Анализ ассортимента товара на предприятии ООО «Компьютерные системы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели, задачами работы являются:
1. Рассмотреть сущность и основные показатели ассортимента;
2. Изучить формирование и управление ассортиментом;
3. Охарактеризовать риск, связанный с разработкой новой продукции;
4. Рассмотреть процедуру формирования оптимального ассортимента на примере ООО «Компьютерные системы».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...7
1 Теоретические основы формирования и управления ассортиментом продукции……………………………………………………………………............9
1.1 Сущность и основные показатели ассортимента……………………………...9
1.2 Формирование и управление ассортиментом………………………………...12
1.3 Системы и методы формирования ассортимента…………………………….18
1.4 Риск, связанный с разработкой новой продукции……………………………21
1.5 Цели и задачи исследования рынка методами маркетинга………………….22
2 Аспекты рынка, необходимые для управления ассортиментом товара………………………………………………………………………..............27
2.1 Спрос и предложение. Рыночное равновесие………………………………...27
2.2 Методы прогнозирования……………………………….……………………..32
2.3 Прогнозирование спроса и сбыта……………………………………………..43
2.4 Ёмкость рынка………………………………………………………………….48
2.5 Изучение конкурентов…………………………………………………………50
2.6 Сегментация рынка и её основные критерии………………………………...55
2.7 Целевой и пробный рынки……………………………………………………..63
2.8 Позиционирование товара на рынке…………………………………………..66
2.9 Дифференциация товаров на рынке………………………………………….70
3 Анализ ассортимента товара на предприятии ООО «Компьютерные системы».....................................................................................................................72
3.1 Характеристика ООО «Компьютерные системы»…………………………..72
3.2 Структура компании ООО «Компьютерные системы»……………………74
3.3 Анализ основных показателей коммерческой деятельности ООО «Компьютерные системы» с 2011г. по 2012г…………………………………….81
3.4 Управление ассортиментом продукции с позиций рынка ………..…………86
3.5 Маркетинговый анализ ассортимента продукции……………………………87
3.6 Экономический анализ ассортимента продукции……………………………89
3.7 Технология проведения ассортиментного анализ продукции………………95
3.8 Экстраполяция по скользящей средней………………………………………99
3.9 Экспоненциальная средняя. ………………………………………………….101
3.10 Прогнозирование на основе сезонных колебаний………………………104
3.11 Прогнозирование методом линейной регрессии…………………………..109
Заключение………………………………………………………………………...113
Список использованных источников…………………………………………….115

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

2. Прямые и  косвенные издержки.

Принцип классификации  основывается на том, относятся ли издержки напрямую на определенный вид продукции.

Прямые затраты  – это затраты, связанные с производством отдельных видов продукции, на себестоимость которых они могут быть непосредственно отнесены. Например, транспортировка может быть отнесена на себестоимость того самого товара, который транспортируют.

К основным статьям прямых затрат относят сырье и основные материалы, покупные изделия и материалы, основная заработная плата производственных рабочих и электроэнергия для энергоснабжения оборудования.

Косвенные затраты – это затраты, связанные с производством нескольких видов продукции. Эти затраты относятся на каждый вид продукции согласно принятой базе. Например, затраты на заработную плату уборщиц производственных помещений, грузчиков, учетчиков невозможно отнести на какой-либо вид продукции, поэтому они распределяются пропорционально объемам производства каждого вида продукции.

К основным статьям косвенных затрат относят общецеховые расходы, общезаводские затраты, а так же часть непроизводственных (коммерческих) расходов.

Прямые и косвенные издержки могут быть как постоянными (не зависящими от объема производства), так и переменными (пропорциональными изменению объемов производства).

И наоборот, постоянные и переменные издержки могут быть как прямыми (относятся к одному виду продукции), так и косвенными (распределяются по видам продукции пропорционально какой-либо базе).

1. Объем реализации – это количество единиц реализованной продукции каждого наименования;

2. Цена – это реальная продажная цена одной единицы продукции;

3. Объем выручки;

                                              Vвыр=Vр*Р,                                                      (6)

где Vвыр – объем выручки;

      Vp – объем реализации;

      Р – цена.

4. Себестоимость общая – это переменные издержки в сумме с постоянными издержками;

5. Рентабельность – это выручка за вычетом себестоимости, делённая на объём выручки и умноженная на 100%;

Экономический смысл: доля прибыли в общем объеме выручки. Чем меньше рентабельность, тем меньше предприятие зарабатывает на продаже этого вида продукции. Нулевая рентабельность означает, что предприятие тратит на производство продукции столько же, сколько получает от его продажи. Если рентабельность отрицательная, то себестоимость превышает выручку от продаж, предприятие работает себе в убыток, производя и продавая эту продукцию. Понятие средней рентабельности сильно отличается в зависимости от отрасли. Так, в банковской сфере рентабельность может доходить до 100% и более, в торговле этот показатель находится в диапазоне 20–30%, в пищевой промышленности – 10–15%, в легкой промышленности 7–10%, в тяжелом машиностроении – 2–5%.

6. Точка безубыточности (самоокупаемости) — это величина объема продаж, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки (постоянные и переменные), не получая прибыли.

Объем продаж в  стоимостном выражении в точке  безубыточности равен сумме постоянных затрат и переменных затрат в точке  безубыточности. Точка безубыточности позволяет определить, после какого уровня продаж обеспечивается их рентабельность;

7. Вклад на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли = выручка от реализации – переменные затраты на производство этой продукции.

Любое увеличение вклада на покрытие выгодно предприятию, так как увеличивает возможность  повышения прибыли. Кроме того, сократить постоянные издержки значительно проще, чем переменные. Для сокращения переменных издержек необходимы прежде всего технические инновации, которые сами по себе могут быть весьма затратными, в то время как резервы снижения постоянных издержек существуют практически всегда. Например, можно экономить электроэнергию в офисных помещениях, сокращать административный персонал, снижать затраты на телефонные переговоры, оптимизировать транспортные расходы без ущерба для основного производства;

8. Коэффициент вклада на покрытие (КВП) = (объем выручки – переменные издержки)/объем выручки.

Экономический смысл: вклад каждого наименования продукции в покрытие постоянных издержек предприятия. Все переменные издержки необходимы для выпуска продукции. После того как они окупились, продажа товара будет направлена на покрытие постоянных затрат, без которых предприятие может в принципе обойтись (затраты на рекламу, заработную плату управленческого персонала, административные траты и пр. при необходимости можно снижать). Таким образом, чем больше КВП позиции, тем больше она вносит в фонд покрытия постоянных издержек и, следовательно, более выгодна предприятию. Если рентабельность невысока, а КВП высокий, то это означает, что необходимо повышать объем продаж данного товара. Средний уровень КВП для разных отраслей может различаться. Если КВП отрицателен, значит продажи продукции не покрывают даже переменных издержек;

9. Операционный рычаг = (объем выручки – переменные издержки) / (объем выручки – себестоимость общая).

Экономический смысл: количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема реализации.

Операционный  рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Так же он связан с уровнем предпринимательского риска: чем выше операционный рычаг, тем выше риск. Чем выше риск, тем больше возможное вознаграждение (также как и возможные потери). Для продукта с высоким значением операционного рычага положение ниже точки безубыточности сопряжено с большими убытками; достижение уровня безубыточности приносит прибыль, которая быстро растет с увеличением продаж. Ситуация с низким операционным рычагом сопряжена с меньшим риском, но и с меньшим вознаграждением в виде прибыли. Операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности объем продаж, с чем и связан высокий риск.

При одинаковых суммарных затратах операционный рычаг  тем больше, чем меньше доля переменных затрат, или чем больше доля постоянных затрат в общей сумме издержек.

Операционный  рычаг зависит от отрасли. Высокий уровень рычага соответствует фондоемким отраслям – машиностроению, судостроению.

Низкий – пищевой и легкой промышленности, торговле.

Если рентабельность позиции отрицательная (общая себестоимость > объема выручки), то в знаменателе  появляется минус, что делает бессмысленным показатель операционного рычага (в таком случае он удаляется из расчета);

10. Запас финансовой прочности – это объем выручки за минусом точки безубыточности, делённая на объем выручки и умноженная на100%.

Экономический смысл: запас финансовой прочности показывает, на сколько можно снизить объемы продаж товара, прежде чем будет достигнута точка безубыточности. Если рентабельность отрицательная, то и показатель запаса финансовой прочности не рассматривается (запаса нет).

 

 

3.7 Технология проведения ассортиментного анализа продукции

 

 

При оптимизации  ассортимента сначала необходимо провести расчет всех вышеперечисленных показателей: объем выручки, рентабельность, коэффициент  вклада на покрытие, операционный рычаг, точка безубыточности, запас финансовой прочности по каждому наименованию продукции. Исходными для таких расчетов являются цены и объемы продаж по каждому наименованию, а также себестоимость продукции и ее деление на  того как все показатели рассчитаны, проводится их анализ (рассмотрим данную технологию на примере ООО «Компьютерные системы»).

1.  Следует обратить внимание на показатель рентабельности каждой позиции. Если среди ассортимента есть позиции с отрицательной рентабельностью, то для повышения уровня можно поднять цену до уровня, не превышающего рыночные показатели. Для повышения рентабельности этой позиции планируем увеличение ее объема реализации.

Таблица 16

 

Фактические данные

 

Наименование 

Компьютеры

Комплектующие

Услуги ПО

Запас финансовой прочности

99,99

99,99

99,99

Операционный рычаг

4,27

6,33

4,7

Точка безубыточности

0,77

0,84

0,78

КВП

0,94

0,95

0,94


 

                                                                         Продолжение Таблицы 16

Рентабельность

22

15

22

С/с  общая

14024,99

173,01

4445,17

Постоянные  издержки

126841,36

18225887,56

485191,22

Переменные  издержки на ед.

1078,77

10,18

333,38

Цена

17979,62

203,55

5556,47

Объём реализации, шт.

98

111932

118

Объём выручки

1762003,28

22784536,61

655664,03


 

2. Далее рассматриваем те позиции, которые имеют самый низкий вклад на покрытие. КВП – это отношение вклада на покрытие постоянных затрат к выручке от реализации. Он показывает, какая доля выручки от реализации может использоваться на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше этот показатель, тем привлекательнее с финансовой точки зрения производство продажа данного вида продукции. Поэтому наша задача – повысить коэффициент вклада на покрытие. Этого можно достичь, повысив цену в пределах рыночных возможностей.

4. Далее анализируем показатель операционного рычага. Самый высокий этот показатель значит, что это позиция с наибольшим риском, так как при не достижении точки безубыточности убытки будут больше, чем по другим наименованиям, также не достигшим этой точки.

Также помимо приведенного в примере анализа в качестве контрольных можно использовать следующие вопросы:

1. Выше ли объем продаж уровня безубыточности в целом;

2. Какие товары убыточны, но имеют высокий коэффициент вклада на покрытие, – по этим наименованиям необходимо увеличить объемы продаж;

3. Какие продукты являются лидерами по доле в выручке и в прибыли. Этим позициям уделяется особое внимание, так как изменения в их цене или объемах больше других отразятся на итоговых цифрах.

Основные принципы оптимизации ассортимента следующие:

1. Необходимо  сократить позиции (наименования  продукции):

1.1 С отрицательной рентабельностью, низким вкладом на покрытие и низким или падающим спросом;

1.2 С отрицательной рентабельностью, высоким вкладом на покрытие и низким спросом (если это обусловлено общими рыночными тенденциями и нет возможности самостоятельно повлиять на спрос, используя маркетинговые инструменты), не позволяющим повысить объем реализации до точки безубыточности.

2. Увеличить  плановые объемы реализации по позициям:

2.1Имеющим отрицательную рентабельность, высокий вклад на покрытие и устойчивый или растущий спрос (а также колеблющийся спрос, на который есть возможность влиять, используя методы стимулирования сбыта) до уровня точки безубыточности;

2.2 Имеющим положительную рентабельность, высокий вклад на покрытие, высокий уровень операционного рычага до максимально возможного уровня, определяемого спросом.

3. Сократить  объемы продаж, производства по позициям:

3.1 С явной тенденцией к падению спроса до уровня средней рентабельности.

4. Увеличить  цену по позициям:

4.1 Имеющим отрицательную рентабельность, невысокий вклад на покрытие и растущий спрос до достижения уровня точки безубыточности;

4.2 Имеющим невысокий вклад на покрытие и отрицательную эластичность спроса от цены (при снижении цены снижается спрос).

5. Снизить цену  по позициям:

5.1 Имеющим положительную рентабельность и хороший уровень спроса с тенденцией к снижению при наличии устойчивой эластичности спроса от цены (повышается цена – снижается спрос). 

Данные представим в виде таблице 19.

Таблица 19

 

Изменение цены и объёма реализации

 

Изменение цены

Изменения объема реализации

%

Тыс. руб

%

Тыс. руб

+15%

20676,56

-15%

1691523,31

+10%

19777,58

-10%

1585802,95

+5%

18878,6

-5%

1673903,11

0%

17979,62

0%

1762003,28

-5%

17080,64

+5%

1850103,44

-10%

16181,66

+10%

1938203,61

-15%

15282,68

+15%

2026303,77

Информация о работе Анализ ассортимента товара на предприятии ООО «Компьютерные системы»