Внешняя среда организации
и ее характеристика
***
Введение:
В
управленческой мысли представление о
значении внешнего окружения и необходимости
учитывать силы, внешние по отношению
к организации, появилось в конце 50-х годов.
Это стало одним из важных вкладов системного
подхода в науку управления, поскольку
подчёркивалась необходимость для руководителя
рассматривать свою организацию как целостность,
состоящую из взаимосвязанных частей,
в свою очередь опубликованных связями
с внешним миром. Ситуационный подход
позволил расширить теорию систем за счёт
разработки концепции, согласно которой
наиболее подходящий в данной ситуации
метод определяется конкретными внутренними
и внешними факторами, характеризующими
организацию и влияющими на неё соответствующим
образом.
Системный
и ситуационный взгляды на вещи привлекли
внимание как реакция на изменения, в возрастающей
мере влияния на успешность действий организации.
Сегодняшние изменения во внешнем мире
заставили обратить на внешнюю среду ещё
большее внимание, чем когда-либо. Как
пишет Эльвар Эльбинг: «Внешнее окружение
организации всё больше становится источником
проблем для современных руководителей.
По сути дела, руководители самых важных
для общества организаций - деловых, образовательных,
государственных - под влиянием недавних
событий в мире были вынуждены сосредоточить
внимание на быстро изменяющейся среде
и её воздействиях на внутреннее строение
организации».
Даже
если бы изменения не были столь значительны,
руководителям всё равно пришлось бы учитывать
среду, поскольку организация как открытая
система зависит от внешнего мира в отношении
поставок ресурсов, энергии, кадров, а
также потребителей. Поскольку от руководства
зависит выживание организации, менеджер
обязан уметь выявлять существенные факторы
в окружении, которые повлияют не его организацию.
Более того он должен предложить подходящие
способы, регулирования на внешнее воздействия.
***
Внешняя
среда представляет собой совокупность
элементов, находящихся за пределами грани
организации и определяющих особенности
ее функционирования.
***
Особенностями внешней среды организации
является:
- Неопределенность внешней среды
- зависит от объема информации, которой располагает организация о том или ином факторе, а также от степени ее уверенности в надежности этих данных. Если информации мало или существуют сомнения в ее достоверности, среда более неопределенная, чем если данных достаточно и можно быть уверенными в их надежности.
- Изменчивость внешней среды
- определяется скоростью ее изменения. Чтобы принимать обоснованные решения организациям и их подразделениям, действующим в более изменчивой среде, необходимо иметь более разнообразную информацию, что серьезно усложняет процесс принятия решений в них.
- Сложность внешней среды
- определяется количеством факторов, на которые должна реагировать организация, и числом вариаций каждого фактора.
- Все факторы внешней среды взаимодействуют
между собой
- это определяется тем, насколько изменение
одного фактора повлияет на остальные.
***
Внешняя
среда рассматривается как совокупность
двух относительно самостоятельных подсистем:
- Микросреда
- Макросреда
Микросредой
называется уровень внешней среды организации,
состоящий из компонентов, которые оказывают
непосредственное и незамедлительное
влияние на менеджмент организации.
Основными
компонентами микросреды являются:
- Поставщики
-с точки зрения системного подхода организация
– это механизм для преобразования входящих
ресурсов в выходящие. К основным видам
входящих ресурсов относятся материалы,
оборудование, энергия, капитал и рабочая
сила. Взаимосвязь организации с сетью
поставщиков, от которых она получает
эти ресурсы, - один их ярчайших примеров факторов, влияющих на операционную
деятельность и успех организации.
- Трудовые ресурсы
- организация не будет эффективной, если она не обеспечена рабочей силой нужной квалификации. Если она не имеет персонала, способного эффективно использовать сложные технологии, капитал и материалы, все эти ресурсы практически бесполезны.
- Законодательные органы
- каждая организация имеет определенный правовой статус – единоличное владение, корпорация, некоммерческая организация и т.д., - определяющий ее бизнес-методы, размер налогов и многое другое.
- Органы государственного регулирования
- организации обязаны не только соблюдать федеральные законы, но и выполнять требования органов государственного регулирования, которые часто имеют силу закона.
- Потребители
- выживание и сама причина существования организации зависят от ее умения находить потребителя и удовлетворять его запросы. Принимая решения, какие товары и услуги и по какой цене они хотят приобрести, потребители диктуют организации свои условия относительно практически всего, что касается выводимых ресурсов ее деятельности, включая ее взаимодействие с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.
- Конкуренты
- менеджеры всех организаций знают, что если они не удовлетворяют запросы потребителей столь же эффективно, как их конкуренты, то рано или поздно им придется уйти с рынка. Конкурентная деятельность влияет и на такие внутренние факторы, как условия и оплата труда и характер отношений менеджеров с персоналом.
Макросредой называется уровень внешней
среды организации, состоящий из компонентов,
которые, как правило, характеризуются
глобальными масштабами и имеют слабое
непосредственное влияние на менеджмент
организации.
Основными компонентами макросреды являются:
- Экономические условия
- менеджер должен уметь оценивать последствия изменения общих экономических условий для своей организации. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и на способность потребителей приобретать товары и услуги.
- Научно-технический прогресс
- технологии – важнейшая внутренняя переменная и внешний фактор одновременно. Технологические нововведения влияют на эффективность выпуска и продажи продуктов, на скорость их устаревания, на способы сбора, хранения и распределения информации и на то, какие новые товары и услуги потребители ожидают получить от организации.
- Социокультурные изменения
- любая организация функционирует как минимум в одной культурной среде. Это значит, что социокультурные факторы – отношение, ценности и традиции – оказывают на них определенное влияние.
- Политические изменения
- для менеджеров особое значение имеют некоторые аспекты политической среды. Например, настрой административных, законодательных и судебных органов по отношению к бизнесу. В демократическом обществе он обусловлен социокультурными тенденциями и сильно влияет на решения правительства в области налогообложения, налоговых льгот и торговых тарифов, стандартов безопасности труда, найма и продвижения представителей национальных меньшинств, защиты потребителей, охраны окружающей среды, контроля цен ит.д.