Стратегическое планирование на примере компании ОАО «ЛУКОЙЛ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить принципы современного менеджмента на примере ОАО «Нефтяная компания «ЛУКойл», которые привели ее к успеху и к известности не только в России, но и в других странах. Современная нефтяная компания - это нечто большее, чем сложнейшие высокие технологии на всех стадиях от разведки месторождений до транспортировки и переработки нефти плюс не менее сложная система управления и принятия решений. Крупная нефтяная компания сегодня - это прежде всего высочайшая ответственность, поскольку ее сверхзадача - бережное использование подземных богатств, эффективное превращение их в необходимый потребителю конечный продукт и его своевременная доставка по назначению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ПЛАНЫ 4
1.1. Сущность и функции стратегического планирования 4
1.2. Процесс разработки стратегических планов 6
1.3. Методика составления, структура и содержание
стратегического плана 11
2. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «ЛУКОЙЛ» 20
2.1. Характеристика компании 20
2.2. Организационная структура и характеристика внутренней среды организации 22
2.3. Стратегический план компании 26
2.4. Программа стратегического развития компании на 2008-2017гг 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 219.96 Кб (Скачать файл)

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько быстрым, что  стратегическое планирование представляется единственным способом формального  прогнозирования будущих проблем  и возможностей. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения.

После того как руководство фирмы сопоставит внешние угрозы и возможности  с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой и будет следовать. На этом этапе руководство уже ответило на вопрос: “Каким делом мы занимаемся?”  и теперь готово заниматься вопросами: “Куда мы направляемся?” и “Как мы попадём из той точки, где находимся  сейчас, в ту точку, где хотим?”. Перед  организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание.

После того как руководство рассмотрит имеющиеся  стратегические альтернативы, оно затем  обращается к конкретной стратегии. Целью является выбор альтернативы, которая максимально повысит  долгосрочную эффективность организации. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена  должны иметь чёткую, разделяемую  всеми концепцию фирмы и её будущего. Стратегический выбор должен быть определённым, конкретным и однозначным. Решение должно подвергаться тщательному  анализу и оценке. На стратегический выбор влияют следующие факторы: риск; знание прошлых стратегий; реакция на владельцев акций; фактор времени, конкретная ситуация.

 

1.3. Методика составления, структура и содержание стратегического плана

А.Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического  планирования, считает, что стратегия - “это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия  и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых  для достижения этих целей.” Определение стратегии Чандлера дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий: “Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска”. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

А.Ансофф выделяет несколько отличительных  особенностей стратегии: Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа: процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами; процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств [8].

Стратегическое  планирование есть систематизированный  и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время  оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.

Стратегии предприятий должны быть построены  по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости  от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь  одну стратегию, а сложная - несколько  на различных уровнях действия.

Концептуальная  модель стратегического плана позволяет  определить следующие этапы составления  стратегического плана предприятия [4]:

Анализ окружающей среды: внешняя среда, внутренние возможности. Определение политики предприятия (целеполагание). Формулирование стратегии и выбор альтернатив: стратегия маркетинга, финансовая стратегия, стратегия НИОКР, стратегия производства, социальная стратегия, стратегия организационных изменений, экологическая стратегия.

Результатом деятельности по предложенной выше схеме  составления стратегического плана  предприятия является документ, называемый “Стратегический план предприятия” и имеющий обычно следующие разделы: цели и задачи предприятия; текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи; стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы); функциональные стратегии; наиболее значимые проекты; описание внешних операций; капиталовложения и ресурсное распределение; планирование неожиданностей.

Анализ  литературы по стратегическому планированию в западных фирмах показал, что и  количество и содержание этапов составления  стратегического плана, а также  сама его форма могут существенно  варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными  являются: форма собственности предприятия; тип предприятия (специализированное или диверсифицированное); отраслевая принадлежность предприятия; размер предприятия (большое, среднее или малое) [10].

Точно так  же не существует единого горизонта  стратегического планирования. В  Европе часто встречаются долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, а японцы вообще 3-летние.

Цели  организации.

Одним из самых существенных решений при  планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации  обозначается как миссия, и все  остальные цели вырабатываются для  ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего  последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают  основной цели организации, то у них  не будет логической точки отсчета  для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить  лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление  и ориентиры для определения  целей и стратегий на различных  уровнях развития. Формирование миссии включает в себя: выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается фирма; определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды; выявление культуры фирмы [2].

В миссию фирмы также входит задача определения  основных потребностей потребителей и  их эффективного удовлетворения для  создания клиентуры в поддержку  фирмы в будущем.

Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при  этом ценностные подходы к понятию  рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций (см. табл.1), которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.

Таблица 1: Ценностные ориентации

Категория ценностей

Типы предпочтительных целей

Теоретические

Истина. Знание. Рациональное мышление.

Долгосрочные исследования и разработки

Экономические

Практичность. Полезность.

Рост. Прибыльность. Результаты. Накопление богатства.

Политические

Власть. Признание.

Общий объём капитала, продаж, количество работников.

Социальные

Хорошие человеческие отношения. Привязанность. Отсутствие конфликта.

Социальная ответственность относительно прибыльности. Косвенная конкуренция.

Эстетические

Художественная гармония. Состав. Форма  и симметрия.

Дизайн изделия. Качество. Привлекательность.

Религиозные

Согласие с вселенной.

Этика. Моральные проблемы.


 

Общие фирменные  цели формируются и устанавливаются  на основе общей миссии организации  и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство: конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы); ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат); достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам; взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей) [5].

Цели  будут значимой частью процесса стратегического  управления только в том случае, если высшее руководство правильно  их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует  их осуществление во всей организации.

Оценка и  анализ внешней среды.

После установления своей миссии и целей руководство  предприятия начинает диагностический  этап процесса стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды: оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии; определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов; определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.

Анализ  внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме  факторы, получить важные результаты (время  для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных  угроз, время для прогнозирования  возможностей, время для составления  плана на случай непредвиденных обстоятельств  и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где  находится организация, где она  должна находиться в будущем и  что для этого должно сделать руководство[7]. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:

Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

Рыночные  факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для  фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся  распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

Технологические факторы. Анализ технологической среды  может по меньшей мере учитывать  изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг  или успехи в технологии средств  связи. Руководитель любой фирмы  должен следить за тем, чтобы не подвергнуться  “шоку будущего”, разрушающего организацию.

Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать  действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей  стратегии конкурентов, обзор предпосылок  в отношении конкурентов и  отрасли, в которой функционируют  данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Факторы социального  поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы  общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в  обществе, движение в защиту интересов  потребителей).

Международные факторы. Руководство фирм, действующих  на международном рынке, должно постоянно  оценивать и контролировать изменения  в этой широкой среде.

Таким образом, анализ внешней среды позволяет  организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она  сталкивается в этой среде. Для успешного  же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных  возможностях и недостатках организации.

 

Исследование  внутренних факторов фирмы.

Руководство фирмы должно выяснить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы  воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой  методическую оценку функциональных зон  фирмы, предназначенную для выявления  ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие  функции, как маркетинг, бухгалтерский  учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации. При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа: конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для компании; разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством; рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей; рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг; предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве; эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием фирмы; творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту изделий); прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль), анализ финансового состояния может принести пользу фирме; выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами.[9]

Информация о работе Стратегическое планирование на примере компании ОАО «ЛУКОЙЛ»