Политическая система: определение, структура, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Политическая система: определение, структура, функции.
Классификация и функции политических партий.
Понятие политического лидерства. Типы политических лидеров.

Содержание работы

Введение
Понятие политической системы общества……………………………………………….стр 2
Функции политической системы…………………………………………………………стр 7
Основные структурные элементы политической системы…………………………….стр 11
Заключение………………………………………………………………………………..стр 16
II вопрос: Классификация и функции политических партий.
Введение
Признаки политической партии…………………………………………………………стр 18
Функции политических партий………………………………………………………….стр 19
Типология политических партий………………………………………………………..стр 21
Заключение………………………………………………………………………………..стр 25
III вопрос: Понятие политического лидерства. Типы политических лидеров.
Введение
Природа лидерства………………………………………………………………………..стр 26
Типология лидерства……………………………………………………………………..стр 27
Политическое лидерство в России………………………………………………………стр 31
Заключение………………………………………………………………………………..стр 32
Список литературы…………………………………………………………………стр 34

Файлы: 1 файл

Контрольная работа - политология.docx

— 71.92 Кб (Скачать файл)

Содержание:

I вопрос: Политическая система: определение, структура, функции.

Введение

Понятие политической системы  общества……………………………………………….стр 2

Функции политической системы…………………………………………………………стр 7

Основные структурные  элементы политической системы…………………………….стр 11

Заключение………………………………………………………………………………..стр 16

II вопрос: Классификация и функции политических партий.

Введение

Признаки политической партии…………………………………………………………стр 18

Функции политических партий………………………………………………………….стр 19

Типология политических партий………………………………………………………..стр 21

Заключение………………………………………………………………………………..стр 25

III вопрос: Понятие политического лидерства. Типы политических лидеров.

Введение

Природа лидерства………………………………………………………………………..стр 26

Типология лидерства……………………………………………………………………..стр 27

Политическое лидерство  в России………………………………………………………стр 31

Заключение………………………………………………………………………………..стр 32

Список  литературы…………………………………………………………………стр 34

 

 

 

 

I вопрос: Политическая система: определение, структура, функции.

Введение

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого  социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы  является одним из основных в политологии. Его использование позволяет  выделить политическую жизнь из остальной  части жизни общества, которую  можно считать «окружением» или  «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему  составляют многие подсистемы, структуры  и процессы, она взаимодействует  с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы  определяются границами, в рамках которых  политические решения данной системы  обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы  речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются  пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование  и широкое распространение понятие  «политическая система» получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Понятие политической системы общества

Политическая система  как одно из основополагающих понятий  социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин «политическая система» встречается  ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени  в категориальном плане, а обозначал  только отдельную сторону политической жизни. В «Политике» Аристотеля мы читаем: «…форма государственного устроения  то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной  властью в государстве».

В современной политической науке понятие «политическая  система» разработано как категория, охватывающая все главные стороны  и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Индийский политолог П. Шаран, анализируя современные учения о  политических системах, отмечает важное преимущество самого понятия «политическая  система», которое охватывает сферу  политической деятельности «всех лиц  и все институты, участвующие  в политическом процессе». Имеющиеся  в литературе определения подтверждают его мнение.

Понятие «политическая система» - это определение  организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных  с осуществлением власти и управлением  обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Наконец, оно фиксирует существенную связь политических структур и отношений с конкретной территориальной общностью людей.

Политическая система  существует в реальной стране или  группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или  интернациональное).

Понятие политической системы  носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе. Так, если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества. В другом варианте подчеркивается властный аспект политической системы и ее определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми. В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе. Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

Система существенно отличается от всякой совокупности разнородных; политических субъектов и отношений, заполняющих  политическое пространство данной страны. Любой вид социальной системы  предполагает такую взаимосвязь  ее элементов, которая образует определенную целостность, единство. А это означает объединенность входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причем эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого. Социальная система в высшей степени сложный организм, поведение которого подчинено достижению определенных целей разных уровней и зачастую несогласованных между собой. Она, в известной мере, детерминирует деятельность входящих в нее субъектов, и вместе с тем сама способна изменяться в процессе функционирования и развития под влиянием окружающей среды.

Политической системе  свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, ее характеризуют  специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта  система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В ее фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным  образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких ее институтах (по Т. Парсону), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к ее реализации все сообщество.

Органы власти - органическая часть политических институтов, в  чем аккумулируется власть; они служат орудием целенаправленного действия политических субъектов. Наконец, институт регламентации - это совокупность разрабатываемых  норм и правил (правовых, политических, профессиональных), составляющих основу регуляции и контроля в массиве  политической деятельности и отношений.

Политическая система, поскольку  она является орудием осуществления  власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для  большинства граждан, интересов, выступает  по отношению к другим системам общества доминирующим фактором.

Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы  и другие - все они опираются  на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закрепляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к (другим системам общественного организма.

Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее, зависит от общественной среды, определяется социально-экономической  структурой общества, остается надстройкой  по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы  социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие  социальные группы, классы, слои. Политическая система - это организация больших  социальных групп в сфере власти и управления.

Материалистическая концепция  обусловленности политической системы  способом производства, социально-экономическими отношениями в настоящее время  подвергается критике. Так, французский  политолог Клод Лефор в статье «Демократия» утверждает: «Считать, что общественная система раскрывается в инфраструктуре, состоящей из способа производства, а также, что политическая организация - это лишь элемент надстройки, созданной для подтверждения могущества обладателей средств производства, - значит забывать о том, что поведение классов, групп, индивидуумов зависит от их принадлежности ко всему комплексу, управляемому политическими принципами, забывать о том, что у них здесь есть условия для свободного выражения интересов и мнений, условия для свободного объединения, информации, формулировки новых прав…» Критическая аргументация К. Лефора больше относится к вульгарно-экономическому толкованию взаимосвязи политической надстройки от экономики.

Для любого политолога-материалиста ясно, что всякая политическая система  формируется под воздействием не одного только экономического базиса, а комплекса условий и факторов. Польский политолог-материалист А. Боднер с присущим ему своеобразием научного мышления показал историческую обусловленность политических систем. Он назвал пять факторов, влияющих на формирование систем:

1) непрерывность природной  среды, в которой живет данная  нация или ее отдельная группа;

2) материальные продукты  ее деятельности;

3) совокупность ценностей  и образцов поведения, знания  и представления о мире, передаваемые  из поколения в поколение;

4) общественные институты,  которые каждое поколение застает  как данность;

5) внешняя среда нации,  образующая вместе с нею определенный  круг цивилизации и культуры, а также политические условия.

Научное понимание диалектического  взаимодействия политической системы  с другими Сферами общества не исключает, а, напротив, предполагает влияние  на поведение социальных групп и  индивидов разнообразных элементов  социальной среды. Следовательно, нет и не может быть жесткой, линейной зависимости политических субъектов и организаций, их действий от экономики.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению  к ним и ко всей социальной среде  как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса  социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных  связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система  подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий ее институтов, ценностей и т.д. По Д. Истону, на «входе» системы, это совокупность требований и поддержка, в коих проявляются реальные интересы социальных групп. Например, требования безопасности, равноправия, политического участия и другие; поддержка в виде открытых действий общественных сил в защиту системы, соответствующие умонастроения, приверженность господствующим ценностями т. п. Система регулирует потоки требований, формулирует их в применении к проводимой правящими институтами политике. На «выходе» системы - результаты деятельности, принимаемые решения, словом, реализация государственной власти и заложенных в системе способов управления сообществами людей. Политическая система устойчиво функционирует, если не допускается перегрузка ее требованиями и достигается взаимоувязка действий системы на «входе» и «выходе».

Функции политической системы

Являясь самостоятельным  организмом, политическая система обладает своими возможностями, или, условно  говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:

1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

Информация о работе Политическая система: определение, структура, функции