Анализ и изучение ассортимента и качества чая, реализуемых ТД «Арбат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:24, лекция

Описание работы

При проведении экспертизы качества чая необходимо:
1. Установление вида чая.
2. Установление места произрастания чая.
3. Установление сорта чая.
4. Установление показателей качества.
5. Установление фальсификации.
6. Установление срока хранения.
7. Контроль технологических процессов.

Файлы: 1 файл

Курсовая по анализу ассортим-та чая.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Сибирский университет  потребительской кооперации

Забайкальский институт предпринимательства

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему: «Анализ и изучение ассортимента и качества чая, реализуемых ТД «Арбат».

 

 

 

 

 

 

                                                             Исполнитель:

                                                                                   

                                                             Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Чита, 2009

Глава 2.

2.1. Организационно-экономическая  характеристика магазина «Арбат»

 

Магазин «Арбат» зарегистрирован как частная форма собственности в 1999 г. Отдел по продаже  чая  в магазине реализует продукцию от различных фирм-поставщиков, в котором работают пять человек: три продавца, грузчик, уборщица.

Средняя заработная плата  составляет – 13600 тысяч рублей в месяц.

Магазин «Арбат» расположен по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Анохина, 129.

Режим работы с 800 до 2300 , а в воскресенье с 800 до 2100, с перерывом на обед с 14оо до 15оо.

 По своей направленности  магазин «Арбат» является широкоспециализированным. В нем выделен специализированный  отдел  по продаже чая. Данный  магазин реализует 15 наименований  чая. 

В магазине имеются два входа-выхода, которые оборудованы охранной сигнализацией (ОПС) на открытие, закрываются они на внутренние замки (1-й вход для покупателей, а второй - служебный). Окна оборудованы охранной сигнализацией (ОПС) на разбитие. Общая площадь магазина - 180 м2, площадь торгового зала - 100 м2 , подсобные помещения занимают 80 м2 . Торговый зал освещается лампами дневного освещения.

В магазине имеются: административное помещение – кабинет заведующей магазином. Бытовые помещения –  это раздевалка, комнаты для приема пищи, санитарный узел. Для хранения товаров имеются отдельные помещения. Имеется отдельное помещение для приемки товаров. В магазине нет подвальных помещений.

Метод продаж – традиционный расчет через кассу, но выбор товара осуществляется путем самообслуживания. Если требуется, продавцами дается дополнительная консультация, затем производится расчет через кассовый аппарат ЭКР – 31 – 02. Продавец, он же и кассир, берет деньги у покупателя, назвав сумму, и сразу до окончательного расчета в денежный ящик их не кладет. Выбивает на кассе сумму покупки, подает покупателю сразу чек и сдачу, только потом кладет деньги в денежный ящик. Покупатель обязан сразу проверять правильность подсчета стоимости покупки. Чек гасится путем накалывания или надрыва.

В магазине имеется оборудование: немеханическое (горки, прилавки, столы), кассовое оборудование - 3 машины, холодильное оборудование – в виде прилавков, где поддерживается t от 0 до 80С.

Весоизмерительное оборудование – это электронные весы «Дина», грузоподъемностью до 5 килограмм, обыкновенные циферблатные весы – ВНЦ – 10, товарные весы грузоподъемностью до 500 килограмм.

Рекламная работа магазина – это световые витрины, вывески, где указан отделы, в которых можно  купить интересующий вас товар. Имеются  информационный уголок – где изложены правила торговли, выдержки отдельных статей Закона «О защите прав потребителя», телефоны инспекции и комитета по защите прав потребителей, сообщения о новых товарах.

Основную рекламную  функцию выполняет печатная маркировка на товарах и устная речь продавца. В магазине имеется книга отзывов и предложений. Она пронумерована, прошнурована, скреплена печатью и подписью директора магазина, вывешена на видном месте. Выдается по первому требованию покупателей. Все продавцы имеют бейджи с указанием имени и занимаемой должности.

В магазине всегда поддерживается чистота и порядок. В самый  разгар лета, когда температура на улице поднимается свыше 30 Со, в магазине действуют кондиционеры, и покупателей обдувает поток свежего воздуха; в морозные зимние дни комфорт создают тепловентиляторы и тепловые завесы. Оформление магазина «Арбат» представлено в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1.

Подготовка товара к  продаже, как правило, выполняется  до открытия магазина и в специально отведенное для этого время. Выкладываются чай и другие изделия в магазине на полках пристенных шкафов и горках по видам. В основном используется вертикальная выкладка (изделия размещаются на всех полках горки по вертикали). Рядом с товаром ставятся ценники. На ценнике указывается наименование ценника и роспись материально ответственного лица. С рекламной целью указываются поставщики.

Готовую продукцию в  магазин «Арбат» предприятие перевозит автомобильным транспортом. Транспортные средства, предназначенные для перевозки чая, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, приведенным в СанПиН 2.3.4.545-96.

Прием товара в магазин  «Арбат» осуществляется через разгрузочную площадку в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденном постановлением Министерства промышленности РФ от 26 апреля 1996 года №285.

Прием товара осуществляет материально ответственное лицо. Сопроводительными документами  при приемке чая являются: товарно-транспортная накладная, счет-фактура, сертификат соответствия.

Материально ответственное  лицо, принимающее товар, хорошо знает  Инструкцию «О приемке товаров материально  – технического назначения и товаров  народного потребления», требования к качеству чая по стандарту; оформление сертификатов и удостоверений качества.

Если поставщик разовый, то он предъявляет сертификат соответствия, на котором должна быть подлинная  печать, а если постоянный, то в магазине должна быть копия сертификата с  подлинной печатью, а не накладная, указывающая его номер и срок действия.

Храниться чай в двух чистых, сухих, хорошо проветриваемых складских помещениях при относительной  влажности воздуха 60—65% (но не выше 70%). Влажность постоянно измеряется с помощью гигрометра, в подтверждение  чего ведется журнал относительной влажности в помещении. Соседства со скоропортящимися и резко пахнущими товарами подсобными рабочими не допускается. В складах ящики с чаем устанавливают на подтоварники в штабеля высотой в 4—5 ящиков на расстоянии 5—10 см от пола и 50 см от стен и между штабелями.

Гарантийный срок хранения фасованного отечественного чая  и купажированного с импортным  — 12 мес. со дня упаковки и фасованного  импортного чая — 18 мес. При упаковывании чая в ящики с мешками-вкладышами из полиэтилентерефталатной пленки срок хранения увеличивается до двух лет. Срок хранения нефасованного черного и зеленого чая — 8 мес.

Магазину «Арбат» доводится  план на сумму 12 миллионов рублей в  месяц, по которому должно быть реализовано   чая на сумму 4 миллионов в месяц. Расчет выручки от реализации чая за месяц представлен в таблице 1.

Таблица 1

Расчет выручки  от реализации чая за месяц

Вид продукции

Цена за 1 шт. (с НДС 10%), руб.

Объем продажи, шт.

Сумма,

руб.

в % к итогу

ENGLISH ELITE TEA

19400

685

643900

8,33

Рассыпной PEKOE

19600

678

650880

8,43

SENCHA SUMMER

18700

739

642930

8,32

DELUXE QUALITY

19100

697

634270

8,19

QUEENS CHOICE

18900

694

617660

7,98

Пакетированный BOPF

19700

710

688700

8,90

PREMIUM ENGLISH TEA

19900

920

910800

11,77

FINEST CEYLON TEA

10100

820

828200

10,70

IRISH BREAKFAST (пакетиров.)

8800

898

790240

10,22

GREEN TEA WITH JASMINE

8900

560

498400

6,44

GREEN TEA (AROMA)

9300

892

829560

10,72

Итого

   

7735540

100


 

Из данной таблицы  видно, что наибольший удельный вес  занимает выручка, полученная от реализации чая IRISH BREAKFAST (пакетированный). Фактическая реализация чая увеличилась по сравнению с плановой на 735540 руб. (7735540-7000000).

Для выявления эффективности  продажи чая  и чайных напитков в магазине «Арбат» было проведено сравнение объемов сбыта продукции. Данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Объемы сбыта  чая

Наименование

на 01.08.09, кг

на 01.09.09, кг

на 01.10.09, кг

Чай

1120

1150

1190

Чайные напитки

1330

1410

1420

Итого

2450

2560

2610


 

Из таблицы видно, что  объем сбыта чая увеличился на 160 кг. (2610-2450). Значит, продажа чая в магазине «Арбат» является эффективной.

 

2.2. Анализ структуры  ассортимента чая

 

В настоящее время  на рынках России и, в частности Забайкальского края, формируется ассортимент чая, прежде всего из чайной пыли, крошки либо чай из 4-10 листьев чайного побега. Реже покупают чай, чаще чайные напитки (приложение).

На сегодняшний день расширение ассортимента чайных напитков ТД «Арбат» происходит за счет большого распространения одноразовых чайных пакетиков. Поэтому на рынке появились одноразовые пакетики на 10, 25, 50 порций различных сортов чая "Lipton". Вместо одного пакетика делают два и т. д.

Также ассортимент магазина расширяется за счет введения в продажу  чая с листьями и плодами различных  лекарственных растений (мяты, душицы, зверобоя, чабреца, плодов тмина, листьев черной смородины, малины, липы и т. д.) в различных пропорциях и соотношениях. Это направление получило название "фиточаи".

Введение в чай различных  лекарственных растений позволяет  увеличить физиологическую активность исходного напитка. Поскольку лекарственные растения содержат различные витамины и витаминоподобные вещества, фенольные соединения, зольные элементы, органические кислоты и др., то введение их в чай позволяет значительно повысить физиологическую ценность данного напитка.

Также ассортимент магазина расширяется за счет введения в продажу  чая с различными искусственными ароматизаторами. Это позволяет  повысить вкусовые свойства данного  напитка. Сегодня наибольшей популярностью  у населения пользуются одноразовые пакетики с искусственными ароматизаторами фирмы "PickWick".

Таким образом, имеется  достаточный ассортимент чая  в магазине. Имеются большие возможности  по дальнейшему увеличению ассортимента чайных напитков в ТД «Арбат».

 

2.3. Результаты контроля качества чая

 

Одними из основных факторов, формирующих качество чая, являются место произрастания, вид и селекция чайного растения. Поскольку основным показателем качества чая является содержание танина, а его больше всего накапливают чайные деревья, произрастающие ближе к экватору, то чем ближе к экватору будут находиться чайные плантации, тем более качественное будет исходное сырье.

Однако качество чая  на рынках России и, в частности Забайкальского края, в последние годы значительно  снизилось.

Это связано с тем, что для оценки качества импортных  сортов чая необходимо проводить  идентификационную экспертизу практически  на каждом таможенном терминале. Однако как специалистов, так и литературы по экспертизе качества чая и чайных напитков и распознавания их фальсификации, недостаточно.

Для проведения анализа  были взяты несколько образцов продукции  методом «вслепую» в соответствии с ГОСТ 18321 в течение шести месяцев. От представительной выборки отобрали 4 лабораторных образца различных  видов байхового (гранулированный, ароматизированный, прессованный, экстрагированный) чая и отправили в лабораторию предприятия.

При проведении экспертизы качества чая необходимо:

1. Установление вида  чая.

2. Установление места  произрастания чая.

3. Установление сорта чая.

4. Установление показателей  качества.

5. Установление фальсификации.

6. Установление срока  хранения.

7. Контроль технологических  процессов.

Определение байхового  чая. Качественный байховый (листовой) чай имеет следующие отличия  от других:

1. Чаинки имеют округлую форму, легко отделяются друг от друга. При высыпании на ровную поверхность формируют горку с углом наклона 45° и меньше. Увеличение угла горки показывает либо на плохую скрученность листа, либо на повышенную влажность.

2.При заваривании чаинки раскручиваются и увеличивают общую поверхность листа.

3. Турецкий байховый  не скрученный имеет нарезанные  пластинки листа. Поэтому при  заваривании по обычному способу  дает малоэкстрактивный настой.

4. Не содержит огрубевшие  побеги.

5. Упакован в картонную тару.

Качественный прессованный чай имеет следующие отличия:

Информация о работе Анализ и изучение ассортимента и качества чая, реализуемых ТД «Арбат»