Основные этапы разработки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

Цель исследования – изучить основные этапы разработки управленческих решений.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия теории принятия решений.
2. Проанализировать основные этапы принятия управленческих решений.
3. Рассмотреть классификацию управленческих решений.
4. Изучить методологическую основу разработки технологии принятия управленческих решений

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Понятие управленческого решения…………….……………..….…….4
1.1 Сущность, понятие и типология управленческих решений………….……..5
1.2 Качество и варианты управленческих решений……………………………..7
Глава 2. Основные этапы разработки управленческого решения…………….10
2.1 Уяснение проблем……………………………………………………………12
2.2 Составление плана решения………………………………………………….15
2.3 Выполнение решения…………………………………………….……..……..17
Заключение………………………………………………………….……..………19
Библиографический список……………………………………………….……

Файлы: 1 файл

Разработка управленческих решений.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Разработка управленческих решений

На тему: Основные этапы разработки управленческих решений

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…………3

Глава 1. Понятие управленческого решения…………….……………..….…….4

1.1 Сущность, понятие и  типология управленческих решений………….……..5

1.2  Качество и варианты управленческих решений……………………………..7

Глава 2. Основные этапы разработки управленческого решения…………….10

2.1  Уяснение проблем……………………………………………………………12

2.2 Составление плана решения………………………………………………….15

2.3 Выполнение решения…………………………………………….……..……..17

Заключение………………………………………………………….……..………19

Библиографический список……………………………………………….……….21

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность принятия решений, так же как и обмен, информацией - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является ее квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

Цель исследования – изучить  основные этапы разработки управленческих решений.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия  теории принятия решений.

2. Проанализировать основные  этапы принятия управленческих  решений.

3. Рассмотреть классификацию  управленческих решений.

4. Изучить методологическую  основу разработки технологии  принятия управленческих решений

5. Рассмотреть особенности  принятия решений в стратегическом  управлении.

Объект исследования –  управленческие решения.

Предмет исследования – основные этапы разработки управленческих решений.

Структура работы: работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Эддоус М, Планкетт Л., Колпаков В.М. и др.

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  управленческого решения

Управленческие решения (УР) - это выбор, который должен сделать  руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям.

Важнейшие требования к УР:

- реализуемость;

- эффективность, иногда - оптимальность.

Основные признаки УР:

- наличие альтернатив;

- существование цели (иногда формализованной в виде критерия);

- волевой акт.

Волевой акт при разработке и принятии УР может состоять в  ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности  реализации УР принятии решения, его  оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.

УР имеют ряд специфических  особенностей, как правило

- их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;

- они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок;

- каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;

- ответственность за принимаемые решения очень высока.

В качестве основных проблем  при разработке УР можно назвать  следующие:

- давление сроков;

- быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;

- недостаток квалификации ЛПР, вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации;

- нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество;

- ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;

- необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между ЛПР;

- засилье рутины и др.

1.1 Сущность, понятие  и типология управленческих решений.

Вся жизнедеятельность человека включает в себя два основных элемента: решение и практическое действие по его выполнению.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся  вариантов или альтернатив направления  действий, сокращающих разрыв между  настоящим и будущим желательном  состоянии организации. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений:

- обоснованность;

- своевременность;

- комплексность подхода;

- законность;

- четкая формулировка задач;

- посильность исполнения;

- преемственность;

- согласованность с  ранее принятыми решениями.

Менеджер в течение  своей деятельности вынужден постоянно  принимать решения, он накапливает  определенный опыт в этой области. Во многом технология управления зависит  от личных качеств руководителя, его  национальных особенностей, особенностей управления принятых в той или иной стране.

Управленческое решение  – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте  управления.

Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несёт  на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято  различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения  принимают менеджеры, внимательно  и критически относящиеся к своим  действиям, выдвигаемым гипотезам  и их проверке. Обычно, прежде чем  приступить к принятию решения, они  имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые  разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются  недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и  уточняющие действия преобладают над  генерированием идей, поэтому в таких  решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании  своих гипотез и, если уверены  в  себе, могут не испугаться любых  опасностей.

Осторожные решения характеризуются  тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверх критичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений  принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы  менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

1.2  Качество  и варианты управленческих решений.

Управленческое решение  лишь тогда будет иметь успех, когда станет отвечать определённым требованиям:

1. Соответствие действующему законодательству и уставу;

2. Обеспечение своевременности;

3. Наличие чёткой целевой направленности и адресности;

4. Отсутствие в тексте противоречий, как между отдельными пунктами, так и противоречий по отношению к предыдущим решениям;

5. Возможность организационной выполнимости;

6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения решения;

7. Учёт возможных отрицательных последствий при реализации пунктов решения;

8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий для реализации решения;

9. Наличие возможности обоснованного положительного результата.

Важнейшей проблемой в  подготовке и принятии решений является обеспечение его высокого качества. К основным условиям обеспечения  качества управленческого решения  следует отнести:

1. Применение научных подходов;

2. Изучение влияния экономических законов на эффективность решения;

3. Обеспечение лица, принимающего решения, достоверной информацией;

4. Применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

5. Структуризация проблемы и построение дерева целей;

6. Правовая обоснованность;

7. Автоматизация процесса сбора и обработки информации, а также процесса разработки и реализации решений;

8. Разработка системы ответственности и мотивации;

9. Наличие механизма реализации решения;

10. Обеспечение много вариантности решений  и их сравнимости;

Для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого  решения, надо соблюдать следующие  правила:

а) количества вариантов должно быть не менее трёх;

б) в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант, а остальные варианты приводятся к базовому с помощью корректирующих коэффициентов;

в) формирование альтернативных вариантов следует осуществлять на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;

г) для сокращения времени и снижения затрат, надо шире применять методы и средства информационного обеспечения процесса принятия решения.

Альтернативные варианты управленческих решений приводятся в сопоставимый вид по следующим  факторам (за каждым пунктом кроются  определённые расчёты):

1. Фактор времени;

2. Фактор качества объекта;

3. Фактор масштаба или объема производства товара или услуги;

4. Уровень освоенности товара в производстве;

5. Метод получения информации;

6. Условия эксплуатации товара или предоставления какой-то услуги;

7. Фактор инфляции;

8. Фактор риска и неопределённости.

 

 

Выводы:

1. Управленческие решения (УР) - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

2. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация.

3. Важнейшей проблемой в подготовке и принятии решений является обеспечение его высокого качества.

4. Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

5. Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет.

 

 

Глава 2. Основные этапы разработки управленческого  решения

В управлении   организацией   принятие  решений осуществляется менеджерами  различных   уровней   и  носит более формализованный  характер, чем это имеет  место  быть в частной жизни.  Дело в  том,  что здесь  решение касается  не  только  одной личности,  чаще  всего оно   относится   к   части   или   к   целой организации, и  поэтому  повышается ответственность  за принятие организационных решений.  В этой  связи  выделяют два    уровня   решений   в   организации:  индивидуальный и  организационный.  Если  в  первом  случае управленца  больше  интересует  сам процесс, его внутренняя  логика,  то  во  втором  -  интерес  сдвигается в сторону создания соответствующей  среды  вокруг этого процесса.

Отличительными чертами  принятия решений  в  организации  являются  следующие: 

- сознательная  и   целенаправленная деятельность,  осуществляемая  человеком;

- поведение,  основанное   на   фактах   и   ценностных ориентирах;

- процесс взаимодействия членов организации; 

- выбор альтернатив  в   рамках социального и  политического  состояния организационной среды;

- часть общего процесса  управления;

- неизбежная   часть   ежедневной  работы  менеджера;

- важность для выполнения всех других  функций управления.

Информация о работе Основные этапы разработки управленческих решений