенциал продаж [6,с.128].

Товарная политика предприятия - комплекс действий торгового посредника на основе наличия у него чётко  сформулированной программы действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождение для товаров оптимальной товарной ниши (сегментирование рынка), разработку ценовой политики, послепродажного сервиса и т.п. Товарная политика разрабатывается на основе данных о состоянии спроса и предложения, наличия товаров заменителей, общего состояния рынка.

 Начать свою деятельность  по оценке конъюнктуры лучше всего с общего исследования рынка, т.е. оценки общеэкономической ситуации на нем. Рыночное окружение устанавливает пределы того, что может быть достигнуто. Такая оценка позволяет вовремя и без серьезных затрат изменять маркетинговую политику относительно ассортимента и объемов реализуемой продукции, своевременно вести поиск новых рынков сбыта, новых видов товаров, способов их продвижения, оптимизировать затраты и определять потребность в инвестициях.

Управление ассортиментом  в розничном магазине это функция и задача одновременно. От категории и вида ассортимента товара, который будет представлен в розничном магазине, зависит позиционирование самого магазина, восприятие этого магазина покупателями, и напрямую влияет на финансовые показатели и результаты работы розничного магазина.

Успех деятельности фирмы во многом определяется качеством выполнения функций и следованием принципам управления.  
        В управлении ассортиментом предприятия можно выделить также четыре основные функции управления: планирование ассортимента, организация ассортимента, координация ассортимента и его контроль.

Планирование ассортимента – это      процесс   определения    программы действий  по  формированию  ассортимента, основанной  на  анализе рынка и всех видов ресурсов организации.  

Организация ассортимента – это распределение задач между отдельными подразделениями или работниками предприятия по формированию ассортимента и установление взаимодействия между ними. 

Рис. 1.

 
         Стратегия  работы и ассортиментная политика розничного магазина неразрывно связаны и являются определяющими при позиционировании магазина. Товар, цена на товар, продвижение и позиционирование товара и розничного магазина это главные факторы влияющие на выбор товара, магазина и совершения покупки в розничных магазинах. 
Именно поэтому важно правильно сформировать широту и глубину ассортиментной матрицы розничного магазина, уловить региональные особенности покупателей, региональные особенности конкурентов, особенности формата и площади розничного магазина и из этого сформировать ассортиментную матрицу розничного магазина, которую в случае необходимости можно просто дублировать (при развитии сети розничных магазинов).

При этом нужно понимать, что ассортиментная политика это не постоянная величина, постоянно появляются новые, модные товары, которые должны соответствовать стратегии работы магазина именно по этому товар постоянно должен либо  вводиться в ассортимент либо выводиться из ассортимента. При этом всегда нужно и важно обращать внимание на ценовое позиционирование товара и розничного магазина, эти два направления всегда должны совпадать.  

Эксперты компании Астра Бизнес Консалтинг при подготовке комплексного анализа и предложений относительно управления ассортиментом обязательно  рассматривают такие вопросы: 
        - формирование ассортимента (порядок создания групп товара, экспериментальный срок для ввода нового ассортимента товара, порядок ввода нового ассортимента, места выкладки, планограммы размещения товара, распродажи старого товара, способы и методы эффективного избавления от товара);

- стратегические и тактические  методы управления ассортиментом  (описание процесса выбора стратегии,  разделение товара на аукционный, постоянный товарный ассортимент, описание процесса выбора  поиска товара, производителя, дистрибьютора);

- ценовая политика (способы и  возможности удешевление издержек  для выдачи наиболее не дорогого  товара для покупателей, потребителей). [7.]

Товарный ассортимент (номенклатура товара) на любом производстве и особенно в розничном магазине для удобства менеджеров по закупке, менеджеров по продажам и покупателей должен быть разделен на группы. В зависимости от такого разделения и планирования товарных категорий происходит деление товара на категории, подкатегории, группы. Правильное построение категорий, определение групп, особенно в больших форматах розничной торговли определяет и зоны ответственности сотрудников, планирует работу сотрудников отвечающих за развитие ассортимента и доведения и обеспечения товаром конкретного покупателя.

Категорийный менеджмент — это процесс управления ассортиментом, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица. Он базируется на двух основных правилах:

1. Основная ценность магазина — это его покупатель, поэтому вся деятельность должна быть нацелена на максимальное удовлетворение требований покупателей.

2. Товарная категория  является самостоятельной бизнес-единицей, что предполагает объединение всех функций по ее управлению в едином центре и личную ответственность категорийного менеджера за результаты продаж товарной категории.

Таким образом, категорийный менеджмент позволяет управлять  товарными категориями с целью  повышения эффективности деятельности торгового предприятия за счет ориентации на требования и запросы покупателей.

Необходимо понимать, что категорийный менеджмент не является догмой и обязательным условием повышения  эффективности деятельности любого магазина. Более того, данная управленческая система находится на первоначальном этапе своего развития и требует дальнейшего совершенствования.

Для внедрения в деятельность магазина системы категорийного  менеджмента необходимо наличие  шести составляющих, две из которых  являются базовыми, а остальные четыре — сопутствующими. К базовым компонентам относятся стратегия и бизнес-процесс. К сопутствующим элементам — партнерские отношения, информационные технологии, оценка результатов и возможности магазина. Только наличие в магазине всех этих элементов может свидетельствовать о том, что здесь внедрена система категорийного менеджмента.

В настоящее время  в России система категорийного  менеджмента широко не распространена, что связано с достаточно низким уровнем развития рынка розничной  торговли в целом. В свою очередь, развивать систему категорийного менеджмента в рамках одного предприятия  достаточно проблематично, так как необходимо, чтобы все этапы цепи поставки товаров находились на высоком уровне развития [8].

Немаловажная составляющая системы категорийного менеджмента — бизнес-процесс, под которым можно понимать:

1) методы осуществления ежедневной работы по решению задач, заложенных в общую стратегию развития товарной категории;

2) последовательность и регламент действий, выполнение которых позволит решить поставленные задачи.

Таким образом, в рамках категорийного менеджмента бизнес-процесс  — это обоснованный набор действий, способствующий достижению конечного  результата. Он включает следующие  последовательные этапы:

1. Определение товарной категории, т.е. разбиение товарного ассортимента магазина на отдельные товарные категории.

2. Определение роли каждой товарной категории в ассортименте магазина.

3. Анализ товарной категории, т.е. оценка тенденций ее развития на основе маркетинговой информации (динамики объема продаж, доли в совокупном объеме продаж магазина и т.д.).

4. Определение критериев и нормативов оценки результатов реализации категорийной стратегии.

5. Разработка комплексной категорийной стратегии с последующим разбиением на ценовую, закупочную, маркетинговую стратегии развития товарной категории.

6. Разработка тактики управления товарной категорией, включая ассортиментную, ценовую, маркетинговую, мерчендайзинговую и др.

7. Планирование товарной категории — разработка и реализация бизнес-планов товарной категории, включая реализацию стратегии, тактики и анализ результатов товарной категории.

8. Корректировка товарной категории — оценка результатов реализации товарной категории и ее корректировка в случае необходимости.

Таким образом, категорийный менеджмент — это наиболее успешная и современная система управления ассортиментом, однако процесс ее внедрения в деятельность магазина достаточно сложен и может сопровождаться большим количеством проблем.[8.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Планирование ассортимента товаров.

Планирование ассортимента предполагает определение номенклатуры или структуры ассортимента, объёмов выпуска продукции по различным ассортиментным группам и моделям, уровня цены на продукции, особенности и потребительские свойства товаров для различных групп потребителей и др.

Итоговым документом по планированию ассортимента в маркетинге является производственно-сбытовая программа или план маркетинга.

Факторы, влияющие на процесс  планирования ассортимента, разделяются  на внешние и внутренние.

К внешним относится:

- Объём и структура спроса населения.

- Объём и структура  потребностей.

- Требования покупателей,  потребительские оценки и предпочтения.

- Наличие изделий-аналогов, предлагаемых конкурентами.

- Уровень и механизм  регулирования цен.

- Стадия жизненного цикла товара.

Внутренние факторы: 

- Финансовое положение и кадровые возможности.

- Наличие сырья, фурнитуры  и комплектующих изделий.

Информация о работе Форентной ассортимента на розничном предприятии «Надежда»