Стратегическое планирование на примере компании ОАО «ЛУКОЙЛ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить принципы современного менеджмента на примере ОАО «Нефтяная компания «ЛУКойл», которые привели ее к успеху и к известности не только в России, но и в других странах. Современная нефтяная компания - это нечто большее, чем сложнейшие высокие технологии на всех стадиях от разведки месторождений до транспортировки и переработки нефти плюс не менее сложная система управления и принятия решений. Крупная нефтяная компания сегодня - это прежде всего высочайшая ответственность, поскольку ее сверхзадача - бережное использование подземных богатств, эффективное превращение их в необходимый потребителю конечный продукт и его своевременная доставка по назначению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ПЛАНЫ 4
1.1. Сущность и функции стратегического планирования 4
1.2. Процесс разработки стратегических планов 6
1.3. Методика составления, структура и содержание
стратегического плана 11
2. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «ЛУКОЙЛ» 20
2.1. Характеристика компании 20
2.2. Организационная структура и характеристика внутренней среды организации 22
2.3. Стратегический план компании 26
2.4. Программа стратегического развития компании на 2008-2017гг 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 219.96 Кб (Скачать файл)

Весьма  важным для длительного выживания  фирмы является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции  управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы: Может ли фирма продавать товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты? Если нет, то почему? Какой доступ фирма имеет к новым материалам? На скольких поставщиков она завязана? Какое оборудование на фирме? Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями? Подвержена ли продукция фирмы сезонным колебаниям спроса? Если так, то как можно исправить существующую ситуацию? Может ли фирма обслуживать те рынки, которые не могут обслужить ее конкуренты? Обладает ли фирма эффективной и результативной системой контроля качества? Насколько эффективно спланирован и спроецирован процесс производства?

Истоки  большинства проблем в организации  кроются в человеческих ресурсах. Здесь необходимо учитывать: тип  сотрудников, компетентность и подготовка руководства, систему вознаграждений, преемственность руководящих должностей, подготовку и повышение квалификации сотрудников, потери ведущих специалистов и их причины, качество изделий и  работу сотрудников. Культура фирмы (атмосфера  или климат в организации) используется для привлечения работников отдельных  типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж корпорации создается с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения. Культура и образ фирмы подкрепляются  или ослабевают под действием  репутации компании.

Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей  стратегической альтернативы.

 

 

 

 

2. Разработка и оформление стратегического плана на примере компании «Лукойл»

2.1. Характеристика компании

 

Нефтяная компания ЛУКОЙЛ сформировалась на основе Государственного концерна "ЛУКОЙЛ"  ("Лангепас-Урай- Когалымнефтегаз"), созданного в соответствии с Постановлением правительства РФ № 18 от 25.11.91. Помимо трех нефтедобывающих предприятий в него вошли в качестве учредителей ПО "Пермьнефтеоргсинтез", Волгоградский и Новоуфимский НПЗ, Мажейкяйский НПЗ (Литва). Устав концерна был утвержден в апреле 1992 г. 
           В соответствии с Указом Президента РФ № 1403 от 17.11.92 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 229 от 05.04.93 было учреждено акционерное общество открытого типа "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ". 
          Уставной капитал НК "ЛУКОЙЛ" сформирован за счет вклада учредителей путем внесения в него акций акционерных обществ, созданных в качестве дочерних предприятий компании в соответствии с Указом Президента РФ № 1403 от 17.11.92 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения": "Лангепаснефтегаз", "Урайнефтегаз", "Когалымнефтегаз", "Пермнефтеоргсинтез", Волгоградский НПЗ, 7 предприятий нефтепродуктообеспечения. 
           Постановлением Правительства РФ № 861 от 01.09.95 "О совершенствовании структуры акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" в состав Компании вошли акционерные общества: "Нижневолжскнефть", "Пермнефть", "Калиниградморнефтегаз", Астраханьнефть", "Калининградморторгнефтегаз", Астраханьнефтепродукт",  "Волгограднефтепродуктавтоматика", НИИ "Ростовнефтехимпроект". 
             В 1996-1997 годах ОАО "ЛУКОЙЛ" осуществило переход на единую акцию.В 1998 году происходит покупка нефтеперерабатывающего завода в Румынии Petrotel и нефтехимического предприятия "Ставропольполимер" – ведущего производителя полиэтилена в России. В 1999 году Компания приобрела ОАО "Нефтяная компания "КомиТЭК", Саратовский нефтехимический комбинат, НПЗ на Украине (Одесса) и в Болгарии ("Нефтохим Бургас"). 
           В конце 2000 года ЛУКОЙЛ становится владельцем американской компании Getty Petroleum Marketing Inc., владеющей 1 260 бензоколонками в 13 штатах на северо-востоке США.  
           Для управления и координации действий Компании в секторе нефтехимии создан холдинг ЗАО "ЛУКОЙЛ-Нефтехим", владеющий активами предприятий нефтехимии. Функции оператора по морским и речным перевозкам грузов возложены на ОАО "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер", под управлением которого - все морские и речные суда Компании. 
         В настоящий момент завершаются сделки по приобретению дочерней компанией ЛУКОЙЛ      Оверсиз Холдинг: 100% пакета акций канадской нефтедобывающей компании Bitech Petroleum, владельца лицензионных участков в Республике Коми, на Сахалине, а также в Египте, Марокко, Тунисе, Колумбии; 55% доли в ООО "АмКоми" с целью консолидации активов в Тимано-Печорской провинции; 50% долю участия в ООО "Пермьтекс" у SOCO для упрочения позиций в Уральском регионе.

ОАО "Нефтяная компания "ЛУКойл" - лидер российского  топливно-энергетического комплекса, первая российская вертикально-интегрированная  нефтяная компания, работающая по принципу "от нефтяной скважины до бензоколонки".

Сегодня «ЛУКойл» это: деятельность в 40 регионах России и 25 странах мира; одни из крупнейших доказанных запасов нефти в мире среди негосударственных нефтяных компаний; более 130 тыс. сотрудников, работающих в России и за рубежом; 24% всей добываемой в России нефти; 14% всех производимых в России нефтепродуктов; это свыше 3950 автозаправочных станций на территории России, республик бывшего СССР, дальнего зарубежья 

"ЛУКОЙЛ"  быстро развивалась, консолидируя разрозненные активы. Это сопровождалось ростом объемов производства, расширением ресурсной и сбытовой базы, диверсификацией и глобализацией бизнеса, улучшением корпоративных стандартов.

Доказанные запасы нефти Компании на 1 января 2001 года составили 2 млрд т, что составляет около 1 % всех достоверных запасов нефти в мире. 
В 2000 году Компания добыла 77,7 млн. т нефти (2% общемировой добычи) и 5 млрд. м3 природного газа. Добыча нефти в 2000 году возросла на 2,8%, добыча газа - более чем на 6% по сравнению с 1999 годом. [11] 

2.2. Организационная структура и характеристика внутренней среды организации

Как любое сложное образование, организация состоит из отдельных  взаимосвязанных частей, т.е. имеет  определенную структуру. Под организационной структурой фирмы понимается её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и её подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

В теории и практике менеджмента существуют различные виды и типы организационных  структур. Некоторые из них очень  старые, некоторые – сформировались недавно. Каждая организация может  воспользоваться уже существующим шаблоном, а может создать свою структуру, основываясь на своих  размерах, обязанностях различных отделов, целей всей организации. Важно понять, что появившаяся в итоге разработки организационная структура –  это не застывшая форма, подобная каркасу здания. Поскольку организационные  структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующих  изменений в структуре.

Схема организационной  структуры НК ЛУКОЙЛ (Рисунок 1.) подтверждает факт тот, что изменения стратегий и организационная структура находятся в тесной взаимосвязи. Стратегия компании является основным фактором, определяющим ее организационную структуру; многоцелевая стратегия усложняет организационную структуру компании, совершенствуя которую компания обеспечивает эффективность решения стратегических задач. Как известно, можно выделить несколько этапов в развитиии фирмы, а именно 6. Нефтяная компания ЛУКОЙЛ находится на высшем уровне своего развития, т.е. компания занимает ведущее место среди НК на национальном рынке, и постепенно завоевывает позиции на мировом, расширяя сеть филиалов и представительств.

 

 

Рисунок 1.

 Финансовые и производственные  показатели. Производственные показатели НК «ЛУКОЙЛ»:

 

1997

1996

1995

1994

1993

Добыча нефти и конденсата, млн. т.

62,1

58,5

57,3

45,1

48,8

Переработка нефти, млн. т.  

19,8

19,3

19

17,1

18,8

Экспорт нефти, млн. т.  

15,6

16,5

18,4

14,1

13,9

Экспорт нефтепродуктов, млн. Т

6

4,5

2,3

3,5

3

Добыча газа, млрд. куб.м.

3,1

3

2,9

1,8

2,2


 

 Объемы  нефтедобычи НК «ЛУКойл" намного  превосходят объемы переработки,  в связи с этим компания  стремится к приобретению дополнительных  мощностей. В январе 1998 г. компания приобрела контрольный пакет (51%) акций Румынского НПЗ "Петротел" мощностью 4,7 млн. тонн в год, в апреле – контрольный пакет нефтехимического предприятия АО "Ставропольполимер" в г. Буденновске. Продолжаются переговоры об участии НК в акционировании белорусского нефтеперерабатывающего объединения Нафтан, рассматривается возможность покупки НПЗ в Чехии.

НК «ЛУКойл» также использует для переработки  своей нефти мощности НПЗ других нефтяных компаний. В 1997г. на сторонних  НПЗ НК переработала 3 млн. тонн нефти.

Компания  ведет агрессивную политику на рынке  сбыта нефтепродуктов, которые НК распространяет на внутреннем рынке  через региональную сеть главным  образом в Поволжье, на юге России и на Урале. Компания проводит активную политику в регионах, подписывая соглашения о сотрудничестве с администрациями  российских областей и республик  в области реализации нефти и  нефтепродуктов, строительства нефтебаз, АЗС и производственных объектов и проведения других видов деятельности.

Финансовые  показатели:

 

Результаты ($ млрд.)

1999

1998

1997

1996

1995

Чистая выручка

10,9

8,6

5,1

2,7

1,7

Чистая прибыль

0,6

0,75

0,53

0,15

0,3

Прибыль/выручка

6%

9%

10%

6%

18%


 

В 1997г. НК "ЛУКойл" продолжала наращивать инвестиции в основной капитал, они составили  около 7 млрд.  деноминированных рублей, или 123,8% к 1996г. Как и прежде, основная часть инвестиций (почти 90%) направлялась в нефтедобычу.

  В 1997г. уменьшился коэффициент финансовой независимости, что связано с активным привлечением компанией заемных средств на мировом рынке капиталов. В октябре 1997 г. ЛУКОЙЛ осуществил уже 4-ый выпуск конвертируемых еврооблигаций сроком на 5 лет на сумму $350 млн. На 1998 г. был запланирован еще один выпуск еврооблигаций на $300-$350 млн., но, возможно, в связи с неблагоприятной обстановкой на мировых финансовых рынках он был отложен. «ЛУКойл» - третья крупнейшая по уровню капитализации компания России. В шестнадцатый раз газета «Файнэшнл таймс» опубликовала обозрение ведущих компаний мира «ФТ 500», которое является едва ли не самым полным корпоративным рейтингом. Компании оценены в нем по размеру рыночной капитализации (т.е. стоимости,      полученной в результате умножения числа выпущенных акций на их рыночную цену), подсчитанной на конец сентября 1997г.

 

2.3. Стратегический  план компании

Стратегия нефтедобычи:  рост запасов и  эффективности; поддержка  роста добычи; выборочная разработка существующих месторождений; активное приобретение новых  месторождений; снижение себестоимости добычи; увеличение эффективности  операций на действующих  месторождениях; проведение экспансий в районы с более низкими  затратами на добычу (Тимман-Печора, Каспий и Ближний  Восток)

Перенос добычи в районы с низкими  затратами позволит: снизить транспортные издержки; увеличить  долю продаж на мировом  рынке; улучшить качество добываемого сырья. Повышение технологического уровня производства.  ЛУКОЙЛ активно реализует стратегию повышения технологического уровня производства. В 1999г. внедрены более 60 технологий интенсификации добычи нефти и увеличения нефтеотдачи пластов. Благодаря этому: дополнительно добыто 10,4 млн. тонн нефти; технологическая эффективность по физическим методам увеличения нефтеотдачи составила 6,5 тыс. тонн на скважино-операцию, по химическим - 1,2 тыс. тонн. В результате применения гидроразрыва пластов, системного воздействия на пласт, геолого-технических мероприятий по оптимизации режимов работы скважин, горизонтального бурения и других эффективных современных технологий и методов повышения нефтеотдачи пластов преодолена многолетняя тенденция снижения дебитов скважин. В 1999 г. по сравнению с 1997-1998 гг. дебит возрос на 10% и превысил 9 тонн в сутки. Планируется дальнейшее интенсивное повышение технологического уровня как основы роста нефтеотдачи и снижения издержек по добыче.

Организация нефтепродуктообеспечения в 1999 г. значительно улучшили показатели своей деятельности на внутреннем рынке. Это стало результатом активной маркетинговой политики и мер по оптимизации управления сбыта нефтепродуктов. Важным шагом в развитии сбытовой сети Компании стало создание региональной компании "ЛУКОЙЛ-Холдинг-Сервис". Цель - централизация управленческих функций и координация финансово-хозяйственной деятельности региональных дочерних обществ. В эту компанию входят 20 сбытовых дочерних обществ, работающих в 17-и регионах России. Сбыт нефтепродуктов через основные дочерние общества НПО в 1999г. почти в 2 раза превысил показатели 1998г. и составил 5,3 млн. тонн. Объемы реализации нефтепродуктов через АЗС с учетом франчайзинга выросли на 30%. Свыше 300 коммерческих фирм были привлечены к сотрудничеству по реализации нефтепродуктов на условиях франчайзинга. Через них было реализовано 560 тыс. тонн нефтепродуктов. Работа на условиях франчайзинга позволила Компании создать дополнительную торговую сеть под маркой "ЛУКОЙЛ" без дополнительных финансовых вложений.

Стратегии развития. Основная цель ЛУКОЙЛ - стать  одной из ведущих нефтяных компаний мира. Учитывая изменения, произошедшие в последнее время в мировой экономике в целом и в нефтяном секторе в частности, Совет директоров ЛУКОЙЛ утвердил обновленную Стратегическую концепцию развития Компании в 2005-2010 гг., направленную на совершенствование работы и повышение конкурентоспособности Компании. В области разведки и добычи нефти приоритетной задачей ЛУКОЙЛ является значительный рост добычи нефти при одновременном снижении издержек.

Информация о работе Стратегическое планирование на примере компании ОАО «ЛУКОЙЛ»