Введение в delphi

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:57, лекция

Описание работы

Delphi – это мощная среда для скоростной разработки приложений – RAD (Rapid Application Development). В ее основу легли концепции объектно-ориентированного программирования на базе языка Object Pascal и визуального подхода к построению приложений.
Первой средой разработки с оболочкой визуального построения приложений была среда Visual Basic (VB). Первая 16-разрядная версия Delphi появилась в 1995 г.

Файлы: 1 файл

1_ЛекцияВведение в Delphi.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Лекция №1

Введение в  Delphi

Литература

1. Фаронов В.В. Delphi 5. Учебный курс,  1998.

2. Драхвелидзе П.Г., Марков Е.П.  Delphi 4, 1998.

3. Архангельский А.Я. Программирование в Delpi 5, 2000.

4. Оузьер Д. Освой самостоятельно Delphi 2, 1997.

5. Культин Н.Б. Самоучитель. Программирование на Object Pascal в D5, 1999.

6. Сван Т. Основы программирования в Delphi для W95, 1995.

 

Delphi – это мощная среда для скоростной разработки приложений – RAD (Rapid Application Development). В ее основу легли концепции объектно-ориентированного программирования на базе языка Object Pascal и визуального подхода к построению приложений.

Первой средой разработки с оболочкой  визуального построения приложений была среда Visual Basic (VB). Первая 16-разрядная версия Delphi появилась в 1995 г.

Идея визуального программирования состоит в том, что разработчик  программы может наглядно конструировать пользовательский интерфейс с помощью  мыши, а не обычным для прежних  времен путем: написанием кодов, их трансляцией и запуском программы, чтобы посмотреть, как это выглядит на экране.

Строительными блоками среды RAD являются визуальные средства управления OCX (VBX – 16-битная версия). Это средства управления, такие как кнопки, текстовые окна и т.д., которые обеспечивают обратную связь в процессе создания программы. Они могут быть добавлены к IDE (Integrated Development Environment) интегрированной среде разработки, помещены в палитру компонентов и пользователь может с ними работать.

Delphi имеет свою собственную версию VXB (OCX), называемую Visual Component (VC). VC создается в Delphi и заносится в библиотеку визуальных компонентов VCL (VC Library). Большинство компонентов выведено на палитру компонентов, так что они легко доступны. В Delphi возможно конструировать компоненты и добавлять в VCL.

Компонент – функциональный элемент, содержащий определенные свойства и размещаемый программистом  в окне формы.

Программирование под Windows существенно отличается от принципа составления программ под Dos. Метод линейного последовательного программирования был в мире Windows трансформирован и дополнен. Windows – динамическая система откликов на события. Например, после запуска Windows, компьютер ждет, пока что-либо не произойдет. Пользователь может нажать кнопку «Пуск», вызвать контекстно-зависимое меню, запустить приложение с помощью ярлыка на рабочем столе и Windows откликается на событие щелчка мыши. Именно это делает ее столь отзывчивой, готовой ко всему системой, что бы и в каком порядке пользователь не делал.

Основные составные  части среды программирования

  • Дизайнер Форм (Form Designer)
  • Окно Редактора Исходного Текста (Editor Window)
  • Палитра Компонентов (Component Palette)
  • Панель с кнопками быстрого доступа (Speed Bar)
  • Инспектор Объектов (Object Inspector)

Структура проекта

Проект  состоит из форм, модулей, установок параметров проекта, ресурсов и т.д. Вся эта информация размещается в файлах.

Файлы, создаваемые на этапе проектирования:

.DPR – файл проекта. Содержит информацию о формах и модулях, инициализирующий и запускающий приложение код.

.PAS – файл модуля. Некоторые модули связаны с формами. В некоторых хранятся процедуры и функции.

.DFM – текстовый файл – информация о форме. Каждому такому файлу соответствует файл программного модуля (.PAS).

.DFO – установки параметров проекта.

.DSK – файлы с конфигурацией рабочей области приложения

.RES – файл содержит такие ресурсы в двоичном формате, как пиктограмму программы и другие растровые изображения. Чтобы создавать и модифицировать .RES – файлы нужно вызвать Image Editor (меню Tools).

.~DP, .~DF, .~PA – файлы резервных копий модифицированных или сохраняемых файлов.

Файлы, создаваемые компилятором:

.EXE – исполняемый файл приложения.

.DCU – откомпилированная версия файлов программных модулей .PAS.

.DLL – динамически присоединяемая библиотека, создается при проектировании собственной DLL.

Никогда не удаляйте файлы  с расширениями .DPR, .PAS, .DFM.

Файл проекта:

program Project1;

uses

  Forms,

  Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1};

  Unit1 in 'Unit2.pas' {Form2};

{$R *.res} {Команда компонует бинарный файл ресурсов в скомпилированный .EXE-файл}

{Здесь можно дать описание констант, переменных, процедур. Все доступно в пределах этого файла}

begin

  Application.Initialize;

  Application.CreateForm(TForm1, Form1);

  Application.CreateForm(TForm2, Form2);

  Application.Run;

end.

Файл проекта представляет собой программу, записанную по правилам языка Pascal. Можно изменять и добавлять операторы в теле программы. Например, может потребоваться при запуске приложения на выполнение провести какие-то настройки или слать какой-то запрос пользователю и в зависимости от ответа создавать или не создавать те или иные формы. Например, если нужно, чтобы вторая форма приложения создавалась только в том случае, если при запуске приложения через командную строку в него была передана  опция ‘Yes’, нужно вместо оператора создания формы задать

if (ParamStr(1)=’Yes’) then  Application.CreateForm(TForm2, Form2);

Файл модуля:

unit Unit1;

interface // Открытый интерфейс модуля

uses {список подключаемых модулей}

  Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,  Dialogs;

type {объявление класса формы}

  TForm1 = class(TForm)

  private  // Закрытый раздел класса

    { Private declarations }

{Сюда могут помещаться  объявления переменных, функций и процедур, включаемых в класс формы, но не доступных для других модулей}

  public  // Открытый раздел класса

    { Public declarations }

{Сюда могут помещаться  объявления переменных, функций  и процедур, включаемых в класс  формы и доступных для других модулей}

  end;

var

  Form1: TForm1;

{Сюда могут помещаться  объявления типов, констант, переменных, функций и процедур, к которым будет доступ из других модулей, но которые не включаются в класс формы}

implementation // реализация модуля

{$R *.dfm}

{Сюда могут помещаться предложения uses, объявления типов, констант, переменных, функций и процедур, к которым не будет доступа из других модулей. Тут же должны быть реализации всех объявленных в разделе interface функций и процедур}

end.

Программирование в Delphi строится на тесном взаимодействии двух процессов: процесса конструирования визуального проявления программы (т.е. W-окна) и процесса написания кода, придающего элементам этого окна и программе в целом необходимую функциональность.

Между содержимым окон формы и кода существует неразрывная связь, которая строго отслеживается Delphi. Это означает, что размещение на форме компонента приводит к автоматическому изменению кода программы и наоборот. Программист сначала конструирует форму, размещая на ней очередной компонент, а уже после этого переходит к написанию фрагмента кода, обеспечивающего требуемое поведение компонента.

Чтобы придать компоненту нужные свойства, используется страница Properties Инспектора объектов.

Чтобы компонент мог откликаться на то или иное событие, программист должен создать обработчик события и указать его имя на странице Events Инспектора объектов.

Обработчик события оформляется  в виде процедуры, имеющей составное  имя. Первая часть имени – имя  класса формы, вторая часть отделяется точкой и может быть произвольной. Если Delphi автоматически формирует имя, то вторая часть имени – объединение имени компонента и имени события без предлога On.

procedure TForm1.ButtonClick(Sender: TObject);  
  begin  
 
  end;


Информация о работе Введение в delphi