Контрольная работа по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:00, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. На решение каких задач направлено социальное управление?
Вопрос 2. В чем заключается социальная политика в сфере занятости?
Вопрос 3. Как рассчитывается индекс потребительских цен? Приведите примеры.
Вопрос 4. В чем заключается метод управления по целям?
Вопрос 5. Опишите структуру плана социального развития коллектива предприятия.

Файлы: 1 файл

контр.работа управл.соц.разв.организ..doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. На решение  каких задач направлено социальное управление?

Ответ 1. С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи  выделяют три компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

- процессы управления  в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;

- процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

- процессы управления  в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

 

Вопрос 2. В чем  заключается социальная политика в  сфере занятости?

 

Ответ 2 . Научно-методическое   обеспечение   системы   предполагает   изучение принципов выявления и отбора работников, желающих пройти переподготовку  для последующего перераспределения на новые рабочие места, основных  требований, предъявляемых работодателями  к переподготавливаемой  рабочей   силе   для последующего   распределения   на   новые   рабочие   места,   как   условию производственных  инвестиций,  социального  партнерства  в  сфере   обучения высвобождаемых   и   подлежащих   перераспределению   кадров   в   регионах, переобучения и перераспределения как метода социальной  защиты  маргинальных групп  населения  и   т.д.   и   разработку   соответствующих   методических рекомендаций.

      Важнейшая роль в регулировании  процессов, протекающих на рынке  труда, принадлежит оплате труда, которая лежит в основе всей системы  мотивационных установок  и  в  значительной  мере   поддерживает   интерес   работника   к продуктивному труду. В странах с рыночной  экономикой  сложились  достаточно определенные и четкие представления о  рациональном  и оптимальном уровнях оплаты труда, о ее минимальных границах.  Базируются  эти представления на законе стоимости рабочей силы. Как известно, в соответствии с этим  законом формируется фонд жизненных средств работников, необходимых для  поддержания существования самого рабочего и его семьи.  Именно  стоимость  рабочей  силы есть экономическая  категория,  на  основе  которой  складывается  понимание совокупности   нормальных   потребностей   семьи,   удовлетворение   которых обеспечивает воспроизводство рабочей силы.

      Это делает стоимость рабочей   силы  четким  основанием,  определяющим  величину заработной платы   и  иных  трудовых  доходов.  Поэтому  в  западных странах  немыслима ситуация, нередко случающаяся   у  нас,  когда  минимальная заработная плата  оказывается  ниже  прожиточного  минимума,  а  минимальная пенсия — выше минимальной заработной платы.

Социальная  политика в сфере занятости  обеспечивает гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости;  защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.

Вопрос 3. Как  рассчитывается индекс потребительских  цен? Приведите примеры.

Ответ 3. Индекс потребительских цен – основной показатель инфляции в стране - определяет изменение уровня розничных цен на товары и услуги, входящие в фиксированную потребительскую "корзину" (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание и т.д.). Выбор состава потребительской корзины основывается на статистических исследованиях и отражает типичный для данной страны состав потребляемых благ.

Индекс потребительских  цен определяется по типу индекса Ласпейраса, при расчетах которого фиксируется набор товаров и стоимость потребительской корзины базисного года, а при исчислении текущего года берется тот же набор товаров, но учитывается изменение цен на них:

IЛаспейраса =

Pi0, Pit – цена i-го товара (или услуги) в базисном (Pi0) и текущем (Pit) году соответственно Qi0 – количество i-го товара (услуги) в базисном периоде.

Вопрос 4. В чем  заключается метод управления по целям?

Ответ 4. Управление по целям - Management by Objectives (сокр. — MBO) представляет собой систематический и организованный подход, позволяющий руководителям сконцентрироваться на выполнимых целях и достигать наилучших результатов. Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвидение в мышлении результата деятельности.

Управление по целям - метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения. Концепция управление по целям впервые упомянута ее автором Питером Друкером, в 1954 году в своей книге "The Practice of Management". В этой книге описываются общие принципы управления по целям и рекомендации по постановке и контролю исполнения целей. Management by Objectives, как "управление по целям" и "управление по задачам". В своих книгах автор пишет именно об управлении на основе поставленных целей, хотя всем очевидно, что цели недостижимы без реализации задач, необходимых для достижении этих целей. Поэтому сотруднику можно поставить как цели, так и задачи, и необходимо постоянно контролировать их достижение. Цель по определению находится "вне действия" сотрудника. Сотрудник может сделать задачи, которые ведут к достижению цели или результата, но на 100% гарантировать, что результат будет получен, никто не может. Цели, как правило, ставят тем подразделениям и сотрудникам, где можно четко определить результат их работы. Если результаты работы сотрудника трудно оценить или на получение результата (цели) его работы влияют многие внешние факторы, то можно оценить задачи и их качество, которые он реализовали для достижения своих целей. Оценку эффективности данных сотрудников можно осуществлять по проценту выполнения поставленных задач и поручений. Очень частое заблуждение у менеджеров с данной концепцией, связанно с двусмысленным переводом.

Согласно выводам  Питера Друкера, менеджеры должны избегать "ловушек времени" будучи вовлеченных в действия дня, забывать выполнять задачи направленные на достижение результатов - целей.

Вопрос 5. Опишите  структуру плана социального  развития коллектива предприятия.

Ответ 5.  План социального развития коллективов предприятий, как правило, составляется в виде перспективного на пятилетку с разбивкой заданий по годам планируемого периода. Типовая структура плана социального развития коллектива предприятия включает четыре раздела: изменение социально-демографической структуры коллектива; повышение квалификации и образования кадров работающих; основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укреплению здоровья работников; улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей.

В целях обеспечения  выполнения заданий по всем пунктам плана устанавливаются конкретные задания, сроки и лица, ответственные за выполнение; выделяются необходимые средства; коллектив мобилизуется на выполнение запланированных мероприятий и работ; вводится контроль за реализацией заданий плана. Мероприятия этого плана включаются в оперативно-календарные планы соответствующих производственных подразделений и отделов, которые несут ответственность за их выполнение наравне с планами производства.

Все мероприятия плана  социального развития коллектива согласуются с другими разделами и в первую очередь с планом по труду, планом технического и организационного развития производства, финансовым планом.

План социального развития коллектива предприятия - взаимоувязанная  совокупность показателей, характеризующих научно-обоснованную систему обеспеченных необходимыми ресурсами мероприятий, направленных на всестороннее развитие всех членов коллектива на основе осуществления прогрессивных изменений социального состава работающих, улучшение условий жизнедеятельности, формирования и наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей членов коллектива. Практика социального планирования рекомендует следующие структурные элементы плана:

1. Планирование совершенствования  социальной структуры производственного коллектива. Содержание данного раздела разрабатывается в тесной связке с планом по труду и кадрам, а также с планом по техническому развитию и организации труда. Особое внимание уделяется изменениям в численности и структуре работающих за счет механизации и информатике производственных процессов, улучшение организации производства и труда. Принимается во внимание доля не квалифицированного труда в общем объеме трудовых затрат, сокращение численности работников занятых на работах с вредными условиями труда. Совершенствование социально-квалификационной сферы производственного коллектива раскрывается как многочисленные показатели, характеризующие численность и социальный состав работающих, уровень образования и квалификации.

2. Планирование улучшения условий и охраны труда, укрепления здоровья работающих. Выбор приоритетного направления и последовательность мер по совершенствованию условий и охраны труда, укреплению здоровья работающих зависит от специфики производства. Для анализа и разработки плана широко используется общие, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические показатели, а также показатели условий безопасности труда и предупреждения несчастных случаев и возможных профессиональных заболеваний.

3. Планирование улучшения жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и членов их семей.

4. Планирование воспитательной  работы в коллективе и повышения  трудовой и общественной активности  трудящихся. Разработка этого раздела плана социального развития должна быть направлена на обеспечение тесного единства всех видов воспитательной работы (идейно-политического, трудового, экономического, нравственного, правового, эстетического, физического воспитания) с целью достижения роста социальной активности работников, совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе.

План социального развития является главным средством управления социальными процессами на предприятии. Возможности удовлетворения потребностей коллектива и в социальных благах определяются конечными результатами работы предприятии, хозрасчетным доходом коллектива. Поэтому разработка плана социального развития -- дело всего коллектива. Важное значение при разработке планов социального развитии имеет научно обоснованное определение социальных приоритетов, т. е. тех социальных задач, которые требуется решить в коллективе предприятия в первую очередь.

Разработка плана социального  развития предусматривает:

- анализ, социально-экономической  ситуации на предприятии;

- определение приоритетности  решения социальных проблем;

- оформление заданий  на разработку мероприятий проектирование  создания соответствующих объектов  социально-бытового и культурного  назначения;

- обсуждение проекта  плана социального развития;

- выделение необходимых  финансовых средств для реализации.

Разработка и использование  социальных нормативов в планировании и управлении социальными объектами представляют собой более глубокий и конкретный уровень социального планирования. Только с их помощью можно осуществить в этой области реальный переход от практики, базирующейся на достигнутых в прошлом результатах, к действительно целевому планированию, учитывающему перспективные задачи и фактически достигнутый уровень социального развитии, превратить его из инициативного дела отдельных коллективов в систематическую общегосударственную деятельность в рамках комплексного экономического и социального планирования. Социальные нормативы должны стать критерием оценки достигнутого уровня развития социальной сферы и важным инструментом распределения ресурсов между се отраслями и регионами, исходя из социальных приоритетов.

 
Im. 64 
 
Рис. 1. Система прогнозов и планов предприятия

 

Вопрос 6. Что  относится к основным функциям социального  управления?

Ответ 6 .Функции управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Состав функций управления должен обеспечивать эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение ее состояния. Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:

- особенностей процесса  управления, т. е. выделения в  нем признаков, присущих менеджменту  как социальному явлению и  раскрывающих законы и закономерности его формирования; 
- процесса социального развития, направленности управления на конкретные элементы этого процесса или сферы, объекты жизнедеятельности общества.

В силу этого процессу социального управления объективно присущи основные и конкретные функции. К основным функциям управления относятся такие формы проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей:

- тонирование (прогнозирование)  — выработка и постановка целей  и задач в сфере социального  управления, а также определение  путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;

- организация — создание  новых и упорядочение функционирующих  организационных структур менеджмента  как элементов процесса реализации  планов и целей социального  управления; 
- координация (регулирование) — обеспечение необходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей;

- стимулирование (активизация)  и обучение (инструктаж) — побуждение  и подготовка людей к действию  путем обеспечения повышения  эффективности системы менеджмента как элемента процесса реализации целей управления;

- контроль (анализ и  учет) — систематическое наблюдение  за деятельностью людей с целью  выявления отклонений от установленных  норм, правил и требований в  процессе реализации намеченных целей.

Перечисленные основные функции действуют в единстве и взаимосвязи, однако переход от одной ступени (уровня) социального  управления к другой сопровождается изменением соотношения их содержания и роли (например, ведущая для  министерского уровня функция прогнозирования сменяется на цеховом уровне функцией организации и т. д.).

Если основные функции  являются общими дня любых процессов  социального управления, в каких  бы системах управления обществом они  не осуществлялись, то конкретные функции присущи тем или иным конкретным элементам социальной системы, отражая их специфику. Например, производственно-хозяйственная деятельность предприятия может подразделяться на три стадии: подготовительную, производственную и заключительную, каждая из которых, обособляясь, представляет собой объект управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций менеджмента, соответствующих каждому выделенному объекту социального управления. По содержанию каждая конкретная функция управления является, в свою очередь, комплексной и охватывает планирование, организацию, координацию, стимулирование, обучение и контроль организационно обособленных объектов воздействия.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории организации"