Внешняя среда организации и ее характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы по анaлизу внeшнeй cpeды состоит в том, что грамотное руководство opгaнизaции должно суметь cвoeвpeмeннo cпpoгнoзиpoвaть пoявлeниe yгpoз и вoзмoжнocтeй, paзpaбoтaть cитyaциoнныe плaны нa cлyчaй вoзникнoвeния нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтв, paзpaбoтaть cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлит opгaнизaции дocтигнyть цeлeй и пpeвpaтить пoтeнциaльныe yгpoзы в выгoдныe вoзмoжнocти.
Цель работы - изучить факторы анализа внешней среды предприятия, а также особенности проведения анализа внешней среды.

Содержание работы

Введение…………………………................................................................................... 3
Глава 1.Структура внешней среды и её особенности.............................................. 5
Глава 2.Факторы глобальной внешней среды........................................................ 8
2.1.Экономические факторы.................................................................................... 8
2.2.Политические факторы....................................................................................... 9
2.3.Рыночные факторы.............................................................................................. 9
2.4. Технологические факторы............................................................................... 10
2.5.Факторы конкуренции....................................................................................... 11
2.6. Социальные факторы........................................................................................ 11
2.7. Международные факторы................................................................................ 12
Глава 3. Факторы локальной внешней среды....................................................... 13
3.1. Поставщики....................................................................................................... 13
3.2. Законы и государственные организации........................................................ 15
3.3. Потребители...................................................................................................... 16
3.4. Конкуренты....................................................................................................... 17
Глава 4. Методы анализа внешней среды............................................................... 19
4.1. Метод SWOT..................................................................................................... 19
4.2. Матрица возможностей.................................................................................... 21
4.3. Матрица угроз................................................................................................... 22
4.4. Метод составления профиля............................................................................ 22
Заключение.................................................................................................................... 22
Список использованных литературных источников.............................................24

Файлы: 1 файл

курсовая работа.Теория управления..docx

— 80.33 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………................................................................................... 3 
 
Глава 1.Структура внешней среды и её особенности.............................................. 5 
 
Глава 2.Факторы глобальной внешней среды........................................................ 8  
 
       2.1.Экономические факторы.................................................................................... 8 
 
       2.2.Политические факторы....................................................................................... 9 
 
       2.3.Рыночные факторы.............................................................................................. 9 
 
       2.4. Технологические факторы............................................................................... 10 
 
       2.5.Факторы конкуренции....................................................................................... 11 
 
       2.6. Социальные факторы........................................................................................ 11 
 
       2.7. Международные факторы................................................................................ 12 
 
Глава 3.  Факторы локальной внешней среды....................................................... 13 
 
       3.1. Поставщики....................................................................................................... 13 
 
       3.2. Законы и государственные организации........................................................ 15 
 
       3.3. Потребители...................................................................................................... 16 
 
       3.4. Конкуренты....................................................................................................... 17 
 
Глава 4. Методы анализа внешней среды............................................................... 19 
 
       4.1. Метод SWOT..................................................................................................... 19 
 
       4.2. Матрица возможностей.................................................................................... 21 
 
       4.3. Матрица угроз................................................................................................... 22 
 
       4.4. Метод составления профиля............................................................................ 22 

Заключение.................................................................................................................... 22 
 
Список использованных литературных источников.............................................24 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. 
 
Анaлиз внeшнeй cpeды cлyжит инcтpyмeнтoм, пpи пoмoщи кoтopoгo paзpaбoтчики cтpaтeгии кoнтpoлиpyют внeшниe пo oтнoшeнию к opгaнизaции фaктopы c цeлью пpeдвидeть пoтeнциaльныe yгpoзы и внoвь oткpывaющиecя вoзмoжнocти.  
 
Актуальность работы по анaлизу  внeшнeй  cpeды состоит в том, что грамотное руководство opгaнизaции должно суметь cвoeвpeмeннo cпpoгнoзиpoвaть пoявлeниe yгpoз и вoзмoжнocтeй, paзpaбoтaть cитyaциoнныe плaны нa cлyчaй вoзникнoвeния нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтв, paзpaбoтaть cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлит opгaнизaции дocтигнyть цeлeй и пpeвpaтить пoтeнциaльныe yгpoзы в выгoдныe вoзмoжнocти. 
 
        Цель работы - изучить факторы анализа внешней среды предприятия, а также особенности проведения анализа внешней среды. Для решения поставленных целей  предстоит решить следующие  задачи: 
 
-определить понятие внешней среды организации и  основные факторы, влияющие на неё; 
 
- определить сущность анализа и рассмотреть различные виды методов анализа внешней среды, дать им характеристику. 
 
 Объектом исследования является внешняя среда организации, предметом - анализ различных факторов внешней среды и их влияние на организацию, методология анализа внешней среды. 
 
Структура  данной работы представлена введением, где обозначены актуальность, цели, задачи работы, объект и предмет исследования; четырьмя главами, в которых раскрываются главные понятия темы курсовой работы и даётся полное описание ключевым процессам и явлениям; заключением, где подведены итоги работы и сделаны выводы  и списком использованной литературы и интернет-ресурсов, которые стали основными источниками информации при работе над данной темой. Информационно-методическое обеспечение курсовой работы составляют два рисунка и четыре таблицы. 
 
При написании данной работы  были использованы труды известных авторов, таких как А.Н.Дятлов, Г.Я Гольдштейн, В.С.Соловьев и других. А также проведена работа с периодическими изданиями, такими как журнал «Маркетинг» и журнал «Эксперт». 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Структура внешней среды и ее особенности.

 

 

 
 
Рис. 1.1. Внешняя  среда организации 
         

Внешняя среда организации  — это все то, что лежит за пределами организации и имеет  возможность влиять на ее жизнедеятельность. Степень влияния внешних факторов может быть различной, поэтому внешнюю  среду подразделяют на «ближнее»  организационное окружение (его  факторы непосредственно влияют на организацию) и «дальнее» окружение (факторы которого воздействуют на организацию опосредованно).   С точки зрения интенсивности взаимодействия деловой организации  и её окружения можно условно выделить три группы: 
 
Локальная среда (среда прямого воздействия) - это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К объектам локальной среды традиционно относят потребителей, поставщиков, конкурентов, законы и государственные органы, и профсоюзы. Можно распределить объекты локальной среды на основе групп интересов и проблем, которые обязана учитывать компания в своем бизнесе и выделить: интересы и мнения клиентов, интересы и нормативы регулирующих органов, интересы и проблемы рынков (на которых действует организация) и, наконец, проблемы конкуренции и баланса конкурентных сил. 
 
Глобальная среда (среда косвенного воздействия) - наиболее общие силы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной деятельностью организации, однако в целом, формирующие контекст бизнеса. Выделяются  семь групп таких сил:социокультурные, технологические, силы торговли, экономические, экологические, политические и правовые. 
 
Международная среда (среда бизнеса многонациональных компаний) - когда компания выходит за пределы страны своего происхождения и начинает осваивать зарубежные рынки, в действие вступают факторы международного бизнеса, к которым чаще всего относят уникальные особенности культуры, экономики, государственного и иного регулирования, а также политической обстановки [4, c.189-190]. 
 
Особенности среды внешнего окружения заключаются в её сложности и подвижности, сюда также можно включить и неопределённость. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.  Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Неопределённость внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределённой, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать её высоконадёжной.   
 
Очень большое количество факторов приходится учитывать менеджерам. Здесь можно выделить несколько факторов, которые стоят выше других, таковыми являются: высокие налоги, правительственное регулирование и бюрократия, трудности в поисках источников финансирования и нахождения хороших работников. И это действительно очень важные факторы, так как именно они являются основными препятствиями и проблемами. Если их рассматривать подробно, то это станет явно. 
 
 
 
 
Глава 2. Факторы глобальной внешней среды 

В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды, но наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде  любых организаций выделяют два  уровня: микро- и макросреду. 
 
 
 
 
Рис.2.1. Схема «Факторы внешней среды» 
 
       
 
Рассмотрим содержание факторов внешней среды. 
 
             
 
2.1. Экономические факторы 
 
Здесь анализируются темпы инфляции (дефляции), величина ВНП, налоговые ставки, международный платежный баланс, уровень занятости населения, нормы накопления, платежеспособность предприятий ,то, как формируются и распределяются ресурсы. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы. Анализ экономических факторов представляет собой комплексную оценку, но никак не отдельное оценивание его составляющих.  

2.2. Политические  факторы 
           

Они серьезно влияют на разные виды бизнеса. Обычно к политическим факторам относят: политическую ситуацию в стране; стабильность; лояльность властей; протекционизм в отрасли; наличие административных барьеров; систему охраны собственности. 
 
         При этом следует учитывать такие важные движущие силы, как изменение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма. Нельзя сбрасывать со счетов угрозу вооруженных конфликтов, резкое сокращение импорта или экспорта, введение эмбарго и различных торговых санкций, рассчитанных на экономическое подавление. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов организации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение сил трудящихся с управляющих фирмой [13, c.102-104]. 

2.3.  Рыночные факторы 
 
  К таковым относятся изменение рыночных отношений (емкость, стабильность и защищенность), уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы товаров, доля рынка занимаемой организации. 

2.4. Технологические  факторы 
 

Организация обязана следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые коренным образом преобразят технологию изготовления продукции. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства (ноу-хау), конструкционных материалах, в управлении, в технологии информационного обеспечения.  
 
  Научно-технические достижения серьезно изменяют среду функционирования фирмы. Появляются новые технологии, новые изделия, что, безусловно, усиливает конкуренцию.  Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее  огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технический потенциал для осуществления коренных изменений преимущественно создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям. Отслеживание процесса развития технологий важно не только в связи с тем, что необходимо вовремя начать использование новых технологических достижений, но также и в связи с тем, что организация должна предвидеть и спрогнозировать момент отказа от используемой технологии. Это означает, что процесс изучения технологической компоненты макроокружения должен способствовать выбору таких решений, которые позволяют не опоздать с началом технологического обновления и не задержаться слишком долго с использованием когда-то передовой технологии и с производством когда-то нового продукта [5, c.114-116]. 

2.5. Факторы конкуренции 
           

Анализ факторов конкуренции предлагает контроль  за действиями конкурентов. Здесь нужно отвечать на вопросы: кто конкурент? что им движет? что он делает? что может сделать? В анализе конкурентов выделяют следующие диагностические зоны: оценка их текущей стратегии, анализ будущих целей конкурентов, анализ сильных и слабых сторон конкурентов и перспектив их развития. 

2.6.  Социальные факторы 
         

Деятельность предприятия  нередко в существенной степени  зависит от различных социальных факторов. Они могут включать в  себя социальные потребности и запросы, определяющие жизнедеятельность сотрудников  данного предприятия; вопросы, связанные  с общественной жизнью региона, где  расположено предприятие. Вот ряд  социальных факторов, влияющих на деятельность предприятия: демографическая ситуация в регионе; половозрастная структура  населения; средний уровень дохода и прожиточный минимум; культурная среда и моральные ценности, религия; уровень образования. 
 
К социальным факторам, играющим существенную роль в функционировании предприятия, относят также способ привлечения сотрудников к профессиональной деятельности .Кроме того, к социальным факторам можно отнести стиль жизни  работников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношениях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания людей от работы  организации; различные риски, опасения и пр. Особенность социальной компоненты состоит в том, что она влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще одной отличительной особенностью социальных процессов является то, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения [10, c.170-174]. 

2.7. Международные  факторы 
        

Важным фактором внешней  среды, оказывающим возрастающее влияние  на международные операции предприятий, становится деятельность международных организаций. Наиболее многогранное воздействие на хозяйственную деятельность организаций оказывают структуры Европейского союза. Примером здесь может быть Единая согласованная политика в области конкуренции. Определены основные направления такой политики, правила конкуренции в рамках ЕС, согласовано законодательное регулирование процедур создания и регистрации компаний, их деятельности, бухгалтерской и финансовой отчетности и т.д. Важным итогом этой работы стало принятие Устава Европейской компании. Другой пример международного регулирования деятельности организаций - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенное в 1947 году между 23 государствами (в том числе и США). Каждое из этих государств согласилось предоставлять другим равный и недискриминационный  режим торговли, снижать на основе многосторонних договоренностей тарифы и со временем устранить импортные квоты [6, c.76-79]. 
 
 Изучение факторов макроокружения не должно ограничиваться определением их состояния в текущем периоде. Необходимо отслеживать и предвидеть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и  попытаться предсказать направление развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут раскрыться перед ней в будущем. 
 

 

 

Глава 3.Факторы  локальной внешней среды 
 
3.1. Поставщики 
 
 
С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входящих элементов в  выходящие. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - пример воздействия внешней   среды  на операции и успешность деятельности любой организации. 
В ряде случаев все организации определенного региона ведут дела с одним или практически с одним поставщиком. Например, обеспечение энергией, когда все организации получают энергию по ценам, установленным государством. При этом такие изменения, как повышение цен, подействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию. 
         

Материалы 

Некоторые организации зависят  от непрерывного притока материалов. Японцев считают создателями  методов ограничения запасов. Фирмы, для которых материалы – входы, считают, что то, что необходимо для  следующего этапа производственного  процесса должно доставляться по принципу «точно в срок». Такая система  снабжения требует тесного взаимодействия производителя с в высшей степени взаимосвязанными поставщиками. В других странах может понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объёма запасов. Крупные производители пива, например, заключают контракты с несколькими бумагопроизводителями на картон стандартного размера – под шесть банок пива и обеспечивают тем самым постоянный приток упаковочного материала, расходуемого в больших количествах. Таким путём производители пива обеспечивают свою безопасность на случай забастовки или производственных трудностей, которые в ситуации одного поставщика картона помешали бы выпуску пива в популярных шестибаночных упаковках. Однако запасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы и хранение, а не на другие нужды. Эта взаимозависимость между деньгами и поставщиками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных.  
 

 

Капитал 

. Для функционирования и развития организации нужен капитал. В качестве потенциальных инвесторов могут выступать: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности получить нужный объем средств. Каждая фирма обязательно анализирует своё финансовое положение и определяет источники финансирования, а именно: 
 
· Распределение капитала в целом на собственный и заёмный в зависимости от его рентабельности; 
 
· Потребности в долгосрочных займах и краткосрочных кредитах по видам, странам, условиям получения и погашения; 
 
· Источники получения займов и кредитов; 
 
· Расчёт стоимости кредитов с учётом нормы учётного процента и сроков погашения кредитов; 
 
· Получение доходов от хранения собственных средств в банках 
 
[9, c.222-224]. 
 
    
Трудовые ресурсы 

Информация о работе Внешняя среда организации и ее характеристики