Введение в лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:58, курс лекций

Описание работы

История культуры и науки полна драматических коллизий борьбы за ут-верждение тех или иных идей, у которых были вполне конкретные носители - мыслители, ученые. Любое человеческое сообщество - большое или малое - не только немыслимо без постоянной динамики отношений лидерства, но и без попыток понять природу этого фено¬мена.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….
Раздел 1. Введение в лидерство ………………………………………………..
Тема 1. Общие представления о лидерстве …………………………………..
Тема 2. Концепции лидерства и его сущностные характеристики …………
Тема 3. Мотивация лидерства и его этические принципы …………………..
Тема 4. Типы лидерства……………………………………………………………
Раздел 2. Теории лидерства………………………………………………………
Тема 5. Развитие теории лидерства в зарубежной психологии…………….
Тема 6. Исследования лидерства в отечественной психологии……………
Раздел 3. Управление лидерством в организации…………………………….
Тема 7. Основы группового лидерства…………………………………………..
Тема 8. Власть как основа лидерства……………………………………………
Тема 9. Лидерские качеств организационного лидера и их развитие……...
Раздел 4. Стиль лидерства………………………………………………………..
Тема 10. Классические стили руководства и современные интерпретации стилей руководства…………………………………………………………………
Тема 11. Зависимость стиля лидерства от ситуации…………………………
Тема 12. Анализ стилей……………………………………………………………………...
Раздел 5. Практика лидерства зарубежных стран…………………………….
Тема 13. Практика американского лидерства…………………………………..
Тема 14. Особенности японского лидерства
Литература

Файлы: 1 файл

1.doc

— 679.00 Кб (Скачать файл)

       Раздел 3. Управление лидерством в организации

Тема 7. Основы группового лидерства

В современной науке лидерство принято считать, скорее всего, явлением групповым, организационным, общественным, чем личностным, индивидуальным.

Каждый  из нас как член той или иной группы вынужден решать проблемы, которые в ней возникают. Структурам и динамике группы, а также организации групповой работы в практическом менеджменте и хозяйственном лидерстве стало уделяться повышенное внимание. Оно вызвано потребностями бизнеса и выживания предпринимательских структур. Такие потребности вытекают из широкого спектра предпосылок — от необходимости проектной работы в одной высокоэффективной команде до процессов глобализации экономики, в основе которых лежит корпоративный бизнес, неизбежно включающий групповую работу.

Групповая работа, как и всякая другая, представляет собой целесообразно затраченную энергию. В данном случае речь идет об энергии рабочей силы, усилиях и способностях последователей и лидеров как членов группы. Единство такой работы дает так называемый синергический эффект, когда силы группы больше суммы сил ее членов. Этот эффект объясняет повышенный интерес к групповым процессам, командной работе и корпоративным отношениям. Стремление вначале получить такой эффект, а потом его повысить лежит в основе группового лидерства. Получение эффекта от согласования дискретно действующих рабочих сил достигается управлением людьми, или менеджментом, в пределах от малых групп (бригад, участков, лабораторий и других подразделений первичных ступеней организационной структуры предприятия) до самой отрасли. Повышение такого эффекта требует группового лидерства.

Состояние группы определяется лидерством в ней. Характеристики внешней среды группы не играют решающей роли. Литер может исказить представление об этих характеристиках. Группа как целостное образование имеет свои характеристики:

  • групповое пространство;
  • область лидерства;
  • главную внутреннюю границу;
  • область членства;
  • внешнюю границу.

Структура группы определяется ее границами. Основные границы группы представляют ее главную структуру. Группа может иметь несколько и даже большое количество внутренних границ, одна из которых будет главной.

Главная внутренняя граница делит  групповое пространство на зоны членства и лидерства. Внешняя граница  представляет собой совокупность критериев, по которым отличают членов от нечленов. Внутри своих границ группа имеет организационную структуру. Это ее своеобразный скелет.

Индивидуальная структура определяется теми людьми, которые составляют саму группу. Такая структура на предприятиях представлена в штатном расписании ее подразделений.

Лидерство ассоциируется с частью либо организационной, либо индивидуальной структуры. Если говорят: «Как дела у Иванова И.И.?» (директора школы), то имеется в виду, что речь идет о самом предприятии, лидером которого он является. Здесь лидерство представляется частью организационной структуры Министерства образования.

Организационное лидерство относится  к сфере проявления лидерства  в контексте внутигрупповых взаимоотношенийю Поэтому определение организационного лидерства должно включать такие базовые понятия, как:

1. «Лидер и последователи»: лидерство может быть реализовано только в отношении других людей, соответственно, о лидере можно говорить только тогда, когда у него есть последователи.

2. «Взаимодействие»: любой акт лидерства включает процесс взаимодействия между лидером и последователями.

3. «Личностные источники влияния»: при решении задачи развития лидерских качеств наиболее значим именно личностный (не формальный) компонент власти.

4. «Решение поставленных задач»: организационное лидерство направлено на решение организационных задач и достижение групповых целей.

Таким образом, в соответствии с  выделенными ключевыми понятиями  под организационным лидерством далее следует понимать тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, осуществляемого лидером на основе неформальных (личностных) источников влияния и направленного на побуждение последователей к решению поставленных задач и оптимизацию внутригруппового взаимодействия.

Понятие «акт лидерства» служит для обозначения единичных действий, поступка лидера в отношении последователей, осуществляемых на основе личностных источников влияния и направленных на побуждение последователей к решению поставленных задач и оптимизацию внутригруппового взаимодействия. В соответствии с ним к числу основных задач тренинга лидерства относят: оказание помощи в осуществлении успешных актов лидерства и закрепление лидерского образа в восприятии последователей-подчиненных.

Лидерский потенциал включает в  себя совокупность его психологических качеств, способностей, особенностей и условий взаимодействия с группой, определяющих возможности занять лидерское положение в группе и успешность дальнейшего использования им лидерского ресурса в практике управления.

Тема 8. Власть как основа лидерства

Власть исследовалась в XX веке преимущественно  социологами, политиками и философами. В контексте лидерства и менеджмента ученые избегали этой проблемы. Тем не менее, каждая организация может быть рассмотрена как система власти. Без власти не могут взаимодействовать элементы лидерства.

В практическом менеджменте власть часто ассоциируется с правами и полномочиями, но власть — это реальная возможность их использовать, это способность и возможность влиять на людей независимо от их согласия. Власть конкретизирована ее носителем и обстоятельствами, поэтому она имеет относительный характер. Обладающий большой властью менеджер теряет ее, садясь в кресло дантиста.

Власть имеет различные источники:

  • должность или полномочия;
  • личность или авторитет;
  • культура или менталитет;
  • внешние источники.

Власть на основе должности носит  формальный характер и зависит от положения должности по отношению к целям организации, от заменимости должности. На силу этой власти влияет то, насколько должность представляет свободу маневра или какова область принятия решений. Власть личности основана на ее авторитете и взаимном признании личностей. В основе авторитета находится «настройка» качеств человека на решаемые им задачи и характеристика соответствующей ситуации, а также признание этих качеств другими людьми, которые причастны к решаемым задачам.

Более загадочным и менее структурированным  источником власти является корпоративная культура. Она развивается на основе межличностных, часто неформальных коммуникаций, благодаря устному общению, общности целей и на основе фирменного стиля лидерства. Влияние культуры на власть имеет тонкие формы, оно основано на этике бизнеса и общепринятых ценностях.

Внешние источники власти возникают  в результате деятельности законодательных и исполнительных органов государства. К таким источникам можно отнести и поставки материалов, сырья, полуфабрикатов (например, текстильная промышленность зависит от поставок шерсти и хлопка).

Власть имеет границы. Концентрации власти ставятся барьеры. Объем власти в одних руках ограничивается:

  • должностными обязанностями, делегированием полномочий, правовыми нормами;
  • границами самой организации;
  • возможностью унизить находящихся у власти — обычно н.e уважают тех, кто обладает властью, но продолжают покорно следовать их распоряжениям;
  • временем и силами;
  • границами признания власти последователями лидера или другими людьми.

Самую значительную власть заключают  в себе те лидеры, которые успешно согласовывают цели сотрудников с целями группы, а цели группы — с целями организации.

Наука о власти называется краталогией. Для нее характерно многообразие концепций власти.

Поведенческая концепция: власть определяется через отношения между социальными группами, которые позволяют одной группе изменять поведение другой. Власть здесь выступает как средство регулирования поведения в обществе или организации.

Функциональная концепция: власть определяется через способность группы аккумулировать интересы организации и влиять на процессы в пользу сей организации. Власть здесь выступает как система ресурсов, реализация которых направлена на достижение общих целей.

Социально-философская  концепция: власть представляется особым видом деятельности, который реализуется силами воздействия на сознание через формирование общественного мнения. Общественное мнение — основная сила, из которой возникает господство. Когда мнения противоположны, общество расколото, такая власть не складывается, тогда власть порождается грубой силой. Однако истинная власть есть проявление духовной силы.

Концепция О. Тоффлера: власть определяется силой, богатством и знаниями, которые связаны в единую систему. Сила есть инструмент принуждения, негативное средство. Она лишена гибкости, функционально ограничена. Качество власти обеспечивается материальным богатством. Но оно дает как положительные, так и негативные средства (инструменты) власти. Высший уровень качества власти обеспечивается знаниями, информацией. В современном управлении они подчинили силу и богатство. Власть силы изживает себя, так как есть деньги. Это более современный, чем силовое давление, инструмент, а превосходство капитала, денег возможно лишь до появления и развития информационных технологий, реальную власть при которых дает контроль над информацией.

Господствующая система взглядов на власть определяется требованиями доминирующего стиля лидерства. Власть основана прежде всего на тех элементах, на тех знаниях и той информации, которые наиболее значимы для доминирующего успешного стиля лидерства успешно действующих компаний.

Существуют три базовых типа власти, каждый из которых имеет свои источники.

Статусная власть: ее источником является иерархическое неравенство социальных систем.

Экономическая власть: ее источником является имущественное неравенство, отношения собственности.

Духовная власть: источник — культурное неравенство.

Базовые типы при своем взаимодействии порождают на практике вторичные типы власти. Так, например, взаимодействие экономической и статусной власти дает вторичный, административный тип власти, то есть власть чиновников над гражданами, власть руководителей над сотрудниками.

Рассмотрим, как используется власть в рамках эффективного лидерства.

Экспертная  власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

Власть примера является во многих случаях причиной признания и последующего обожания лидера последователями.

Харизма. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, но для этого лидеру необходимо найти своих обожателей, а не наоборот. Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации связана с умением лидера обобщать на своем уровне разные информационные потоки.

Все большее значение приобретает власть общения, «связей», реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддерживанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста на основе неформальных коммуникаций организации.

Принятие решений — источник власти лидера на этапе последнего слова, которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех этапах принятия решений, а также высокий уровень решительности у самого лидера.

Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных типов и источников власти.

Власть руководителя прямо связана  с его авторитетом. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности, подчинённых в особых способностях руководителя.

 Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы наказания. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчинённые, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности руководителя. Авторитет бывает научным (качество учёности), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

Применительно к деловым организациям авторитет подразделяется на:

  • должностной или формальный, базирующийся на организационных нормах и структурах, уважении к руководящим инстанциям и должностям, признании права их представителей командовать, убеждённости в необходимости поддерживать порядок и подчиняться руководству;
  • деловой, предполагающий высокую профессиональную компетентность руководителя (или другого любого сотрудника), его способность лучше других решать организационные задачи и добиваться успеха;
  • личный (персональный), формирующийся на основе высоко ценимых индивидуальных качеств, не связанных непосредственно с должностными обязанностями. Например, такие качества, как порядочность, ум, коммуникабельность и приятность в общении, забота о людях, обширность познаний, скромность образа жизни, музыкальные и иные способности и т.п.

Информация о работе Введение в лидерство