Фальсификация и инновационные технологии косметической продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать инновационные технологии в производстве косметических изделий отечественных и зарубежных фирм.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить историю развития косметических средств;
 рассмотреть способы производства косметических изделий;
 определить влияние сырья и технологий производства на качество косметических изделий;
 выявить способы фальсификации.
Объектом данной работы являются косметические изделия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы косметических товаров……………………….6
1.1. Способы производства косметических изделий……………………...6
1.2. Влияние сырья и технологий производства на качество косметических изделий……………………………………………….10
Глава 2. Фальсификация и инновационные технологии косметической продукции………………………………………………………………………...27
2.1. Фальсификация и способы борьбы с ней……………………………..27
2.2. Инновационные технологии косметических средств (на примере 5 образцов кремов для лица)………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсовая по товароведению.docx

— 93.03 Кб (Скачать файл)

В России до сих пор нет  точных сведений о том, сколько фальсифицированной продукции гуляет на косметическом  рынке. По итогам голосования, проводившегося на отраслевом портале [6], 31 % респондентов считают, что сегодня на парфюмерно-косметическом рынке присутствует до 50 % фальсифицированной продукции. 29 % полагают, что доля поддельной продукции превышает 50 %. По мнению участников голосования, больше всего подделывается парфюмерия – так считают 49 % опрошенных. За ней следует декоративная косметика – 22 % голосов, средства по уходу за волосами – 17 %. Меньше всего «страдают» от фальсификации средства по уходу за телом – за них проголосовали 2 %. Разумеется, эти цифры нельзя считать объективными, отражающими реальную картину. Но таково мнение специалистов – производителей косметики и парфюмерии, представителей оптовой и розничной торговли и дистрибьюторских компаний.

По оценке союза производителей Франции, который ведет наиболее активную борьбу с фальсификацией товаров  и даже создал музей контрафакции (Musee de la contrefacone), подделки составляют 5-7 % объема мировой торговли и ежегодно приносят Франции ущерб, составляющий 40 млрд. евро и приводящий к сокращению 30 тысяч рабочих мест [22].

Серьезная проблема столичного рынка – контрафактные косметические товары. Они, как правило, реализуются через мелкорозничную и лоточную сеть, рынки. По мнению экспертов, контрафактная продукция принципиально отличается от так называемой некачественной, поскольку произведена на весьма приличном уровне. Отличить контрафакт от «оригинала» может только специалист. Если, скажем, раньше при изготовлении упаковочной тары для фальшивок применялась пластмасса более дешевых марок, то теперь выявить «копию» позволяют лишь отдельные детали (цвет этикетки, ширина полос в рисунке, печать маркировочного текста). Для рядового покупателя отличительным фактором может служить только цена продукта.

Управлением Госторгинспекции по г. Москве за период 2010 – 2012 гг. было выявлено 95 случаев реализации контрафактной продукции. Это крем-краска для волос Wellaton, тушь для ресниц Max Factor, шампуни серий Head & Shoulders и Pantene Pro-V, зубная паста Blend-a-med, шампуни серии Shauma, дезодоранты серии Fa. Из представленных на экспертизу 90 образцов не соответствовали нормативной документации по составу, маркировке и внешнему виду 62 образца, или 68,8 %.

При проверке качества шампуней Head & Shoulders, на упаковке которых указан изготовитель компания Procter & Gamble, выяснилось, что шампуни не имеют к компании никакого отношения. Экспертиза подтвердила факт фальсификации продукции и незаконного использования торговой марки: 70 % отобранных образцов оказались подделками.

Вред здоровью покупателей  нанесло некое ООО, которое выпускало  краску для волос под маркой фирмы  Wella AG (Германия). Теперь деятельностью этого общества занимаются правоохранительные органы.

На рынке Санкт-Петербурга косметическая продукция занимает огромную долю: из 4700 предприятий, торгующих непродовольственными товарами, 1200 продают исключительно косметику. Средний магазин имеет в ассортименте около 3 тысяч наименований подобной продукции, а ее удельный вес в общем товарообороте магазина составляет более 5 %. Правда, в этом объеме доля отечественной продукции невелика – всего 10-15 %. Директор центра контроля качества (ЦКК) продовольственных и косметических товаров администрации Санкт-Петербурга Нонна Лебедева считает, что по сравнению с серединой 90-х годов в последние два-три года количество жалоб на парфюмерно-косметическую продукцию сократилось. Из общего количества претензий на товары, поступающие в ЦКК, доля косметики составляет всего 15-20 %. Потребители недовольны качеством кремов, а также обилием контрафактной продукции известных фирм-производителей. Больше всего от подделок страдают компании L’Oreal и Procter & Gamble.

Одни товары сразу же выдает некачественная упаковка. Другие похожи на подлинный продукт, но видны и  различия, например, потребители покупают поддельный шапмунь Head & Shoulders, цвет которого голубой, как и у настоящего, но запах отличается. Третьи выдает фальшивая маркировка. Производители оценили свои потери из-за распространения фальшивой продукции более чем в 5 % годового дохода, или 3-4 млрд. долларов ежегодно [10].

В последнее время российские производители и покупатели также  столкнулись с появлением на рынке  поддельной отечественной косметики. Так, в конце прошлого года компания «Элеганс», работающая на рынке декоративной косметики, обнаружила фальсификаты своей продукции – без штрихового кода, с нечеткими надписями, несуществующими артикулами.

Наличие фальсифицированной продукции говорит о популярности косметики у потребителей – иначе её бы не было смысла подделывать. Однако это вряд ли польстит производителям – ведь качество подделок, как правило, не имеет ничего общего с оригиналом, и тем самым дискредитирует саму компанию-производителя.

Один из способов борьбы с фальсификацией, признанный во всем мире, - защита торговых марок. В 1996 г. в  рамках Европейского союза (ЕС) был  введен юридический механизм единой для всех стран-участниц обобщенной марки (marque communautaire), которая должна регистрироваться в Управлении по гармонизации на внутреннем рынке (Office de l’harmonisation dans le marche interieur – OHMI), расположенном в городе Аликанте (Испания). Регистрация торговой марки в OHMI обходится в 1100 евро, при этом сама процедура занимает около двух лет, в течение которых изучается представленное досье, осуществляется его перевод на 11 официальных языков ЕС. С момента введения единой обобщенной марки в OHMI было зарегистрировано более 140 тысяч марок, из которых 2/3 приходится на долю предприятий из стран ЕС. Среди стран ЕС первое место по числу зарегистрированных марок занимает Германия (17 %), за ней следует Великобритания, Франция [22]. Среди предприятий стран, не являющихся членами ЕС, наибольшую долю (28 %) занимают фирмы США, за ними с большим отрывом следуют японские (3 %) и швейцарские (около 2 %) компании. Последние, столкнувшись с фальсификацией, объединились в Ассоциацию защиты швейцарских производителей SWISSCOS, которая разработала специально запатентованный на международном уровне знак качества «Swiss Guarantee Cos». Он подтверждает подлинность швейцарской продукции, купленной иностранными импортерами или покупателями.

Учитывая важную стратегическую роль торговой марки, крупнейшие компании расходуют значительные средства на её защиту. При этом расходы рассматриваются как инвестиции. Так, по данным агенства Interbrand, американская компания Gillette входит в двадцатку самых дорогих торговых марок мира: ее стоимость оценивается в 17,4 млрд. долларов.

В России принято немало законов, призванных защищать потребителей и производителей от пиратской и  фальсифицированной продукции. В 1992 году начал действовать Патентный закон и Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», соответствующие мировым стандартам по законодательному регулированию прав интеллектуальной собственности [17]. Однако действующее законодательство не всегда препятствует пиратскому использованию чужих знаков. Иностранные производители, выходя со своей продукцией на российский рынок, подчас сталкиваются с тем, что одноименный продукт уже зарегистрирован на территории России. И российский собственник знака предъявляет иностранной компании требование о возмещении убытка в связи с использованием знака. Впрочем, и российские производители не застрахованы от подобных ситуаций на европейских товарных рынках. Поэтому если отечественные компании стремятся занять там свою нишу, они должны приобрести в странах Европы исключительные права на свои товарные знаки.

Как свидетельствует мировая  практика, нарушение прав владельцев интеллектуальной собственности можно  отследить с момента прохождения  товара через границу при таможенном оформлении груза. Для этого Государственный  таможенный комитет (ГТК) ведет реестр объектов интеллектуальной собственности, в котором числится 150 товарных знаков. Согласно проекту нового таможенного кодекса, который рассматривается в Госдуме, таможня имеет право задерживать на границе товары, внесенные в реестр ГТК, по подозрению в контрафактности. Кроме того, с 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, в котором предусмотрена административная ответственность за нарушение авторских прав и незаконное использование торговых знаков. По словам заместителя начальника отдела по контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и информационных ресурсов главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК Олега Ашуркова, основной поток контрафактной продукции идет из Украины [10].

Впрочем, с подделками борется  не только государство. Большой опыт в этом вопросе накопило агенство «Служба по борьбе с фальсификацией». «Служба по борьбе с фальсификацией» (СБФ) – единственная на сегодняшний день специализированная организация, обеспечивающая защиту рынков сбыта продукции от подделок. Однако скоро у нее должен появиться конкурент. В феврале 2001 г. в России был создан консорциум «Защита товарных знаков» с участием Центра социальных программ МВД и подразделений Торгово-промышленной палаты. Они вошли в состав учредителей неккомерческого партнерства «Национальное агенство по борьбе с фальсифицированной продукцией». Защищать брэнды на внутреннем и внешнем рынках предполагается при помощи маркировки продукции зарегистрированным знаком ТПП-Эксперт с несколькими степенями защиты. В случае обнаружения фальсифицированной продукции под маркой товаропроизводителей, подписавших лицензионное соглашение с агенством, сотрудники агенства – бывшие работники МВД и таможни – гарантируют передачу информации в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер: ареста фальсифицированной продукции, ее изъятия и привлечения продавцов и производителей к уголовной ответственности. Учредители агенства не скрывают, что планируют пользоваться услугами отставных сотрудников спецслужб, которые владеют технологиями и методиками обнаружения фальсифицированной продукции. Отличительная особенность создаваемого агенства – сеть представительств по всей России, что, по мнению учредителей, поможет бороться с фальсификацией не в одном отдельно взятом городе, а в масштабах всей страны. В частности, по словам координатора рабочей группы Виктора Усова, ими достигнута предварительная договоренность с французскими коллегами, представляющими интересы производителей парфюмерии и косметики во Франции, которые хотят защитить свою продукцию в России от фальсификации.

Насколько успешной окажется борьба новой структуры с конкретной продукцией, покажет время. Пока же никакой закон и организация  не в силах эффективно противостоять  фальсификатам. Специалисты считают, что нанести удар по пиратскому бизнесу  может, как ни странно, сам потребитель. С каждым годом он становится все  более грамотным, искушенным, требовательным и главное – более платежеспособным. Следовательно, он может позволить себе покупать не дешевую поделку, а более дорогой, но качественный товар [10].

Борьба с распространением контрафактной продукции всегда являлась приоритетным направлением деятельности РПКА. В целях борьбы с подделками и контрафактом необходимо наладить тесное взаимодействие нашей отрасли с органами исполнительной власти. Пресечению проникновения на российский рынок фальсифицированной парфюмерно-косметической продукции мог бы способствовать конструктивный диалог руководителей предприятий-производителей парфюмерно-косметической продукции с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному контролю в торговле — Госторгинспекцией России, направленный на согласование проблем и выработку оптимальных мер в интересах производителей.

По инициативе РПКА была проведена встреча руководителей  предприятий-производителей парфюмерно-косметической  отрасли с зам. министра экономического развития и торговли РФ В.И. Стржалковским, в ходе которой обсуждались конкретные шаги по борьбе с контрафактной продукцией. В заседании приняли участие  представители ведущих предприятий  парфюмерно-косметической отрасли, которые подготовили предложения  по разработке и реализации комплексной  федеральной программы по защите рынка от фальсифицированной продукции.

В сентябре 2002 г. Министерством  экономического развития и торговли РФ был проведен семинар на тему «Защита потребительского рынка России от фальсифицированной и контрафактной продукции». В октябре 2002 г. РПКА обратилась к руководителям предприятий-производителей с просьбой высказать свое видение разработки комплекса мероприятий по защите потребительского рынка от фальсифицированной, контрафактной и нелегальной продукции. С этой целью Департамент госторгинспекции, внутренней торговли и общественного питания Минэкономразвития РФ провел заседание по вопросам, каким образом следует совершенствовать контроль на потребительском рынке, какими должны быть методики выявления фальсификатов, а также совместные усилия предпринимателей и государственных контролирующих органов по защите потребителей от поддельной продукции.

Кроме того, РПКА разработаны  конкретные предложения по совершенствованию  законодательной базы борьбы с фальсификацией продукции: более чётко и полно раскрыть признаки нарушения прав владельцев товарных знаков в действующей редакции первой части ст. 180 УК РФ понятие «незаконное использование чужого товарного знака» никак не раскрывается, поэтому целесообразно внести изменение в название и часть первую указанной статьи [27].

В качестве квалифицирующего признака совершения преступления в  крупном размере установить стоимостную  оценку контрафактной продукции и усилить применяемые меры уголовной ответственности. Применяющиеся в действующей редакции квалифицирующие признаки: неоднократное совершение или крупный ущерб — труднодоказуем, а применяемые меры уголовной ответственности за эти деяния зачастую оказываются несопоставимы со сложностью доказательства вины.

В качестве квалифицирующих  признаков совершения преступлений с отягчающими вину обстоятельствами указать — неоднократно, группой  лиц по предварительному сговору  или организованное группой, лицом с использованием служебного положения, для чего внести изменения в часть третью ст. 180 УК РФ. Усилить меры уголовной ответственности — лишение свободы на срок от 2 до 6 лет с конфискацией имущества.

Указать конкретные признаки правонарушения в ст. 14.10 Кодекса  РФ об административных правонарушениях — «производство, предложение к продаже, продажа или иное введение в гражданский оборот, либо хранение или перевозка в этих целях контрафактной продукции». Увеличить размер штрафа, предусмотреть конфискацию контрафактной продукции, а также материалов и оборудования, используемых для ее изготовления.

В ст. 42 ФЗ «О защите прав потребителей», определяющей полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, перечень названных органов дополнить федеральным органом по торговле, качеству продукции и защите прав потребителей (в настоящее время таким органом является Госторгинспекция Минэкономразвития и торговли России, которая после принятия данного законопроекта может стать одним из основных субъектов выявления и предотвращения нарушений прав владельцев товарных знаков) [16].

 

 

2.2. Инновационные технологии косметических средств (на примере 5 образцов кремов для лица)

 Что такое инновационная косметика? Слово «инновационный» означает всего лишь, что товар этот новый, появившийся впервые. Такими продуктами называют и клеточную косметику, и плацентарную, кислородную, SPA-косметику, арома-косметику, косметику с наночастицами и другие.

Информация о работе Фальсификация и инновационные технологии косметической продукции