Структура кредитной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Основную роль в финансовом посредничестве играют различного рода финансово-кредитные институты, которые с помощью разнообразных инструментов привлекают временно свободные денежные средства экономических агентов, а затем предоставляют их на различных условиях в пользование другим экономическим субъектам. В современных условиях существует множество разнообразных финансово-кредитных институтов, осуществляющих финансовое посредничество, причем в каждой стране его организация имеет свои национальные особенности.

Файлы: 1 файл

контролка в 30.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

                                                         Содержание

 

 

 

 

1. Структура кредитной системы как совокупность кредитных учреждений

 

Основную роль в финансовом посредничестве играют различного рода финансово-кредитные институты, которые с помощью разнообразных инструментов привлекают временно свободные денежные средства экономических агентов, а затем предоставляют их на различных условиях в пользование другим экономическим субъектам. В современных условиях существует множество разнообразных финансово-кредитных институтов, осуществляющих финансовое посредничество, причем в каждой стране его организация имеет свои национальные особенности. Рассмотрим наиболее характерные виды финансово-кредитных организаций, совокупность которых образует  кредитную систему страны [3, С.242].

В национальных законодательствах  понятие «кредитная система», как  правило, не фигурирует, чаще используется понятие «банковская система».  Однако их нельзя отождествлять.  Банки являются лишь одним, хотя и наиболее распространенным видом кредитных организаций.  Поэтому логично считать банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро системы кредитных организаций.

В самом широком смысле национальную кредитную систему можно рассматривать как сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами.

Институциональную основу  кредитной системы составляет совокупность кредитных институтов, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно-платежными и т.  д.).  Совокупность указанных институтов можно рассматривать как  кредитный сектор страны.  В каждом государстве имеется своя неповторимая совокупность организаций, которые относятся к кредитному сектору.  Это связано с историческими особенностями развития кредитных отношений, а также с законодательными особенностями регулирования деятельности кредитных институтов.  В странах с развитой рыночной экономикой возникают сходные формы кредитных институтов. Однако из-за различий в законодательствах понятия «банк», «кредитная организация» и особенно тех финансовых институтов, которые рассматриваются как кредитные организации и банки, полностью не совпадают.  Они определяются через перечень операций, которые им разрешено проводить.  В качестве дополнительных признаков обычно указывается, что эти институты должны быть юридическими лицами, действующими на коммерческих началах.

В кредитную систему  страны довольно часто включают все  или большинство институтов, которые  могут рассматриваться как финансовые,  т. е. выполняющие функции финансовых посредников, в частности страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и компании, финансовые компании, благотворительные фонды, учреждения мелкого кредита, ломбарды и др. При такой расширенной трактовке предполагается, что любой финансовый институт осуществляет кредитную функцию в той или иной форме.  При этом необходимо иметь в виду, что многие из перечисленных институтов не являются кредитными организациями, поскольку по закону не имеют права предоставлять ссуды юридическим и физическим лицам.  Это относится, в частности, к инвестиционным фондам и компаниям, страховым компаниям и пенсионным фондам.  В основном эти организации осуществляют инвестиции в ценные бумаги. Страховым компаниям и пенсионным фондам разрешено также инвестировать средства в недвижимость, банковские вклады (депозиты), валютные ценности, денежные средства на расчетном счете. Инвестиции в долевые ценные бумаги, по сути, не могут рассматриваться как форма займа.  Единственным основанием отнесения указанных организаций к кредитному сектору является инвестирование ими средств в долговые ценные бумаги, в особенности государственные и муниципальные, поскольку такие инвестиции являются формой займа.

Таким  образом, при определении небанковских организаций кредитного сектора желательно разделить их на следующие группы: с преобладанием кредитной функции (например, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые компании, ломбарды, финансовые компании) и в основном с инвестированием на рынке ценных бумаг.

На рис.  1 представлена совокупность основных видов финансово-кредитных институтов.

Рисунок 1 – Совокупность основных финансово-кредитных институтов. СКОН – специализированные кредитные организации небанковского типа, ОВК – общества взаимного кредита, СФКО – специализированные финансово-кредитные организации

На этой схеме собственно к кредитному сектору отнесены лишь те финансовые институты, которые предоставляют  займы и кредиты.  Отдельно выделены специализированные финансово-кредитные учреждения, которые указанный вид операций не осуществляют или делают это в ограниченном масштабе.  Таким образом, приведенная схема несколько отличается от традиционного представления кредитного сектора страны. В частности, едва ли правомерно все специализированные финансово-кредитные организации относить к банковскому сектору, указывая его подчиненность центральному банку, как это часто делают в экономической литературе, в том числе учебного характера.  Так, регулирование и контроль за деятельностью инвестиционных компаний и фондов в стране осуществляет отдельный орган. Например, в России эти функции выполняет Федеральная комиссия по фондовому рынку и ценным бумагам (ФКЦБ), в США – Securities Exchange Commission (SEC).

Функции, выполняемые различными кредитными институтами, широки и имеют много общего. К основным из них можно отнести следующие [3, С.244]:

1) аккумуляцию и мобилизацию  денежного капитала;

2) перераспределение  денежного капитала (посредническая  роль);

3) регулирование денежного оборота;

4) уменьшение финансовых  рисков для поставщиков финансового  капитала.

Очевидно, что эти функции  определяются ролью кредитных институтов как финансовых посредников.  Но характер их выполнения разными группами кредитных организаций отличается.

В дальнейшем все множество  финансово-кредитных институтов в  стране будем называть финансово-кредитным  сектором.  Он состоит из кредитного сектора и специализированных финансово-кредитных  организаций (СФКО), которые оказывают  финансовые услуги без предоставления займов  (см.  рис.  1) и действуют при этом в основном на рынках ценных бумаг.

Различают два основных типа финансово-кредитных систем – универсальные и сегментированные (специализированные).  В универсальной финансово-кредитной системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским.  Это  – фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы является немецкая.  Иногда считают, что обратная сторона универсализма – возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций. Такое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах как с универсальными, так и с сегментированными системами существуют организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, и те, которые не имеют право это делать. Первые – это фактически небанковские кредитные организации.

Таким образом, для установления типа национальных финансово-кредитных  систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции, как было сказано выше, определяются преимущественно установленным перечнем, причем его состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов.

В строго  сегментированной финансово-кредитной системе  банкам не разрешено выполнять небанковские операции.  Дополнительным признаком, хотя и необязательным, является более  жесткое разграничение сфер деятельности кредитных организаций и отдельных  операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхования, сделок с недвижимостью, трастовых операций).  Сегментированная система преобладала долгое время в США и Японии.

Приведенное разделение финансово-кредитных систем на универсальные  и сегментированные в современных  условиях все же не носит абсолютного  характера.

Во-первых, каждая национальная финансово-кредитная система проходит несколько этапов своего развития, тяготея в той или иной мере то к универсальному, то к сегментированному образцу.  В частности, это было характерно для финансово-кредитных систем Франции, Великобритании и других стран.  Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансово-кредитных систем. Поэтому в современных условиях существуют не строго сегментированные, а либо смешанные финансово-кредитные системы, либо сегментированные с элементами универсализации.

В последние десятилетия  границы между банками и прочими  финансовыми институтами, в том  числе небанковскими кредитными организациями, все более размываются. Данный процесс характерен для большинства развитых стран. Это происходит по двум причинам: во-первых, банки все больше проникают в сферу деятельности других финансовых институтов (однако в ряде стран этому процессу препятствуют законодатели), а во-вторых, расширяется спектр операций, которые выполняются небанковскими организациями. Так, банки принимают активное участие в осуществлении факторинговых и лизинговых операций, оказании трастовых и других услуг, которые выполняют и специализированные финансовые институты.  Небанковским организациям сложнее универсализировать свою деятельность в силу их специализированного характера. Однако и они стали активнее заниматься традиционными банковскими операциями – денежными расчетами, краткосрочным кредитованием фирм, операциями с кредитными карточками, приемом сбережений, ведением текущих счетов и  др. Характерно, что современные банки стремятся действовать как операторы на различных сегментах финансового рынка. По своей сути они прежде всего призваны осуществлять операции на рынке ссудных капиталов. Но большинство крупных и средних банков также являются активными участниками рынков ценных бумаг, валютных рынков и рынков производных финансовых инструментов. В этом заключается основное проявление процесса универсализации их деятельности. В то же время специализированные финансово-кредитные организации, как правило, действуют на отдельных сегментах финансовых рынков.

В целом кредитный  сектор страны включает обычно следующие  разновидности финансовых институтов:

1) центральный банк;

2) коммерческие банки  различного типа, в том числе универсальные (выполняющие большинство банковских операций и услуг) и специализированные (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, торговые и др.);

3) специализированные  кредитные организации небанковского  типа (СКОН);

4) специализированные кредитные институты (кредитные кооперативы, союзы, ссудосберегательные ассоциации и др.), которые не везде признаются кредитными организациями, но везде реально выполняют часть банковских операций и услуг.

Из указанных разновидностей финансовых институтов в банковский сектор и соответственно банковскую систему входят первые две. Очевидно, что при отождествлении кредитной и банковской систем все эти организации относят к банковскому сектору, что вряд ли правомерно. В некоторых странах Европы (Германии, Голландии, Франции, Австрии и др.) значительная часть кооперативных кредитных институтов рассматривается как кредитные организации. Они носят название кооперативных банков.

Разделение кредитных  институтов в зависимости от того, относятся ли они к коммерческим организациям или нет, имеет значение  с точки зрения регулирования их деятельности.  Если такой институт признается коммерческой организацией, то он должен действовать в соответствии с законами о кредитном деле, кредитных организациях и т. п. В противном случае должны быть указаны другие основные законы, определяющие деятельность организации. На рис. 1 отмечены государственные органы, контролирующие функционирование кредитных организаций.  Они разрабатывают для них различные нормативы (достаточности капитала, ликвидности и др.), методические рекомендации, контролируют их исполнение, выдают лицензии.  Соответствующие органы отличаются в разных странах. Так, в России такое регулирование осуществляет сам Центральный банк РФ, в Японии – Министерство финансов, в Германии – Федеральное ведомство по кредитному делу.

Независимо от выполняемых  функций и форм специализации  кредитные организации, в том  числе и банки, могут создаваться  на основе как частной собственности, так и государственной.  В кредитных системах многих стран существуют смешанные государственно-частные кредитные организации (банки, лизинговые, финансовые компании и др.).

Панорама кредитной  системы не будет полной, если не упомянуть финансовые услуги почты.  Обладая крупной сетью отделений, размещенных на территории многих стран, почтово-сберегательная система собирает значительное число вкладов (например, в Японии они составляют более 20 %, что соответствует примерно 2 трлн дол.). В то же время следует учитывать, что почтовая система не выдает кредиты.  Помимо выполнения традиционных функций привлечения денежных средств, почтово-сберегательная система занимается страхованием и оказывает другие финансовые услуги, облегчая доступ населения к ним. Так, японская почтово-сберегательная система является крупнейшим в мире учреждением по объему привлечения частных сбережений. На этом, как утверждают специалисты, основано экономическое и политическое могущество японского финансового капитала. Привлеченные денежные средства населения Японии поступают в распоряжение правительства, формируя как бы «второй государственный бюджет», достигающий почти 10 % годового ВНП. Получая дешевые денежные средства через почтово-сберегательную систему, Япония до недавнего времени не нуждалось в развитии рынка государственных долговых обязательств.

Информация о работе Структура кредитной системы