Управленческие решения и эффективность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление, обоснование, опытно-экспериментальная проверка условий принятия эффективных управленческих решений.
На основе цели, объекта и предмета исследования были определены следующие задачи:
1 Проанализировать теоретические основания принятия управленческих решений.
2 Выявить общие подходы, раскрыть сущность и. технологию организации управленческих решений, изучив состояние разработанности вопроса в теории и практике.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика управленческих решений 6
1.1. Возникновение науки об управленческих решениях 6
1.2. Функции решения 7
1.3. Типология управленческих решений 8
1.4. Условия и факторы качества управленческих решений 12
1.5. Применение руководителями научных подходов к менеджменту 14
Вывод 16
Глава 2. Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения 18
2.1. Модели процесса разработки управленческих решений 18
2.2. Организация и алгоритм процесса разработки управленческого решения 20
Вывод 28
Глава 3. Эффективность управленческих решений и ее оценка 29
3.1. Понятие эффективности и ее основные показатели 29
3.2. Эффективность решений 30
3.3. Принципы оценки эффективности разработки управленческого решения 35
3.4. Методы оценки эффективности 35
3.5. Особенности методов коллективного решения. Метод номинальной групповой техники 37
3.6. Технология ведения «Деловых бесед» 39
3.7. Рекомендации по применению технологии деловых бесед 51
Вывод 51
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56

Файлы: 1 файл

Управленческие решения.docx

— 139.16 Кб (Скачать файл)

Процесс контроля связан с  принятием решения о том, что, как и когда контролировать, какие  виды и формы контроля использовать, как производить анализ полученной информации и каким образом корректировать процессы в соответствии с данными  контроля. Управленческие решения всегда связаны с необходимостью воздействий  на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние и, так  как это требует затрат времени, можно с полным основанием говорить о процессе принятия решений. Начальный  импульс процессу принятия решений  задает информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а  воздействие осуществляется после  выработки и принятия соответствующего решения, которое в виде той или  иной информации (команда, приказ, распоряжение, план и т.д.) подается на «вход» управляемого объекта. Таким образом, процесс принятия управленческих решений носит циклических характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать. Поэтому основным элементом каждого процесса принятия решений является проблема, под которой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производство) желаемому или заданному, т.е. цели или результату деятельности. Выработка плана действия по устранения проблемы составляет сущность процесса принятия решений. Детальная структуризация процесса принятия управленческих решений представлена на схеме.

Схема процесса принятия управленческих решений:

  • постановка проблемы;
  • формирование решений;
  • выбор и реализация решения проблемы.

Здесь в составе каждого  из этапа (постановка задачи принятие решений, формирование решений, выбор  и реализация решения) выделены процедуры  необходимые для реализации целевых  установок каждого этапа. Так, основу для постановки задачи принятия решения  составляет возникновение ситуации, которая вызывает появление проблемы. Описание проблемной ситуации дает представление  о факторах, которые необходимо тщательно проанализировать и рассмотреть при решении. Прежде всего, требуется установить, являются ли они внутренними или внешними по отношению к данной организации, т.к. возможности воздействия на эти две группы факторов различные.12

К внутренним факторам, в  наибольшей мере в зависящим от самого предприятия относят: цели и стратегию  развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ и т.д. Они формируют предприятие как систему, взаимосвязь и взаимодействие которой обеспечивает достижение стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость принятия мер управленческого воздействия направленных на сохранение свойств системы как целостного образования. Внешние факторы в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируют среду, в которой работает организация. В современных условиях она характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии организационных решений.

Группа внешних факторов практически неуправляема со стороны  менеджеров организации, но оказывает  на ее деятельность косвенное влияние, которое необходимо учитывать к  ней относят состояние экономики  страны, уровень научно технического и социального развития, социо-культурную и политическую обстановку и т.п..

Необходимым элементом (и  параметром) процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его  различных этапах. На этапе постановке задачи принятия решений - это оценка границ, масштабов и уровня распространения  проблемы и проблемной ситуации, на этапе решения - оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами, на этапе принятия решения - оценка ожидаемых последствий его реализации. Для этой цели используются критерии.

2.2. Организация и алгоритм процесса разработки управленческого решения

Технология менеджмента  рассматривает управленческое решение  как процесс, состоящий из 3 стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого  решения проводится экономический  анализ ситуации на микро - и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а так же выявляются и формулируются проблемы, требующие решения на стадии принятия решения. Осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения  принимаются меры для конкретизации  решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому цель управленческой деятельности состоит в нахождении так форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения  могут быть обоснованными принимаемыми на основе экономического анализа и  многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.13

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей  и прогнозируемой информации, анализе  всех факторов оказывающих влияние  на решения, - с учетом предвидения его возможных последствий. Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Количество информации, которую  необходимо переработать для выработки  эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно  превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Методы принятия решений, направленные на достижение намеченных целей могут быть различными:

  • метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
  • метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
  • метод, основанный на научно-практическом подходе, предлагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной техники.

Проблема выбора руководителем  решения одна из важнейших в современной  науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность  принятия им одного из нескольких вариантов  возможных решений.

Поскольку руководитель имеет  возможность выбирать решения, он несет  ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в  исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией; Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:

  • обоснованность решения;
  • оптимальность выбора;
  • правомочность решения;
  • краткость и ясность;
  • конкретность во времени;
  • адресность к исполнителям;
  • оперативность выполнения.14

Принятие  управленческих решений предполагает использование следующих факторов:

  • иерархии;
  • целевых межфункциональных групп;
  • формальных правил и процедур;
  • планов;
  • горизонтальных связей;

Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении. В американских компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации, и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень, чтобы не нарушать принцип звенности, в управлении.

Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы, для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в состав их входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений, на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.

Использование формальных правил и процедур в принятии решений это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.

Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы в целом. Планирование - тот важный вид управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Система контроля и бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы.

Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений.

Технология менеджмента  имеет следующие составляющие:

  • общее руководство принятия решения;
  • правила принятия решений;
  • планы в принятии решении;
  • принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия
  • целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях);
  • матричный тип взаимодействия.

Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь  между уровнями управления, последние  три - горизонтальную связь в координации  принимаемых решений.

Фирма может использовать, как простой, так и сложный  механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых  решений и возможностей их реализации.

Общее руководство принятием  решений предполагает, что процесс  принятия решений находится в  руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь  вышестоящему руководителю. Здесь создается  иерархия в принятии решения по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящим, минуя своего непосредственно руководителя.

Правило принятия решений, или  нормативы, обычно разрабатываются  и издаются самими фирмами. В них  формулируются действия, необходимые  для реализации принятых решений  в определенных условиях. Эти правила  имеют целью осуществление координации  между различными подразделениями  и делятся на оперативные, стратегические, организационные.

Оперативные правила обычно формулируются в среднем управленческом звене в виде различных инструкций.

Стратегические правила, или деловая политика, включают такие  виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организации сбытовой сети, способов установления цен, условий  и гарантий при продаже изделий  фирмы и др. Стратегические правила  обычно формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.15

Организационные правила  основываются на местном или государственном  законодательстве. Они касаются таких  вопросов, как определение цели и характера деятельности фирмы, ее отношений с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Эти правила устанавливают владельцев фирмы, их права и ответственность, а так же размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители могут распоряжаться финансовыми средствами фирмы.

Информация о работе Управленческие решения и эффективность управления