Политическая система: определение, структура, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Политическая система: определение, структура, функции.
Классификация и функции политических партий.
Понятие политического лидерства. Типы политических лидеров.

Содержание работы

Введение
Понятие политической системы общества……………………………………………….стр 2
Функции политической системы…………………………………………………………стр 7
Основные структурные элементы политической системы…………………………….стр 11
Заключение………………………………………………………………………………..стр 16
II вопрос: Классификация и функции политических партий.
Введение
Признаки политической партии…………………………………………………………стр 18
Функции политических партий………………………………………………………….стр 19
Типология политических партий………………………………………………………..стр 21
Заключение………………………………………………………………………………..стр 25
III вопрос: Понятие политического лидерства. Типы политических лидеров.
Введение
Природа лидерства………………………………………………………………………..стр 26
Типология лидерства……………………………………………………………………..стр 27
Политическое лидерство в России………………………………………………………стр 31
Заключение………………………………………………………………………………..стр 32
Список литературы…………………………………………………………………стр 34

Файлы: 1 файл

Контрольная работа - политология.docx

— 71.92 Кб (Скачать файл)

Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую  конкретизацию в зависимости  от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов  в различных обществах. Так, в  ряде стран одним из главных элементов  политической жизни выступают религиозные  учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических  странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в  странах, где господствует одна идеология  и политическая партия.

Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных  органов власти центральному правительству  страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются  взаимодействием институтов как  равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация  власти и управления.

Институциональные взаимосвязи  динамичны, реализуются и воспроизводятся  в форме живых противоречий, в  чем, собственно, выражается диалектика политической власти и относительная  самостоятельность институтов. Вертикальные связи имеют тенденцию к доминированию  над горизонтальными, поскольку власти присуще свойство централизации и концентрации. Правящие и оппозиционные институты, системные и внесистемные организации, политические, властные и общественные учреждения, государственно-правовые и традиционные нормы - все они и в структурно-организационном и в функциональном планах выступают как взаимодействующие противоположности. И могут быть объективно осмыслены лишь в контексте анализа реальных противоречий политической системы. Рассматривая, скажем, институты законодательной, исполнительной и судебной властей, надо иметь в виду их естественную, сущностную противоречивость. Политическая история стран мира свидетельствует о постоянном соперничестве субъектов законодательной и исполнительной властей, о стремлении второй занять господствующее положение в системе.

Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих  политических субъектов, вся соткана  из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет  смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и  политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы  взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.

Политические отношения  властвования выступают в определенном аспекте как господство одних  групп людей над другими. До сих  пор в истории общества господство оставалось объективным законом  политической жизни. Право одних  властвовать над другими в  явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического  господства в обществе. Но затем  они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная  демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое  господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для  свободы, в диктатуру большинства  по отношению к личности.

Политическая система  демократического типа характеризуется  такой легитимностью, которая предполагает и отношения господства и отношения  сотрудничества, добровольного признания  авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и  свобод человека.

Первенство господства в  политических отношениях сохраняется  до тех пор, пока не исчезнут его  источники в социально-экономическом  бытии: асимметричность общественных отношений, социальная дифференциация людей, необходимость выделения из общества особых групп людей для выполнения властных функций, связанных с управлением общими делами, и возможность использования этих функций для присвоения привилегированных общественных статусов.

Доминирование отношений  господства в политической жизни  не является критерием качественного  различия систем. Все дело в том, какой тип господства: легитимный или нелегитимный, основанный на системе  всеобъемлющих прав или на авторитете правителей, на признанных большинством общества ценностях или же ценностях, навязанных ему меньшинством - элитой, партией, власть предержащими. От типа господства зависит устойчивость политических систем, их жизненность. Драматический  опыт советской модели политических отношений продемонстрировал ущербность, неспособность к самореформированию и адаптации системы, базирующейся главным образом на господстве одной партийной олигархии и идеологической легитимации власти. Хотя изначально по своей объективной природе данная система утверждалась как форма институализации интересов большинства и взаимопомощи.

Заключение

Политическая система - это  основополагающая форма организации  политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные  общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных  компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и  способы реализации политических интересов  и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы  обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и  характеристик, поддающихся эмпирическому  социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского  общества.

Функции политической системы  многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью политической жизни. В заключении считаю необходимым еще раз перечислить основные функции политической системы общества:

1) определение целей и  задач общества;

2) выработка программ  его жизнедеятельности в соответствии  с интересами правящих слоев  общества;

3) мобилизация ресурсов  общества в соответствии с  данными интересами;

4) контроль за распределением ценностей. Именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;

5) интеграция общества  вокруг общих социально-политических  целей и ценностей. 

Реализация этой функции  предполагает наличие развитой способности  политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие  в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность.

Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуществляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политические привилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность различных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным распределением, предполагает возможность дифференциации в степени доступности социальных благ для различных категорий граждан и социальных групп.

 

 

 

 

 

II вопрос: Классификация и функции политических партий.

Введение

Более 150 лет назад французский  мыслитель А. де Токвиль (1805-1859) заметил, что « в демократических странах умение создавать объединения - первооснова общественной жизни; прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области». Ученый подчеркивал актуальность создания разветвленного универсального механизма взаимосвязи государства и гражданского общества. Однако этот механизм является не только посредником во взаимоотношениях власти и общества, но и средством контроля за государством со стороны гражданского общества. Наличие такого механизма свидетельствует о зрелости гражданского общества, его способности к самоорганизации. Благодаря созданию различных ассоциаций, партий, клубов, общественных движений, призванных отражать устойчивые группы интересов, информация об их наличии доводится до властных институтов, которые ищут пути согласования разнородных потребностей и тем самым обеспечивают стабильность и прогресс общества в целом.

Признаки политической партии

Термин «партия» происходит от латинского pars (parts) и обозначает часть чего-то целого, а также сторону какого-то явления или процесса.

Признаки, отличающие партию от других политических институтов, сформулировали Дж. Лапаломбара и М.Вейнер в работе «Политические партии и политической развитие». Они выделили четыре признака партии:

1. Партия - это достаточно  длительно по времени действующее  объединение людей.

2. Цель партии - завоевание  и осуществление власти. Здесь  следует отличать партии от  групп давления. Если партии ставят  цель завоевания власти на  выборах, осуществление ее посредством  работы депутатов от партии  в парламенте и правительстве,  то группы давления не стремятся  к захвату власти, а пытаются  воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы.

3. Партия обладает определенной  программой деятельности, отражающей  мировоззрение членов партии.

4. Партия принимает активное  участие в избирательных компаниях.

Функции политических партий

Место и роль партии в  политической системе определяется ее функциями:

1. Борьба за власть и ее осуществление.

В условиях современной демократии эта функция включает в себя участие  в выборах органов центральной, региональной и местной власти; парламентскую  деятельность партийных фракций; политическое рекрутирование, управление государством.

В демократическом обществе политические партии отвергают насильственные методы борьбы за власть и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки избирателей, создание и расширение электората. Победившие на выборах партии формируют парламент путем образования парламентских фракций. Результаты выборов влияют также на формирование органов исполнительной власти. В общемировой практике имеется опыт, когда в парламентских республиках премьер-министром становится либо лидер или представитель правящей партии, победившей на выборах и имеющий большинство в парламенте, либо представитель партийной коалиции. В России председатели правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы.

2. Агрегирование и представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Его содержанием является выявление членами партий совокупного политического интереса поддерживающих ее социальных сил и реализация этого интереса через политическую систему.

В идеале каждая партия стремится  определить свои цели, выработать идеологию  и стратегию развития общества, чтобы  убедить граждан в правильности ее политических действий. Последние  десятилетия ХХ в. Внесли значительные перемены в содержание функции представительства. На смену классовым партиям с  середины ХХ в. Приходят так называемые «община родные партии» или «партии  для всех». Такие партии стремятся  избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, представить себя выразителями общего интереса. Облик партии сегодня формирует не столько классовая ориентация, сколько определены тип политики.

В конце ХХ в. партиями всего народа провозглашают себя социал-демократы Западной Европы. На широкую социальную базу ориентированы конфессиональные партии - Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии, Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социалистический союз (ХСС) в Германии.

3. Выработка программных установок, социально-политической стратегии. Программные установки, как правило, основываются на определенных идеологических принципах. Для некоторых партий, прежде всего коммунистических, идеологический момент имеет принципиальное значение. Для ряда партий, например республиканской и демократической в США, значение идеологии невелико.

Большинство партий Запада избегают принятия догматизированных  программ. Чаще всего дело ограничивается изложением принципов и общих  ориентиров. Основное же внимание уделяется  переработке направлений политического  и социально-экономического курса.

Особенно активную деятельность по обновлению своих программных  установок партии развивают в  период пребывания в оппозиции. Свобода  от бремени власти, которую они  приобретают после поражения  на выборах, дает благоприятную возможность  для переосмысления прежней политики и поиска нового лица.

Приверженность членов партий общим программным установкам не исключает возможности существования  в партиях фракций и соперничества  между ними. Идейно-политические различия имеют, однако, свои пределы, преодоление  которых ведет в расколу и возникновению новых партий. Некоторые партии (прежде всего левые) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами.

4. Формирование общественного мнения, политическая социализация граждан. Партии заинтересованы в поддержке своей политической линии общественным мнением. С этой целью они стремятся не только к обновлению своих доктрин, но и к широкому распространению в средствах массовой информации своих партийных документов и взглядов.

Пропагандистская деятельность партий предполагает политическое просвещение  своих членов и сторонников, воспитание общества в духе определенных ценностей  и традиций, приобщение граждан к  политической социализации общества.

Следует отметить, что эффективность  выполнения их деятельности - прагматического  или идеологического. Прагматическая лишь предполагает постоянную нацеленность на достижение конкретных целей, использование  по преимуществу консенсусных технологий борьбы за власть, готовность жертвовать идеологические ограничениями во имя соглашений, коалиций. Этот стиль повышает политическую стабильность общества, идеологический стиль партийной деятельности, основанный на определенных идеалах и принципах, ведет к конфронтации общественных сил, к конфликтности политического процесса.

Информация о работе Политическая система: определение, структура, функции