Определение структуры социальной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 08:47, контрольная работа

Описание работы

Специфической чертой сложно организованных систем является наличие в них процессов социального управления , которое обеспечивает автономность и целенаправленный характер поведения социальной системы, а специфические черты управления приводят к выделению классов многоуровневых, многоцелевых, самоорганизующихся и других систем.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Определение структуры социальной системы………………………….4
3. Понятие деловой, солидарной и субсидиарной ответственности.…….5
4. Схема линейно-функциональной структуры управления……………...7
5. Закон необходимого разнообразия, его формулировка и практическое значение…………………....……………………………………………...9
6. Заключение……………………………………………………………….11
7. Задача……………………………...…………………………………...…12
8. Список литературы………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

            МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

по дисциплине __Теория организации  _______________________

 

на тему Вариант 8. Определение структуры социальной системы__

  

 

 

 

 

 

 

 

Студент Коробейников Евгений Сергеевич __

                                                                       (фамилия, имя, отчество)

 

факультет Менеджмента и маркетинга _____

курс ______3_______  группа _203332______

зач. книжка № 09ммб03079_______________

 

Преподаватель Третьякова Е. П.            _____        

  (звание, степень, фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

 

Челябинск – 2011.

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Определение структуры социальной системы………………………….4
  3. Понятие деловой, солидарной и субсидиарной ответственности.…….5
  4. Схема линейно-функциональной структуры управления……………...7
  5. Закон необходимого разнообразия, его формулировка и практическое значение…………………....……………………………………………...9
  6. Заключение……………………………………………………………….11
  7. Задача……………………………...…………………………………...…12
  8. Список литературы………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Понятие «социальная  система» употреблялось ещё в Древнем Мире, но под ним подразумевалась идея упорядоченности общественной жизни, поэтому оно было более близко к понятию «социального порядка». С развитием системного подхода в науке понятие «социальная система» было формализовано.

Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение. Это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый целостный социальный объект.

Функционирование социальной системы во внешней среде опирается  на определенную упорядоченность ее элементов, отношений и связей. Структурно и функционально различные аспекты  упорядоченности образуют основу для  выделения в социальных системах ее подсистем. Как упорядоченное целостное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией, социальная система в своем взаимодействии со средой демонстрирует определенное поведение, которое может быть реактивным (определяться воздействием среды) или активным (определяться собственными целями, предполагающими преобразование среды и подчинение ее своим потребностям). Специфической чертой сложно организованных систем является наличие в них процессов социального управления , которое обеспечивает автономность и целенаправленный характер поведения социальной системы, а специфические черты управления приводят к выделению классов многоуровневых, многоцелевых, самоорганизующихся и других систем.

 

  1. Определение структуры социальной системы.

Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в качестве объекта управления, например семья, производственный коллектив, неформальная организация и даже один человек. Набор решений в  социальной системе характеризуется  большим динамизмом в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания людей, а так же нюансами в их реакции на одинаковые и однотипные ситуации.

Социальные систем в  зависимости от поставленных целей  могут быть образовательными, политическими, медицинскими и др.

Приведем основные виды социальных систем по направленности их деятельности рис. 2.1



 


 

Рис. 2.1 Виды социальных систем

 

Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называют социальными организациями. Таким образом существуют социально- политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так для социально экономических организации главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

3. Понятие деловой,  солидарной и субсидиарной ответственности.

Ответственность гражданская (бремя собственности) – это обязанность возмещения убытков, уплаты неустойки за причиненный собственнику ущерб. Ответственность может быть долевой, солидарной и субсидиарной.

Долевая возникает при  наличии нескольких должников и  вытекающего из договора порядка  их ответственности. Это могут быть равные доли или доли пропорциональные их вкладам.

Солидарная также определяется договором и существует при неделимости  предмета обязательства. При этом требования об ответственности могут быть предъявлены  как ко всем должникам совместно, так и к любому из них в отдельности.

Субсидиарная определяет дополнительную ответственность третьих  лиц за надлежащим исполнением обязательств, например, организаций или физических лиц – гарантов по договору. Отношения  субъекта и объекта к собственности  должны быть обязательно отражены в договоре.   

В гражданском правоотношении всегда имеются две стороны: управомоченная и обязанная. В случае множественности  лиц на обязанной стороне ответственность  может быть: долевой, солидарной и  субсидиарной.

Долевая ответственность означает, что ущерб возмещается каждым причинителем в соответствии со своей долей, установленной законом или договором. Если доли сторон не определены, то каждый из должников несет ответственность в равной с другими доле. Правила о долевой ответственности применяются во всех случаях, когда законом или договором не установлен другой вид ответственности (солидарная или субсидиарная). Так, долевая ответственность (пропорционально стоимости его вклада в общее дело) предусмотрена для участников договора простого товарищества по общим договорным обязательствам, если договор простого товарищества не связан с осуществлением предпринимательской деятельности. Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в размере действительной стоимости (доли) перешедшего к ним по наследству имущества.

Солидарная ответственность означает, что кредитор может предъявить требование к любому из должников, причем как в полной сумме долга, так и в части. В свою очередь, остальные должники будут нести ответственность перед своим товарищем, возместившим вред за всех, но уже в равных долях. Данный вид ответственности является более предпочтительным в полном объеме, в случае возможности выбрать самого богатого из должников. Правила о солидарной ответственности применяются только в случаях, указанных в законе или договоре. Так, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. Солидарно отвечают по обязательствам товарищества его участники.

Субсидиарная ответственность — это ответственность, дополнительная к ответственности другого лица, являющегося основным должником. Если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора, это требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность. Если субсидиарный (дополнительный) должник удовлетворил требования кредитора, то при соблюдении определенных условий у него появляется право требования к основному должнику. Правила о субсидиарной ответственности применяются только в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Так, родители лица в возрасте от 14 до 18 лет несут дополнительную ответственность за вред, причиненный им, в размере, не покрытом средствами несовершеннолетнего. Или собственник, финансирующий учреждение, несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения.

 

 

4. Схема линейно-функциональной структуры управления.

При увеличении размера предприятия с линейно-штабной организационной структурой число возникающих вопросов, требующих решения увеличивается, штаб разрастается, и нагрузка Руководителя опять же становится чрезмерной.

Выход - создание функциональных подразделений. Возникающие вопросы  рассматриваются не на уровне Руководителя, а на уровне структурных подразделений. При этом структурные подразделения совместно с функциональными рассматривают возникающие вопросы и готовят проекты решений, без предварительного выхода на Руководителя. Он получает, при этом, не вопросы, а только ответы – подготовленные проекты решений. 

Основы этого особого направления - структурно-функционального подхода в менеджменте заложил Файоль. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней. У Файоля 5 функций и целая система функциональных служб, которые составляли мозговой штаб компании. Новый подход получил название линейно-штабной структуры, в данном случае штаб представлен целым набором служб, работающих непосредственно с линейными подразделениями. Он и сегодня преобладает в менеджменте.

Схема 4.1 Линейно-функциональная организационная структура предприятия. 
  

По сравнению с линейной и линейно-штабной организационным структурам еще возрастают накладные расходы, но повышение экономической эффективности предприятия достигается за счет дальнейшего повышения качества принимаемых решений и сокращения времени на их принятие.

Функциональные службы могут быть организованы и по проектному признаку, и по другим признакам, при  этом получаются новые организационные  структуры. Ну и структура может  быть не только двумерной, но и многомерной.

Однако при дальнейшем увеличении размера предприятия руководитель и функциональные подразделения могут уже не справляться с возрастающим объемом работ, с возрастающим потоком проектов решений, экономическая эффективность предприятия станет уменьшаться, и потребуется переход к функциональным или, в более широком смысле, матричным организационным структурам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Закон необходимого разнообразия, его формулировка и практическое значение.

Закон необходимого разнообразия – гласит:  разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает достаточным разнообразием.

В соответствии с этим законом, с увеличением сложности  бизнеса сложность системы управления также должна повышаться. Поэтому  все большее усложнение аппарата управления организациями в современных условиях – это закономерный процесс. Другое дело, что восполнять разнообразие управляющей системы нужно за счет интенсивных, а не экстенсивных мер (привлечения дополнительных людских ресурсов).

Качество управления достигается за счет увеличения его  разнообразия. Чтобы достигнуть требуемого разнообразия на выходе системы (результатов  деятельности организации), управляющий  орган должен быть способен к выработке  определенного минимума управляющих воздействий. Если его мощность ниже минимума, он не способен обеспечить качество управления. Отсюда важный вывод – централизованное управление в современных условиях обречено, так как принципиально не способно вырабатывать нужное количество управляющих действий. Таким образом, децентрализация – одно из следствий закона необходимого разнообразия.

Закон необходимого разнообразия имеет принципиальное значение для  разработки оптимальной структуры  системы управления. Если центральный  орган управления при сохранении разумных размеров не обладает необходимым разнообразием, то следует передавать принятие части решений на нижние уровни и не допускать, чтобы они превращались в передаточные инстанции.

В принципе, наши иерархические  организации не являются препятствием для увеличения разнообразия управленческих воздействий. При одном условии – на каждом уровне менеджеры имеют право принимать решения, а не только «доставлять» информацию как лифт: вверх или вниз!

Из закона необходимого разнообразия вытекает и еще одно любопытное следствие. В организациях часто обсуждается, должны ли правила, бизнес-процессы, информационные системы быть строгими или гибкими? То есть, должны ли они в большей степени ориентироваться на заранее продуманные установки или видоизменяться в зависимости от запросов клиентов? На основании закона необходимого разнообразия очевидно, что «естественной» является гибкость. Чем разнообразнее бизнес-среда, чем больше различных запросов клиентов, тем больше различий должно быть при их обслуживании.

Итак, подытожим:

Закон необходимого разнообразия:  разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает достаточным разнообразием.

Следствие 1. Обеспечить достаточное число управляющих  воздействий способна децентрализованная система управления.

Следствие 2. Система управления компанией, принимаемые решения, информационная система должны иметь достаточную гибкость.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Определение структуры социальной системы