Стратегическое планирование на примере компании ОАО «ЛУКОЙЛ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить принципы современного менеджмента на примере ОАО «Нефтяная компания «ЛУКойл», которые привели ее к успеху и к известности не только в России, но и в других странах. Современная нефтяная компания - это нечто большее, чем сложнейшие высокие технологии на всех стадиях от разведки месторождений до транспортировки и переработки нефти плюс не менее сложная система управления и принятия решений. Крупная нефтяная компания сегодня - это прежде всего высочайшая ответственность, поскольку ее сверхзадача - бережное использование подземных богатств, эффективное превращение их в необходимый потребителю конечный продукт и его своевременная доставка по назначению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ПЛАНЫ 4
1.1. Сущность и функции стратегического планирования 4
1.2. Процесс разработки стратегических планов 6
1.3. Методика составления, структура и содержание
стратегического плана 11
2. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «ЛУКОЙЛ» 20
2.1. Характеристика компании 20
2.2. Организационная структура и характеристика внутренней среды организации 22
2.3. Стратегический план компании 26
2.4. Программа стратегического развития компании на 2008-2017гг 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 219.96 Кб (Скачать файл)

Эта двуединая  задача решается через реализацию следующих  направлений: разработка высокопродуктивных запасов в новых перспективных регионах (Тимано-Печора, Север Каспия); поддержание объемов добычи нефти в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье; участие в проектах по разработке высокопродуктивных запасов нефти и газа за пределами России; проведение геологоразведочных работ; расширение применения современных технологий, позволяющих снижать издержки производства.

В области  нефтепереработки и маркетинга целью  Компании является увеличение объема продаж и расширение рынков сбыта  на основе: увеличения числа центров  переработки нефти в России и  за рубежом в увязке с расширением  розничной сети реализации нефтепродуктов и освоением новых рынков сбыта, включая зарубежные; модернизации нефтеперерабатывающих мощностей с целью расширения ассортимента и повышения качества производимых нефтепродуктов. Другие стратегические цели ЛУКОЙЛ включают: дальнейшую диверсификацию бизнеса Компании (нефтехимия, транспортировка, газодобыча и связанные с этим услуги); повышение степени финансовой прозрачности путем перехода на международные стандарты отчетности; сочетание роста действующих предприятий с новыми поглощениями и альянсами, позволяющими увеличить потенциал Компании и снизить издержки. Стратегические планы в области кадровой политики направлены на: изучение коньюктуры рынка; выявление наиболее перспективных и одаренных специалистов (студентов, школьников), их привлечение и обучение; мониторинг уровня оплаты труда, социальных гарантий внутри компании и среди конкурентов; построение базовой работы отделов департамента по максимально унифицированным схемам, позволяющим большой объем работы выполнить с наименьшей вероятностью ошибок и минимальным штатом сотрудников.

Что касается социальной деятельности, то здесь  рассмотрены следующие направления: вопросы социальной защищенности работников компании, членов их семей и неработающих пенсионеров являются приоритетными при разработке и осуществлении социальных программ; финансирование социальных программ предусмотрено в бюджетах компании и всех дочерних обществ; заработная плата в 2000 году выплачивалась без задержек; регулярно выплачивались надбавки, предусмотренные законодательством; в бюджетах компании и дочерних обществ предусмотрены средства на возмещение части стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, финансирование их централизованного приобретения; в 2000 году в Компании и дочерних обществах организованы отдых и лечение по льготным путевкам для 13 тыс. работников и 8,5 тыс. детей. НК «ЛУКОЙЛ» заботится о своих работниках не только в период их работы в компании, но и после ухода на пенсию.

Международные проекты. Увеличение рыночной доли зарубежных операций - одна из составных частей стратегии развития Компании. Рост доли зарубежных операций Компании свидетельствует о постепенной трансформации ЛУКОЙЛ в международную корпорацию. В настоящее время зарубежные запасы составляют 30% от общих запасов нефти Компании. Доля добычи и переработки нефти за пределами России в общих объемах производства ЛУКОЙЛ составляет соответственно 3% и 30%.

Компания  активно разрабатывает проекты  по разведке и добыче нефти и газа на территории республик бывшего  СССР. В Казахстане она имеет доли в 3-х действующих проектах: 5% в разработке нефтяного месторождения Тенгиз; 15% в Соглашении о разделе продукции по газоконденсатному месторождению Карачаганак; 50% в разработке нефтяного месторождения Кумколь; в Азербайджане также разрабатываются 3 проекта.

Компании  принадлежат: 10% долевого участия в  разработке морских месторождений Азери, Чыраг, Гюнешли; 5% долевого участия в Соглашении о разделе добычи на месторождении Шах-Дениз; 60% долевого участия в Соглашении о разведке, разработке и долевом разделе добычи по перспективному блоку D-222 (Ялама)

В дальнем  зарубежье ЛУКОЙЛ имеет долевое  участие в следующих проектах: разработка второй очереди месторождения Западная Курна в Ираке - 68,5%; разработке месторождения Мелейя в Египте - 6%. ЛУКОЙЛ планирует наращивать объемы работ по зарубежным проектам в качестве одного из основных условий обеспечения своего устойчивого развития [12].

Сегодня НК «ЛУКОЙЛ» поддерживает партнёрские отношения с такими компаниями как                          

        

 

 

2.4. Программа стратегического развития  компании «Лукойл» на 2008-2017 годы

Совет директоров ОАО "ЛУКОЙЛ" утвердил программу стратегического развития группы "ЛУКОЙЛ" на 2010-2019 годы. Об этом сообщила пресс-служба ЛУКОЙЛа. Данная программа является корректировкой "Программы стратегического развития группы "ЛУКОЙЛ" на 2008-2017 годы", утвержденной Советом директоров в 2007 году. Основными предпосылками  необходимости корректировки явились  уточнение макроэкономического  и маркетингового прогнозов в  РФ и зарубежных странах на 2010-2019 годы, обусловленных мировым финансово-экономическим  кризисом, уточняется в сообщении.

В результате экономического кризиса, произошедшего  снижения спроса на сырье, неопределенности на финансовых и потребительских  рынках компания решила переориентировать  стратегию с наращивания объемов  добычи на стратегию роста свободного денежного потока. Приоритетной целью  программы является достижение конкурентного  уровня доходности за счет отбора наиболее эффективных проектов. Приоритетной целью программы является достижение конкурентного уровня доходности за счет отбора наиболее эффективных проектов. Программа стратегического развития предусматривает решение следующих стратегических задач: обеспечение устойчивого роста свободного денежного потока; обеспечение роста добычи углеводородов; полная компенсация добычи приростом запасов при затратах ниже конкурентного уровня; географическая диверсификация добычи углеводородов; вывод малоэффективных активов бизнес-сегмента "Геологоразведка и добыча" в специализированную компанию; монетизация запасов газа, включая утилизацию попутного газа, синергия с энергетикой и нефтехимией; модернизация нефтеперерабатывающих мощностей, в первую очередь в РФ, с целью увеличения сложности процессов и выхода светлых нефтепродуктов; выборочное развитие сбытовых сетей в приоритетных регионах, рост эффективности в традиционных регионах за счет модернизации активов и продвижения бренда. Основными инструментами реализации поставленных задач должны стать повышение производительности труда, рост энергоэффективности, безусловная дисциплина капиталовложений, раскрытие потенциала научно-проектного комплекса компании, продолжение мероприятий по упрощению организационной структуры и выведению за пределы компании непрофильных видов деятельности.

Кроме того, приоритетным финансовым показателем  для оценки прогресса в реализации стратегии компании остается рентабельность на задействованный капитал, уровень  которой должен соответствовать  показателям ведущих мировых  нефтяных компаний. Компания планирует  использовать возросший свободный  денежный поток для увеличения доходов  акционеров путем роста дивидендных  выплат и выкупа акций, уточняется в  сообщении.

ОАО "ЛУКОЙЛ" заявляет, что сообщит подробности  программы стратегического развития по истечении периода применения норм международного законодательства, ограничивающих публикацию планов и  перспектив деятельности группы "ЛУКОЙЛ". Компания сделает соответствующее  сообщение в декабре текущего года. На заседании Совета директоров также обсуждались меры по укреплению сырьевой базы компании на 2010-2019 годы. Эти меры направлены на безусловное выполнение программ геологоразведочных работ предприятий группы на 2010-2019 годы, обеспечивающих 100% компенсацию добычи приростами запасов углеводородов. Совет директоров также утвердил политику ЛУКОЙЛа по работе с акционерами. Компания гарантирует своим акционерам обеспечение всех прав, установленных действующим законодательством РФ, локальными нормативными актами ЛУКОЙЛа, вытекающих из обязательств компании в связи с обращением ее ценных бумаг на российских и зарубежных фондовых биржах, а также добровольно предоставляемых акционерам в рамках приверженности ЛУКОЙЛа лучшим стандартам международной практики корпоративного управления. Также было принято решение разработать программу ОАО "ЛУКОЙЛ" по работе с акционерами на 2010-2014 годы. ОАО "ЛУКОЙЛ" - вторая по объемам добычи нефти компания в РФ. По итогам 2008 года компания добыла 90.2 млн т нефти. Уставный капитал равен 21264081.375 руб. В обращении находится 850563255 обыкновенных акций номиналом 0.025 руб. Наиболее крупный пакет акций компании контролируется ее менеджментом. По состоянию на сентябрь 2008 года президент НК "ЛУКОЙЛ" В.Алекперов контролирует 20.58% акций нефтяной компании, вице-президент Л.Федун прямо и косвенно являлся держателем более 9.25% акций. Американской ConocoPhillips принадлежит 20% акций ЛУКОЙЛа. Чистая прибыль ЛУКОЙЛа по US GAAP за I квартал 2009 года снизилась в 2.9 раза до $1.112 млрд c $3.203 млрд годом ранее, выручка - в 1.5 раза до $14.745 млрд с $24.955, прибыль до налогообложения снизилась - на 5.2% до $1.502 млрд с $4.174 млрд. Показатель EBITDA снизился на 49.8% до $2.414 млрд. По данным ИПС "ДатаКапитал", чистая прибыль ЛУКОЙЛа по РСБУ за 9 месяцев 2009 года снизилась на 39.5% до 39.255 млрд руб. с 64.868 млрд руб.годом ранее. Выручка компании составила 416.3 млрд руб. по сравнению с 567.7 млрд руб. за аналогичный период предыдущего года. Рентабельность продаж упала до 8.5% с 9.8%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная  курсовая работа посвящена изучению особенностей составления стратегического  плана и его правильного оформления. Стратегический план - план, который позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности стратегического планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.

Стратегическое  планирование – это процесс осуществления  совокупности систематизированных  и взаимосвязанных работ по определению  долгосрочных целей и направлений  деятельности предприятий.

Стратегическое  планирование — это то звено, ухватившись  за которое можно вытянуть всю  цепь предприятий Украины, включая  средние и малые предприятия. Главное — использовать его последовательно, сообразуясь как с внешними обстоятельствами, так и внутренней средой, ее особенностями. Но при этом нельзя забывать, что  предприятия не существуют вне экономики  и в значительной мере определяют ее состояние. В свою очередь и  экономика предъявляет к предприятиям все более серьезные требования. Будущее любого предприятия прямо  и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти запросы и есть главная задача предприятий и, в то же время гарантия их преуспевания.

Настоящая контрольная работа в целом охватывает все основные области стратегического  планирования развития предприятия  и дает общие рекомендации по стратегическому  планированию на практике.

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Невилл Лейк.  Практикум по стратегическому планированию. Изд-во: Поколение, 2006г.
  2. Кобец Е. А. Планирование на предприятии.  Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
  3. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. – СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1997.
  4. Клиланд У. Стратегическое планирование в организациях. - М., 1998.
  5. Р. И. Акмаева. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Изд-во: Финансы и статистика. 2008г.
  6. Глухов В.В. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов / В.П. Астахов. - СПб. : Специальная литература, 1995.
  7. Бородушко И.В. Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг: Теория и практика стратегического планирования на предприятии; Контролинг: Теория, стратегические основы, методология организации. Издательство: Питер. 2006г.
  8. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1993.
  9. Смит Брайан Д. Стратегическое планирование на опыте известных компаний. Издательство: Вершина. 200г.
  10. Брасс А.А Основы менеджмента: учебное пособие для вузов / А.А. Брасс. - М.: ИП Экоперспектива, 2000.
  11. http://www.lukoil.ru/
  12. Характеристика компании «Лукойл» http://works.tarefer.ru/55/100525/index.html

 

 

 




Информация о работе Стратегическое планирование на примере компании ОАО «ЛУКОЙЛ»