Ассортимент, качество и конкурентоспособность растительного масла в гастрономе "АЛМИ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение ассортимента, качества и конкурентоспособности растительных масел, реализуемых в гастрономе «АЛМИ». В процессе постановки цели были определены следующие задачи исследования:
- раскрыть потребительские свойства растительных масел и факторы их определяющие;
- провести классификацию и характеристику видов растительных масел;
охарактеризовать производителей, торговые марки, ассортимент;
- изучить классификацию и характеристику факторов, определяющих конкурентоспособность растительных масел;
- анализировать рынок растительных масел в РБ;
- провести анализ ассортиментной линейки растительных масел, реализуемых в гастрономе «АЛМИ»;
- изучить объекты, методы исследования, отбор проб;
-провести анализ оценки качества растительных масел органолептическим методом;
- путем бальной оценки выявить качества растительных масел;
- оценить конкурентоспособность растительных масел.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……………2
1. Потребительские свойства, классификация, ассортимент
и конкурентоспособность растительных масел…………………………….……4
1.1 Потребительские свойства растительных масел и факторы
их определяющие………………………………………………………………...….4
1.2 Классификация и характеристика видов растительных масел.
Производители, торговые марки, ассортимент……………………………...…….6
1.3 Классификация и характеристика факторов, определяющих
конкурентоспособность растительных масел……………………………………12
2. Анализ рынка, ассортимента, качества и конкурентоспособности
растительных масел………………………………………………………….……..15
2.1 Анализ рынка растительных масел в РБ………………………………….…..15
2.2 Ассортиментная линейка растительных масел, реализуемых в
гастрономе «АЛМИ»……………………………………………………….………17
2.3 Оценка качества растительных масел………………………………….……..20
2.3.1 Объекты, методы исследования, отбор проб……………………….………20
2.3.2 Оценка качества растительных масел органолептическим методом.…….23
2.3.3 Бальная оценка качества растительных масел……………………………...25
2.4 Оценка конкурентоспособности растительных масел……………………….27
Заключение…………………………………………………………………….……32
Список использованных источников……………………………………….…….34

Файлы: 1 файл

7896_Курсовая_растительные мас дороботка.docx

— 146.80 Кб (Скачать файл)

Обобщенный критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результате оценки конкурентоспособности продукции. Примером являются уровень конкурентоспособности и рейтинг растительного масла.

Критерии конкурентоспособности пищевых продуктов, в том числе, растительных масел:

- уровень качества;

- уровень новизны;

- имидж товара;

- информативность;

- цена потребления.

Первые четыре критерия определяют потребительскую стоимость товара, т.е. его полезность, ценность для потребителя. Пятый критерий – стоимость товара.

Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Но не следует смешивать понятия «фактор конкурентоспособности» и «критерий». Одна и та же характеристика под углом зрения разных субъектов рынка может выступать или как фактор, или как критерий. Например, «доставка растительного масла в магазин в срок» является сбытовым критерием для оптового продавца или товаропроизводителя. Но в то же время она выступает фактором, который определяет такой критерий конкурентоспособности как «устойчивость ассортимента». [9, с 54-55]

Различают производственные, сбытовые, сервисные и рыночные факторы конкурентоспособности.

В торговой практике наиболее значимы сбытовые и сервисные факторы, которые действуют взаимосвязано на отдельных этапах товародвижения. Сбытовые факторы влияют опосредственно, через сервисные факторы, - на конкурентоспособность продовольственных товаров, в том числе, растительное масло. Особое значение придается рекламному обеспечению, которое стимулирует спрос на различные виды растительных масел. Для конкурентоспособности важны факторы расчета с поставщиками, это могут быть: наличный расчет, безналичный расчет и предоплата.

Транспортабельность товаров достаточно важна для конкурентоспособности, так как в её основу положена сохраняемость растительного масла.

При выборе товара покупатель часто стоит перед дилеммой – отдать предпочтение цене или качеству. В большинстве случаев он отдает предпочтение качеству. Уровень качества включает в себя потребительские показатели качества товаров - функциональная пригодность, показатели сохраняемости, эстетические показатели, а также, показатели безопасности. Эти показатели характеризуют свойства товара, определяющие его основные функции.

Конкурентоспособность зависит от появления товаров нового вида, модернизированных, усовершенствованных и модифицированных товаров.

При одинаковом соотношении качество/цена конкурирующих видов растительного масла, покупатель отдаст предпочтение маслу с более высоким имиджем предприятия-изготовителя. Для поддержания высокого имиджа требуется эффективная реклама, постоянный контакт со СМИ  и самое главное – обеспечение стабильного уровня качества растительного масла.

Информативность товара как критерий конкурентоспособности характеризует качество информации о конкурентных преимуществах растительного масла.

Цена потребления товаров, как критерий конкурентоспособности, отражает полные расходы потребителя по приобретению и эксплуатации продукции в течение срока эксплуатации.

Конкурентоспособность растительного масла во многом зависит от систем сбыта, рекламы и обслуживания.

Конкурентоспособность продовольственных товаров, в том числе, растительного масла, можно выразить формулой [12, с 17-18]:

 

K = f (КцКэ) = f (Ю) = f (ЮцЮс) = f (Цс),                                                  (1)

где    Ц – потребительская ценность,

         С- цена,

         Ю – коэффициент потребительской привлекательности товара, Ю=Ц/С.

Таким образом, конкурентоспособность растительных масел является сложным свойством, сформированным их качеством (потребительской ценностью), ценой потребления, эффективностью маркетинговой и коммерческой деятельности торгового предприятия и определяемым реакцией потребителя на внешние проявления данного продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ рынка, ассортимента, качества и конкурентоспособности  растительных масел

 

 

2.1 Анализ рынка  растительных масел в РБ

 

В масложировой отрасли Республики Беларусь с 2005 г. наблюдается достаточно сложная ситуация: устаревшая техническая база предприятий, зависимость от сырьевых ресурсов, недостаточное научное обеспечение. Все это привело к снижению конкурентоспособности продукции масложировой отрасли и, как следствие, сокращению ее выпуска.

        Масложировая отрасль является важной частью отечественного АПК.

 Ее развитие стало  одной из приоритетных задач государственного руководства, стремящегося обеспечить продовольственную безопасность страны и конкурентоспособность аграрного комплекса Беларуси. Основными органами координации и управления для отрасли являются концерн «Белгоспищепром», а также Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Масложировая отрасль Беларуси включает в себя две подотрасли: маслодобывающую и маслоперерабатывающую.

       Рынок растительного масла в Беларуси формируют отечественное и импортируемое сырье, а также продукты из него. Большая часть (70,2%) произведенного в стране масла перерабатывается. Из этого количества 53,8% направляется на выработку пищевой продукции, до 35% идет на технические цели. (  ст 127 НАУЧНЫЙ ПОИСК МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА )

В последнее время ситуация несколько изменилась. К 2010 г. возросло внимание органов государственного управления и правительства к проблемам отрасли. В частности, в 2007 г. разработана Программа развития масложировой отрасли на 2007-2010 гг., в которой запланированы мероприятия, направленные на улучшение ситуации в маслодобывающей и маслоперерабатывающей подотраслях, что привело к значительным улучшения в данной отрасли.

        В целях наращивания объемов производства семян масличных культур, совершенствования работы организаций, производящих масложировую продукцию, обеспечения их отечественным сырьем и увеличения производства белкового корма Совет Министров Республики Беларусь постановил:

       1. Утвердить прилагаемую Программу развития производства семян

масличных культур, масложировой продукции и белкового корма в Республике Беларусь на 2012–2015 годы

         2. Определить Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» заказчиком и координатором Программы.(  ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 августа 2012 г. № 799

О Программе развития производства семян)

          Потребление масла растительного в республике составляет около 230 тыс. тонн в год, в том числе на пищевые цели – 174 тыс. тонн в год. Исходя из научно обоснованных норм масло рапсовое в структуре общего потребления масла растительного может составлять до 60 процентов (около 130 тыс. тонн в год).

        Основной масличной культурой в Республике Беларусь является рапс. В Беларуси районировано 5 белорусских сортов озимого рапса и 10 сортов ярового рапса. Указанные сорта соответствуют мировым стандартам качества и позволяют обеспечить в условиях республики урожайность маслосемян 20 ц/га.

         Необходимость возделывания рапса обусловлена дефицитом масла растительного и белкового корма для нужд животноводства. Кроме того, большинство районов республики непригодны по климатическим условиям для выращивания теплолюбивых масличных культур (подсолнечник, соя).

        За последние 10 лет посевные площади под рапсом увеличились более чем в 4 раза (с 101,6 тыс. до 452,6 тыс. гектаров). Благодаря внедрению в производство высокопродуктивных сортов валовой сбор маслосемян рапса увеличился в 5 раз. В 2009 году он достиг наивысшего значения – 610,8 тыс. тонн. Из-за неблагоприятных погодных условий валовой сбор семян в 2010 году составил 374,5 тыс. тонн (61,3 процента к уровню 2009 года), в 2011 году – 379,3 тыс. тонн (101 процент к уровню 2010 года).В 2012 году ожидается урожай маслосемян рапса в объеме 700 тыс. тонн,подсолнечника – 24,8 тыс. тонн, бобов сои – 23,6 тыс. тонн.

        В республике имеется более 50 маслодобывающих организаций, специализирующихся на переработке семян масличных культур либо имеющих в своем составе соответствующие цеха, производственные мощности которых позволяют переработать 1064 тыс. тонн маслосемян в год (семена рапса, подсолнечника, льна, бобы сои). Потребление масла растительного в республике составляет около 230 тыс. тонн в год, в том числе на пищевые цели – 174 тыс. тонн в год.

       Исходя из научно обоснованных норм масло рапсовое в структуре общего

потребления масла растительного может составлять до 60 процентов (около 130 тыс. тонн в год). В настоящее время годовая потребность внутреннего рынка в масле растительном бутилированном – 85 тыс. тонн.

       Мощности маслоперерабатывающих организаций позволяют удовлетворить потребность республики в основных видах продукции. Производственные мощности организаций концерна «Белгоспищепром» на 1 января 2012 г. составили по маслу растительному бутилированному – 37,5 тыс. тонн, в год. В 2011 году в республике произведено масла растительного бутилированного, 5,8 тыс. тонн. Экспорт в 2011 году масла растительного составил – 9,7 тыс. тонн соответственно импорт данной продукции в указанный период составил масла растительного – 107,9 тыс. тонн.

            В 2012 – 2014 годах предусматривается ввод мощностей по углубленной переработке семян масличных культур в ООО «Агропродукт» (160 тыс. тонн в год) и ЗАО «Облрапсагросервис» (180 тыс. тонн в год).

           Повышению эффективности работы организаций, конкурентоспособности продукции будет способствовать создание производств с полным циклом – от переработки семян масличных культур до выпуска масложировой продукции. В этих целях предусматривается формирование холдингов.

         В Брестской области в ООО «Агропродукт» создается производство

по углубленной переработке (методом экстракции) семян масличных Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.09.2012, 5/36178 культур и выпуску масла растительного рафинированного дезодорированного бутилированного.

        В Гомельской области ведется работа по присоединению государственного предприятия «Припять» к ОАО «Гомельский жировой комбинат».

          В Гродненской области создан холдинг «ОйлФуд», располагающий мощностями по переработке семян масличных культур, рафинации и дезодорации масла растительного и его бутилированию.

        В Минской области в ЗАО «Облрапсагросервис» начато строительство завода по углубленной переработке семян масличных культур и рафинации, дезодорации и бутилированию масла растительного.

         В Могилевской области предусмотрено создание холдинга «Могилевская продуктовая компания» с управляющей компанией ОАО «Могилевхлебопродукт». Кроме того, планируется реализация проекта по рафинации, дезодорации масел в ОАО «БЗРМ».

        Будет обеспечено снижение доли импортных товаров в емкости рынка масложировой продукции

        К 2015 году предполагается достижение положительных показателей в сальдо внешней торговли по следующим товарным позициям импортозамещающего ассортимента: жиры и масла растительные, жир фритюрный и кондитерский, масло растительное бутилированное.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок растительных масел в Республике Беларусь развивается высокими темпами: расширяется ассортимент и возрастают объемы производства растительного масла, что позволяет удовлетворить потребности в товарах исследуемой группы не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Ассортиментная  линейка растительных масел, реализуемых  в гастрономе «АЛМИ»

 

Сеть магазинов «АЛМИ», позиционирует себя как торговая сеть, предлагающая уникальный ассортимент, изысканный стиль и высокий уровень обслуживания. Данная торговая сеть ориентируется на средне- и высокодоходных покупателей, предъявляющих более взыскательные требования. 
В гастрономе «АЛМИ» представлен широкий ассортимент растительного масла.(приложение структуры)

 Снабжение магазина  данным товаром осуществляется  на основе долгосрочных договоров  поставки с ведущими предприятиями - изготовителями как отечественными, так и импортными.

Для того чтобы охарактеризовать ассортимент растительных масел, реализуемых данным предприятием, проведем анализ ассортимента растительных масел: по виду сырья, по способу очистки, по производителям, по виду тары, по вместимости тары.

 

Таблица 2. – анализ растительного масла по виду сырья, реализуемого в гастрономе «АЛМИ».

 

период

Ед. изм.

вид сырья

Подсол-нечное

Рап-совое

Подсол-нечно-рап-совое

Олив-ковое

Подсол-нечно-олив-ковое

Льня-ное

Горчи-чное

Куку-рузное

итого

март

л

294,25

27,79

20,22

5,9

67,91

4

5,1

3

428,17

%

68,72

6,5

4,72

1,4

15,86

0,93

1,19

0,7

100

апрель

л

214,69

15,86

10,04

3,35

47,61

0,5

0,5

0

292,55

    %

73,38

5,42

3,43

1,15

16,3

0,17

0,17

0

100

итого

л

508,94

43,65

30,26

9,25

115,52

4,5

5,6

3

720,72

%

70,61

6,01

4,2

1,3

16,02

0,62

0,8

0,4

100

Информация о работе Ассортимент, качество и конкурентоспособность растительного масла в гастрономе "АЛМИ"