Стратегическое планирование на примере компании ОАО «ЛУКОЙЛ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить принципы современного менеджмента на примере ОАО «Нефтяная компания «ЛУКойл», которые привели ее к успеху и к известности не только в России, но и в других странах. Современная нефтяная компания - это нечто большее, чем сложнейшие высокие технологии на всех стадиях от разведки месторождений до транспортировки и переработки нефти плюс не менее сложная система управления и принятия решений. Крупная нефтяная компания сегодня - это прежде всего высочайшая ответственность, поскольку ее сверхзадача - бережное использование подземных богатств, эффективное превращение их в необходимый потребителю конечный продукт и его своевременная доставка по назначению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ПЛАНЫ 4
1.1. Сущность и функции стратегического планирования 4
1.2. Процесс разработки стратегических планов 6
1.3. Методика составления, структура и содержание
стратегического плана 11
2. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «ЛУКОЙЛ» 20
2.1. Характеристика компании 20
2.2. Организационная структура и характеристика внутренней среды организации 22
2.3. Стратегический план компании 26
2.4. Программа стратегического развития компании на 2008-2017гг 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 219.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение           3

1. Стратегическое планирование  и стратегические

планы            4

1.1. Сущность и функции стратегического планирования   4

1.2. Процесс  разработки стратегических планов     6

1.3. Методика составления, структура и содержание

стратегического плана                11

2. Разработка стратегического плана на примере компании ОАО «Лукойл»               20

2.1. Характеристика компании                20

2.2. Организационная структура и характеристика внутренней среды организации                  22

2.3. Стратегический  план компании              26

2.4. Программа  стратегического развития компании  на 2008-2017гг         30

Заключение                  34

Список используемой литературы             35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Поэтому, большинство предприятий и организаций ориентированы на выработку стратегических планов развития. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Цель  данной работы - определить принципы современного менеджмента на примере ОАО «Нефтяная  компания «ЛУКойл», которые привели  ее к успеху и к известности  не только в России, но и в других странах. Современная нефтяная компания - это нечто большее, чем сложнейшие высокие технологии на всех стадиях от разведки  месторождений до транспортировки и переработки нефти плюс не менее сложная система управления и принятия решений. Крупная  нефтяная компания сегодня - это прежде всего высочайшая ответственность, поскольку ее сверхзадача - бережное использование  подземных богатств, эффективное превращение их в необходимый потребителю конечный продукт и его своевременная доставка по  назначению.

Требования  и принципы устойчивого развития крупных промышленных, в том числе  нефтяных компаний стали сейчас актуальными  для большинства стран мирового сообщества. Но можно ли их применить  к условиям России, находящейся в  переходном периоде к рыночному  хозяйству? Опыт крупнейшей нефтяной компании России «ЛУКойл» говорит, что это  не только можно, но и нужно. Что переход  к устойчивому развитию крупных  промышленных, в том числе нефтяных компаний - основной путь для российской экономики.

 

 

1. Стратегическое планирование  и стратегические планы

1. 1. Сущность  и функции стратегического планирования

 

Стратегическое  планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Сущность стратегии. Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей. Он должен разрабатываться  скорее с точки зрения перспективы  всей корпорации, а не конкретного  индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал  фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.

Стратегический  план представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей, которые и предусматривает стратегия компании. Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Хотя, на личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации.

Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса, фирма  должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции  и других факторах. Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги [1] .

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны  так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой. Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

Функции стратегического  планирования [6]: стратегический план задает направления для  деятельности организации и  позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований,  процессы изучения потребителей,  планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен. Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие  цели,  которые увязываются с общими задачами компании. Стратегический  план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений. Стратегический  план  заставляет  организацию  оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения  конкурентов,  возможности и угрозы в окружающей среде. Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация. Стратегический план создает основу для распределения ресурсов. Стратегический план  демонстрирует  важность  применения процедур оценки деятельности. Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством: Выбор миссии – формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); Разработка обеспечивающих планов – политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты.

 

1.2. Процесс разработки стратегических  планов

В качестве предпосылок стратегического планирования можно назвать: стремительное изменение во все внешней среде организации, вызванные к жизни современные этапы НТР и проявляющиеся в безграничном росте возможностей производства, углубляющиеся дифференциации потребностей, резкое усиление конкуренции за ресурсы и рынки сбыта; интернационализацию деловой жизни, широкую доступность научно-технической и экономической информации и стремительное нарастание её объема; принципиальное изменение роли человека в производстве и связанное с этим пробуждение его творческих возможностей и активности.

Стратегические  планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на формирование её будущего потенциала и обеспечение  перспективного выживания. В процессе их составления формируются цели организации, соответствующие стратегии  и распределяются необходимые ресурсы.

С организационной  точки, зрения стратегическое планирование играет двоякую роль: оно служит связующим звеном между организацией и её внешней средой, обеспечивающих соответствие её деятельности внешним условиям; интегрирует и координирует все условия, направленные на это. Его главным результатом является принятие обоснованных инвестиционных решений по всем направлениям деятельности фирмы, а также создание эффективных предпосылок для оперативного и текущего планирования.

Специфику стратегического планирования составляет не временный горизонт, а содержание плана. В его рамках определяются:

продукты, услуги, рынки и их сегменты, с которыми фирма собирается; стратегии маркетинга и принципы поведения по отношению к партнёрам, потребителям, конкурентам; направление распределения ресурсов; программа маркетинга; источники финансирования.

Стандартный стратегический план включает такие  элементы, как предложения о тенденциях развития и характер конкуренции, изменений  внешней среды, анализ сильных и  слабых сторон самой организации, её миссию и важнейшие цели, общую  стратегию, план действий по созданию конкурентных преимуществ, оценку вероятности стратегического успеха, график основных мероприятий.

Основу  стратегических планов составляют глубокий анализ существующих тенденций, угроз  и возможностей во внешнем окружении  организации, всесторонний прогноз  его будущего состояния, прежде всего  научно-технического прогресса и  рынков. Анализ позволяет сформулировать совокупность перспективных целей  и стратегий в различных сферах деятельности.

Стратегии, составляющие основу таких планов, определяются прежде всего исходя из возможностей, а не поиска и мобилизации  внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательных результатом их существования  должны быть крупные перемены в организации.

Поскольку стратегические планы обеспечивают рассмотрение взаимосвязанных проблем, последствия которых сказываются  в течение длительного времени, к их составлению подходят с особой тщательностью.

Таким образом, если фирма хочет выжить в современных  условиях, переход к стратегическому  планированию неизбежен, но он должен быть постепенным, без разрушения традиционной системы планирования.

Понимание природы, структуры и различных  аспектов стратегий развития деятельности компании позволяет сделать ряд  обобщающих выводов.

Во-первых, рациональная стратегия должна содержать  в себе три важные составляющие: основные цели или задачи деятельности, наиболее существенные правила или  процедуры, ограничивающие сферу деятельности, последовательность мероприятий, направленных на достижение целей. Так как стратегии  определяют только общее направление  развития и не являются просто программами  достижения фиксированных целей, то при формулировании стратегии должна учитываться и эволюция целей.

Во-вторых, эффективные стратегии развиваются  вокруг нескольких количественно ограниченных концепций и направлений, что  придаёт им устойчивость и сбалансированность. Одни направления могут быть временными, другие сохраняются до конца реализации стратегии. При этом необходимо координировать деятельность таким образом, чтобы  каждое направление было в должной  мере обеспечено ресурсами, независимо от соотношения „издержки / доходы”.

В-третьих, стратегия имеет дело не только с  непредсказуемыми, но зачастую и с  неизвестными факторами. Никто из специалистов не сможет дать точный прогноз того, как поведут себя конкурирующие  силы, какое воздействие окажут факторы  влияния и вообще будет ли компанию ожидать ошеломляющий успех или  глубочайшая неудача.

В-четвёртых, для какого уровня управления необходимо разрабатывать свою стратегию. При  этом должна быть чётко определена соподчинённость стратегий, согласованность  со стратегиями более высокого уровня. Неважно, как разработана стратегия, но крайне необходимо, чтобы учитывались  выделенные обобщающие выводы.

Для того чтобы экономическая стратегия  была эффективной, при её разработке необходимо учитывать некоторые  требования, к числу которых можно  отнести: наличие чётко сформулированных стратегических целей. Стратегические цели должны быть ясны и понятны для всех структурных подразделений фирмы; обеспечение маркетингового мышления для всех сотрудников организации. Стратегия будет эффективна в том случае, если интересы и ценности сотрудников соответствуют возлагаемой на них роли и если они кровно заинтересованы в процветании своей компании; стратегия должна быть достаточно гибкой, обеспечивая возможность влияния на внешнюю среду, например осуществления неожиданных атак на противника, которые ведут к усилению конкурентных позиций фирмы; стратегия будет эффективной в том случае, если она обеспечивает защиту позиций компании. Фирма должна заботится о создании надёжной системы на случай наступления со стороны конкурентов, а также об усилении своих сильных сторон и избавлении от слабостей.

Стратегия − программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению или  стратегических целей. В любой области  деятельности. Стратегия должна: синтезировать в себе технические, технологические, экономические и другие аспекты объекта управления; интегрировать различные стороны управляемого объекта, например для организации − миссию, потенциал, структуру, корпоративную культуру, систему менеджмента и др.; ориентировать на достижение не сиюминутных задач, а стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение стратегических, общественных, корпоративных и личных интересов; воплощать в себе научные достижения в области экономики, техники, управления и других наук; быть гибкой, учитывать многовариантность стратегических ситуаций, возникающих в пространстве и во времени; быть умеренно рискованной, но не занижающей стратегические преимущества конкурентов и не завышающей свои преимущества [3].

Стратегический  план должен разрабатываться с точки  зрения перспективы скорее всей корпорации, а не конкретного индивида. Он должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными об отрасли, рынке, конкуренции и других факторов. Стратегический план придаёт фирме определённость, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определённые типы работников и в то же время не привлекать работников других типов. Наконец, стратегический план должен быть разработан так, чтобы не только оставаться целостным в течении длительных периодов времени, но и быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить его модификацию и не переориентацию.

Информация о работе Стратегическое планирование на примере компании ОАО «ЛУКОЙЛ»