Совершенствование системы управления организацией (на примере ОАО «Ижевский хлебозавод №3»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Организация взаимодействия между людьми в процессе их деятельности, обмене и использовании ценностей, то есть согласование интересов и личных целей для достижения общей цели возможны только благодаря управлению.
Повышение эффективности функционирования предприятий и организаций в значительной мере определяется организованностью их систем управления, включающих в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций, и повышение мотивации персонала, и разработка систем принятия решения.

Содержание работы

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 7
1.1. Система управления организацией и ее основные элементы 7
1.2. Принципы управленческой деятельности 8
1.3. Методы управленческой деятельности 15
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ИЖЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД № 3» 18
2.1. История создания, цели и задачи предприятия. Основные виды деятельности. Организационная структура. 18
2.2. Характеристика персонала предприятия 25
2.3. Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Ижевский хлебозавод №3» 28
2.4. Анализ проблем управления предприятием 33
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ИЖЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД № 3» 34
3.1. Разработка проекта совершенствования системы управления персоналом ОАО «Ижевский хлебозавод № 3» 34
3.2. Расчет социально-экономической эффективности проекта 41
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 04.06.14 защита.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

 Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УДМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

Кафедра  государственного и муниципального управления

 

Направление подготовки

081100

 «Государственное и муниципальное  управление»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

 «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

На тему: «Совершенствование системы управления организацией (на примере ОАО «Ижевский хлебозавод №3»)

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка  Д.А. Рябова 

гр. ОБ – 081112-21                                                                __________(подпись)                                                                                              

 

Проверил:

К.э.н., доцент

И.Ю. Чазова                                                                           __________(подпись)


 

 

Ижевск-2014 г.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организация взаимодействия между людьми в процессе их деятельности, обмене и использовании ценностей, то есть согласование интересов и личных целей для достижения общей цели возможны только благодаря управлению.

Повышение эффективности функционирования предприятий и организаций в значительной мере определяется организованностью их систем управления, включающих в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению.

Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций, и повышение мотивации персонала, и разработка систем принятия решения.

Стратегия поведения ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях; минимизировать число уровней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений; оперативно реагировать на изменения во внешней среде.

С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.

В широком смысле задача по совершенствованию системы управления при этом состоит в том, чтобы выбрать ту систему, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам.

 

Наилучшая система – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Совершенствование управления – огромный и пока ещё мало используемый резерв повышения эффективности хозяйственной и прочей деятельности во всех отраслях производства, а также, безусловно, в системе государственного и муниципального управления.

Отвечая на вопрос о степени изученности рассматриваемой проблематики в научной и учебной литературе, было установлено, что многие её аспекты представлены в литературе уже весьма подробно.

Теоретические основы управления организацией даны в учебнике под редакцией отечественных авторов А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина; учебнике З.П. Румянцевой, учебном пособии Т.А. Акимовой; учебнике известных зарубежных специалистов М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури и ряде других работ. Н.И. Архипова, Н.В. Кульба, С.А. Косяченко и другие авторы обстоятельно рассматривают вопросы организационного управления. А.С. Малин и В.И. Мухин подробно представляют структуру системы управления организацией и возможные пути её совершенствования. А.И. Пригожин всесторонне раскрывает вопросы диагностики организаций в целом и их систем управления в частности, а также методы развития организаций.

Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области управления, и в частности управления персоналом, поэтому данная тема является актуальной.

Цель курсовой работы – на основе анализа теоретических и практических аспектов системы управления организациями разработать рекомендации по её совершенствованию в ОАО «Ижевский хлебозавод №3».

Для достижения указанной цели в курсовой работе предполагается решить следующие основные задачи:

- рассмотрение теоретических основ  управления организацией;

- изучение деятельности ОАО  «Ижевский хлебозавод № 3» в  целом и системы управления персоналом в частности;

- анализ проблемы  предприятия  и выбор способов  ее решения;

- разработка проекта по совершенствованию  системы управления предприятия.

Объектом исследования курсовой работы выступают общественные отношения ОАО «Ижевский хлебозавод № 3».

Предметом исследования выступает система управления организацией.

При написании курсовой работы были использованы методы логического обобщения материала, сравнительного анализа, графический, табличный, экономико-статистический методы, использование приемов группировки показателей и аргументации выводов и предложений.

Структура курсовой работы подчинена поставленным целям и задачам исследования и включает в себя: введение, три раздела, заключение, список использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной для исследования темы, определяются её цели и задачи, объект и предмет исследования, а также его методологическая основа.

В первом разделе курсовой работы рассматриваются теоретические основы изучения системы управления организацией, понятие системы управления организацией, её основные элементы; принципы и методы управленческой деятельности.

Во втором разделе дана общая характеристика ОАО «Ижевский хлебозавод №3» и основных направлений его деятельности; проанализирована организационная структура управления; дана характеристика персонала предприятия; проведен анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Ижевский хлебозавод №3», а также анализ проблем управления предприятием.

В третьем разделе рассматривается совершенствование  системы управления ОАО «Ижевский  хлебозавод № 3». Разрабатывается проект совершенствования данной системы и производится расчет социально-экономической эффективности проекта.

В заключении приведены все основные выводы и рекомендации, ставшие результатом курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ  ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

1.1. Система управления  организацией и ее основные  элементы

 

Управление организацией – непрерывный процесс влияния на производительность труда работника, группы или организации в целом для достижения поставленной цели. Система управления организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. В любой организации выделяют управляющую часть и управляемую часть.1

В систему управления входят следующие подсистемы элементов – методология, процесс, структура и техника управления. К методологии относят цели, задачи, законы, принципы, методы, функции, технологию и практику управления. К структуре относятся функциональная структура, схема организационных отношений, организационные структуры и профессионализм персонала. Процесс управления включает систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений и информационное обеспечение. К технике управления относятся компьютерная техника и оргтехника, офисная мебель, сети связи и система документооборота.

Методология и процесс управления, в свою очередь, формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления составляют механизм управления.

Основной задачей системы управления считают формирование профессиональной управленческой деятельности, которую рассматривают как процесс (совокупность действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого) или как явление (объединение элементов для осуществления миссии организации).

Важным моментом системы управления является организация работы по стимулированию роста производительности труда. Для решения этой проблемы используются следующие теории:

1) Теория выбора руководителей, владеющих социально-психологическими  методами управления. Теория основана  на учете того, что определенная  часть персонала не любит организовывать  свой труд. Таким людям нужны требовательные, властные, жесткие руководители. Теория также учитывает, что коллектив включает людей, обладающих большим творческим потенциалом, инициативой, чувством собственного достоинства.

2) Теория организации целей основана на том, что в коллективе есть люди, которые будут хорошо работать только в том случае, если поставленные руководителем цели будут достигаться;

3) Теория потребностей основана  на том, что стимулирование работников  осуществляется путем удовлетворения  их потребностей и интересов;

4) Теория справедливости основана  на ожидании каждым работником  поощрения за его работу.2

1.2. Принципы управленческой  деятельности

 

Принципы классической системы управления получили развития в современных «школах управления» как основополагающие принципы менеджмента.

Важное значение в управлении имеют общие принципы управления, которые являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой.

 

Общие принципы управления непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность.

Общие принципы управления – это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности.

К основным из них относятся следующие:

• принцип единства политики и экономики;

• научность;

• системность и комплексность;

• принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;

• принцип централизации и децентрализации;

• принцип пропорциональности в управлении;

• принцип единства распорядительства в управлении;

• принцип экономии времени;

• принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;

• принцип делегирования полномочий;

• принцип обратной связи;

• принцип экономичности;

• принцип эффективности;

• принцип мотивации.

 

Принцип единства политики и экономики.

Экономика является базисом любого государства и общества и подчиняется объективным экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование приводит к экономическому росту, а игнорирование или не учет проявляются в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке.

Научность. 

Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, то есть объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, то есть различной отраслевой принадлежности.

Системность и комплексность.

Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению.

Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.

Информация о работе Совершенствование системы управления организацией (на примере ОАО «Ижевский хлебозавод №3»)